Депутат от AMANAT Шаталов: Каждая наша инициатива будет изучаться под микроскопом
Аманатовцы активно озвучивают наболевшие и системные проблемы, ищут их решения
Закончилась первая сессия VIII созыва Парламента. За это время было проведено 3 совместных заседания палат, 12 пленарных заседаний Сената и 15 пленарных заседаний Мажилиса, на которых рассмотрено более 120 вопросов. В работе Парламента находилось 82 законопроекта, из них 25 приняты, 13 вступили в силу. Корреспондент Azattyq Rýhy поговорил с депутатом от AMANAT Никитой Шаталовым о том, как изменился Парламент, какие у него приоритеты и планы, а также об ожиданиях избирателей от нового Мажилиса.
– Новый парламент VIII созыва получился очень пестрым и неоднородным. Во-первых, он сильно обновился по персоналиям, во-вторых, появились новые фракции, и их количество выросло до 6. Какие итоги вы можете подвести после окончания первой сессии, учитывая все эти новшества?
– Безусловно, такого яркого и конкурентного Мажилиса мы не видели давно. Это прямое следствие реформ Президента, который либерализовал и выборное, и партийное законодательства, вернул институт одномандатников. Ключевое изменение – это обострение конкуренции. Она была и за голоса избирателей во время электоральной кампании, в результате чего она получилась очень плотной и интересной.
Но, как известно, подготовка к новым выборам начинается на следующий день после объявления результатов прошедшей кампании. И сейчас мы активно боремся за внимание казахстанцев, каждая фракция, каждый депутат-самовыдвиженец – по-своему. Такая конкуренция приводит к тому, что мажилисмены активнее озвучивают наболевшие и системные проблемы, ищут их решения. Не могу сказать, что у всех получается одинаково эффективно, но в политике, как и в бизнесе, выживает сильнейший, более системный игрок.
За 100 дней, которые продлилась первая сессия, Парламент при этом, несмотря на всю неоднородность и сложность, быстро принял необходимые законы для построения Справедливого Казахстана. Речь в первую очередь о законе о возврате активов, который нацелен на то, чтобы мы вернули не просто сворованные деньги, но наше будущее. Это все – недополученное народом богатство, те деньги, которые недоинвестировали в инфраструктуру, школы, больницы. Очень показательно, что Президент дал поручение на деньги коррупционеров обновлять систему образования. Возвращенные активы, а их, я уверен, будет немало, тоже будут вложены в будущее нации. Тут мы были солидарны, несмотря на партийные различия.
Отдельно хочется отметить закон об обороте сжиженного газа. Он специфический, сложный для тех, кто не погружен в проблематику. Но это регулирование введет учет на газ и позволит сделать рынок прозрачнее. Наша задача на ближайшие годы как раз сделать все, чтобы таких «серых зон» в экономике было меньше, а люди могли получать блага на справедливых условиях. И таких побед уже немало, но не все видны, в том числе и потому, что не все законы, которые мы приняли в работу, приняты. Это долгий процесс, и я могу сказать, что нередко мы встречаем сопротивление лоббистов по многим вопросам.
– Вы сказали, что депутаты более открыто говорят о проблемах людей. А что бы вы особенно отметили из тех вопросов, которые были подняты во время этой сессии?
– В первую очередь я хотел бы отметить отчет Высшей аудиторской палаты о состоянии теплоэнергетики. Надо сказать, что мы впервые заслушивали ВАП в подобном формате в Парламенте. И это, что называется, попадание в нерв. Мы видели аварии в Риддере, Экибастузе, Рудном. Коллеги много говорили о состоянии ТЭЦ в Аркалыке. Или вчерашняя остановка МАЭК, из-за которой Атырау оказался обесточен, остановились заводы. Тепло зимой в наших климатических условиях – это фактор базовой безопасности, то, от чего зависит состояние здоровья казахстанцев, их жизнь в принципе.
Но тут еще важно сказать и о другом. Не все происходит на пленарных заседаниях. В профильных комитетах тоже кипит жизнь, есть работа фракции AMANAT. Я состою в Комитете по экономической реформе и региональному развитию. У нас очень напряженным и сложным было заседание, посвященное развитию авиации, ценам на билеты, регулярным опозданиям авиакомпаний, которые в сущности остаются безнаказанными, в том числе и за нарушение прав пассажиров с ограниченными возможностями. Могу сказать, что далеко не все вопросы получили достойные и честные ответы. И таких примеров масса.
На заседании фракции AMANAT мы рассматривали план повышения реальных доходов казахстанцев, разработанный правительством. Могу сказать, что никто не был удовлетворен ни качеством документа, ни его исполнением. Вместо реальной работы по развитию предпринимательства, поиску «узких горлышек», где ограничивается конкуренция или точечной поддержке отдельных секторов экономики правительство увеличило бюджетные трансферты там, где это лучше всего влияет на статистику. Чтобы, как водится, получить красивые цифры. Такой подход никого уже не удовлетворяет. Коллеги вообще отдельно говорили о том, что нам нужна реальная статистика. А то мы безработицу в 5% наблюдаем вне зависимости от того, пандемия у нас, экономический кризис или 4-5% рост ВВП.
– Работу Парламента часто оценивают как раз по тому, что видно. А вы больше говорите о внутренней кухне работы Мажилиса или вашей фракции. Не кажется ли вам, что нужно активнее привлекать общественное внимание и выходить с яркими, немного популистскими инициативами?
– Слушайте, многие депутаты, не стесняясь в выражениях, пишут и говорят о своей работе в соцсетях, на личных аккаунтах. Современные медиа таковы, что мы живем в информационных пузырях и достучаться до каждого сложно. Конечно, кто-то пытается пробиться на более широкую, республиканскую аудиторию. Говорит громкие слова. Зачастую призывает что-либо запретить, особенно если эти запреты очень нравятся обществу. Это легкий путь.
Но мы-то как фракция AMANAT настроены работать системно. Наша цель состоит не только в том, чтобы «выпускать пар» или, наоборот, настраивать общество против чего-то. Если мы видим проблему, то мы должны понять, какое решение системное. Как минимум оно должно быть исполнимым, причем исполнение должно влиять на качество жизни конкретных людей. Это непростой процесс.
Публичность, на мой взгляд, нужна в нескольких случаях – когда у нас уже есть готовое элегантное и эффективное решение и когда против того или иного решения проблемы выступает правительство, что называется deep state, какие-либо лоббисты или наши конкуренты. Тогда наша задача – подготовить общественное мнение, показать людям, почему мы должны действовать именно так, как считает AMANAT. Правда, бывает и так, что конкуренты меняют позицию и пытаются «продать» публике нашу победу как свою или быстрее нас решить проблему, пусть и в ущерб качеству решения. Тогда мы тоже должны выступать и показывать, так сказать, кто в доме хозяин.
Но в политике бывают случаи, когда мы вынуждены использовать публичность для того, чтобы применить непопулярные решения. Часто именно от них зависит устойчивость государства, стабильность экономики. Или, например, при всем соблазне мы не можем себе позволить подстраиваться под предубеждения граждан. Например, тех, которые касаются отечественной обрабатывающей промышленности. Есть популисты, которые предлагают закрывать предприятия, лишать их господдержки, заменять на импорт. Мы в этом случае должны быть пропагандистами и просветителями. В угоду общественному мнению нельзя отказываться от того, что довольно тяжело нам доставалось.
В конечном счете избиратели нас будут оценивать не по тому, как мы сотрясали воздух. Если есть группы, демографически значимые, чье качество жизни изменилось, чьи проблемы были решены, значит, мы поработали не зря. Значит, мы принесли пользу стране. Проблема плохих решений при этом даже не в том, что они не работают. Они могут создать еще большее количество проблем в различных сферах, которые мы потом вынуждены будем разгребать не один год. Работы нам и так хватит надолго.
В качестве примера могу привести вопрос снижения пенсионного возраста для шахтеров и других работников вредных и опасных производств. Председатель нашей партии на форуме маслихатов специально сказал, что мы постоянно работаем над этой проблемой. Он как спикер Мажилиса, мы – как депутаты, которые регулярно «трясут» правительство, утвержденное нами же, и требуют результата. Думаю, оно скоро будет и будет системным.
– На чем концентрируетесь вы как депутат? Что вам кажется важным?
– Ответ на этот вопрос тоже не будет простым. С одной стороны, я ответственный за исполнение пунктов партийной программы. В моем случае это, например, обеспеченность питьевой водой в регионах. Очень сложный и болезненный вопрос. Не все населенные пункты в Казахстане в XXI веке обеспечены качественным водопроводом. Здесь необходим контроль над государственными органами, потому что есть риски неисполнения, недофинансирования и так далее.
С другой стороны, есть вопросы профильного комитета – например, один из ключевых законопроектов в моей работе касается ведения бизнеса. Мы снимаем ограничения с предпринимателей, и эта работа будет продолжаться долго. Сейчас идет второй законопроект из трех, в общей сложности нам предстоит снять более 14 тыс. ограничений с бизнеса. Избыточных, устаревших, коррупциогенных. Параллельно я участвую в рабочей группе по уголовно-процессуальному законодательству. Эти изменения должны повысить состязательность в судах. Этот законопроект важен и для предпринимателей, которые, например, сталкивались с попытками рейдерского захвата.
В силу моих личных интересов я интересуюсь вопросами городского планирования. Как мне кажется, нам необходимо в стратегических документах пересмотреть множество вопросов, касающихся обеспеченности городов инфраструктурой, в целом подойти к урбанизации как к чему-то, что мы можем и должны планировать. От этого зависит качество жизни в регионах. Мы видим, какое качество инфраструктуры даже таких городах, как Астана и Алматы. Качество строительства, недостаток воды, изношенность базовой инфраструктуры. Все это – недостатки или отсутствие планирования. Нам нужно сделать все, чтобы законодательно обеспечить города всем необходимым.
В эту же копилку идет и закон «О местном самоуправлении», новый этап работы над которым начнется в ближайшее время – пока подготовительный. Потому что качественная городская среда немыслима без участия граждан в управлении конкретными территориями. На форуме маслихатов председатель партии внес предложение о разработке альтернативного законопроекта на эту тему. Будем работать.
Но еще, как мне кажется, стратегическая цель всех депутатов без исключения – это повышение реальных доходов людей. Дело касается и роста заработных плат, и снижения инфляции, и повышения продовольственной безопасности страны. Наш участок работы – это качественные и стабильные правила игры в экономике. И, безусловно, противодействие тем, кто настроен и дальше концентрировать богатство в своих руках.
– Люди ждут быстрых результатов, а вы говорите о том, что все сложно. Как вы с этим собираетесь работать? Как оправдывать ожидания избирателей?
– Процесс государственного управления, политический процесс – это вообще не просто. И я каждый раз с нескрываемым удовольствием смотрю на людей, которые говорят «мы новые, мы с рынка, мы из соцсетей, сейчас все быстро изменим». К сожалению, так не бывает. Есть государственные институты, это большая и сложная машина, развернуть их благодаря собственной яркости или, скажем, бизнес-бэкграунду не получится.
Посмотрите на США, где появилось много молодых конгрессменов новой волны. В Палате представителей и Сенате. Изменилась риторика, но сама суть политики не изменилась. Александра Окасио-Кортес, скажем, заострила внимание на каких-то проблемах, но сделать налоговую систему США более справедливой она, увы, не смогла. Даже у администрации президента там это еще не получилось. Есть системы сдержек и противовесов.
У нас есть просто сформулированная задача первого этапа – показать, что мы можем быстро приносить небольшие, но ощутимые результаты. Реформы не делаются на скорую руку, начинают работать они тоже не на следующий день, к сожалению. Часто структурные изменения в экономике и социальной политике небыстро набирают ход. Но опять же – мы настроены работать системно. И умение балансировать ожидание избирателей – это как раз навык опытной политической партии. Другой вопрос, конечно, связан с тем, что мы как аманатовцы всегда будем под пристальным вниманием публики. Каждый наш визит в регион, каждая инициатива всегда будут изучаться под микроскопом и критически оцениваться. Потому что мы – главная политическая сила в стране.
Но мы ждем начало второй сессии. Ждем послание Президента, которое должно быть экономически ориентированным. Мы всегда будем общественной опорой главы государства и использовать все наши ресурсы, чтобы реализовать его курс наиболее эффективно.