Исследование продуктов, воды, воздуха: как работает Национальный центр экспертизы
Спектр деятельности центра широк и является важной частью в системе здравоохранения
Ежегодно в Казахстан завозится огромное количество детских игрушек, бытовой химии, полимерных материалов, косметики. При этом не все они отвечают требованиям химической, токсикологической, радиационной безопасности. Защищает казахстанцев от некачественных и небезопасных изделий Национальный центр экспертизы, где помимо перечисленного исследуют пищевые продукты, а также воду, воздух и почву. О важной и столь необходимой работе в интервью Azattyq Rýhy рассказал председатель правления Национального центра экспертизы Ерлан Киясов.
– Ерлан Ансаганович, расскажите о деятельности Национального центра экспертизы. Насколько известно, он является большой лабораторной сетью, где проводится множество процессов и процедур, направленных на получение максимально точных результатов?
– Да, спектр деятельности Национального центра экспертизы широк и является важной частью в системе здравоохранения. Одна из основных задач нашей службы – это обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Одним словом, это нелегкая работа, которая помимо высокого профессионализма требует стойкости и терпения.
На сегодняшний день у нас функционирует 19 областных филиалов, 176 городских и районных отделений, а также 4 центра дезинфекции. В каждом областном филиале имеется 6 лабораторий и дезинфекционные отделы – санитарно-гигиеническая, бактериологическая, вирусологическая, радиологическая лаборатории, лаборатории особо опасных инфекций и высокотехнологических исследований. Каждая из них выполняет свои задачи в соответствии с их спецификой и областью деятельности. Лаборатории работают в соответствии с международными стандартами и нормативами для обеспечения точности и надежности результатов. В них используются современные методы и технологии для анализа.
Мы исследуем пищевые продукты, а также воду, воздух и почву. В нашей компетенции исследования детских игрушек, бытовой химии, полимерных материалов, косметики, которые реализуются на территории Казахстана. То есть, в целом мы обеспечиваем основы радиационной, химической, микробиологической, токсикологической безопасности в нашей стране.
Немаловажно отметить инструментальные измерения электромагнитных излучений бытовых электроприборов, замеры уровня воздушного и ударного шума для приема в эксплуатацию жилых зданий.
Ежемесячно нашим центром проводится порядка 400 тысяч исследований. За прошлый год лабораториями проведены около 7 млн исследований.
– Как известно, каждый год появляются новые технологии, методы и оборудование, расширяющие возможности и улучшающие результаты исследований. Как происходит развитие ваших лабораторий, учитывая, что это непрерывный процесс, который не стоит на месте?
– Вы правы, оборудование играет важную роль в улучшении работы лаборатории. Качественное и современное оборудование может повысить эффективность и точность проводимых исследований, сократить время и затраты на их выполнение, а также расширить возможности исследований.
Обновление оборудования позволяет нашим лабораториям расширить спектр исследований. Новые технологии и методики обеспечивают доступ к новым видам анализа и актуальным исследованиям.
С 2015 года для наших лабораторий закуплено более 3 тысяч единиц лабораторного оборудования. В 2022 году для укрепления материально-технической базы лабораторий филиалов закуплено 215 единиц лабораторного оборудования. Так, в Карагандинскую область поставлены новые высокоточные хроматографы и эмиссионные спектрометры для лабораторного контроля в части безопасности и качества пищевой и непищевой продукции. В Акмолинскую и Кызылординскую области закуплены комплекты приборов для измерения звукоизоляции, ударного и воздушного шума, газоанализаторы для измерения вредных веществ в атмосферном воздухе.
Для оснащения лабораторий оборудование закупается из разных стран, таких как Россия, Китай, Япония, Германия и Соединенные Штаты Америки.
Мы всегда открыты к инновациям по внедрению новых методик, потому что они могут значительно повысить эффективность и точность исследований. C 2015 года нами было внедрено 1 243 методов лабораторных исследований. В 2023 году на стадии внедрения еще 85 новых методик.
Хочу добавить, что специалистами лабораторий на базе Центра ведется работа по внедрению принципов и методов лабораторного анализа качества пищевой и непищевой продукции в соответствии с международными стандартами. Проводится разработка методов определения пищевых добавок и консервантов, остаточных количеств антибиотиков, витаминов и аллергенов в пищевой продукции, а также на определение вредных веществ в непищевой продукции и объектах окружающей среды.
– Как Вы можете охарактеризовать деятельность Центра в области вирусологии?
– На данный момент в НЦЭ функционирует 17 вирусологических лабораторий, планируется открытие еще двух лабораторий на базе вновь созданных филиалов. За первый квартал 2023 года количество проведенных исследований по государственному заказу составило 149 003.
При исследовании образцов сывороток крови по вирусному гепатиту А было обнаружено 7 положительных образцов в филиалах по Мангистауской (3), Западно-Казахстанской (4) областям.
Кроме того, наши лаборатории протестировали методом ПЦР 15 405 образцов от больных с диагнозом ОРВИ и грипп. Доля положительных случаев на грипп составила всего 3,8%. Это все работа опять же нашего центра. Как мы говорили выше, спектр деятельности у нас обширный. К примеру, в этом году наблюдается высокая заболеваемость корью, так как количество обследованных лиц выросло в 5 раз. Положительные результаты выше среднего уровня выявлены в филиалах по г. Алматы (73 случая), Туркестанской (15 случаев), Алматинской (8 случаев) областях.
– В настоящее время все большее значение в эпидемиологическом надзоре за инфекционными заболеваниями придается молекулярно-генетическим методам исследования. Расскажите о них подробнее.
– На базе филиала НЦЭ по Астане функционирует лаборатория молекулярно-генетических исследований. Это область науки, где делается секвенирование на некоторые виды инфекций, такие как, грипп и COVID-19.
Секвенирование – это молекулярно-генетический метод исследования микроорганизмов. С помощью полученных результатов секвенирования возможно установление степени генетической однородности/неоднородности штаммов, выделенных при локальной вспышке инфекционного заболевания. Кроме того, этот метод позволяет характеризовать популяцию возбудителя, а также определить степень родства штаммов, выделенных в различных географических областях и в разное время. А также, что не маловажно, имеется возможность установить механизм формирования популяций патогенов в различные периоды эпидемического процесса.
Далее по результатам молекулярно-эпидемиологического мониторинга проводится оценка ситуации, своевременное принятие решений, после чего разрабатываются и реализуются санитарно-противоэпидемические мероприятия, которые предупреждают возникновение и распространение инфекционных заболеваний.
То есть, задача молекулярно-генетических методов – это оперативное реагирование при вспышках, помощь в эпидемиологическом расследовании.
– Ерлан Ансаганович, в начале интервью вы сказали, что ваш центр занимается исследованием воды. Давайте остановимся на этом вопросе несколько подробнее. Как вы изучаете состояние питьевой воды, и какие проблемы обнаруживаются в этой сфере?
– Могу привести такие цифры. В рамках мониторинга качества питьевой воды за первый квартал текущего года лабораторной службой НЦЭ проведено более 130 тысяч санитарно-химических исследований воды, что на 20% больше, чем за аналогичный период 2022 года, вместе с тем в 1,5 раза выросла регистрация несоответствующих проб воды:
- 1 кв. 2022 г. – 859 «несоответствующих» из 104 478 исследований,
- 1 кв. 2023 г. – 1519 «несоответствующих» из 130 561 исследований.
Основными показателями воды в регионах, по которым выявляются превышения допустимой концентрации, являются жесткость, минерализация, хлориды, сульфаты, железо, мутность, цветность, нитраты.
Помимо санитарно-химических исследований воды проводится контроль на бактериологические, вирусологические, радиологические показатели безопасности питьевой воды.
– Что бы Вы хотели отметить в завершение нашего интервью?
– Совсем недавно глава Всемирной организации здравоохранения Тедрос Гебрейесус объявил о завершении действовавшего с 2020 года режима чрезвычайной ситуации по COVID-19 в мире.
Весь мир на протяжении трех лет боролся с глобальной пандемией. Первыми на себя приняли удар пандемии медработники.
На тот момент среди всех лабораторий Национальный центр экспертизы был одним из первых, кто проводил ПЦР-тестирование на выявление коронавируса.
Более 5 тысяч исследований за сутки проводились в наших лабораториях. За три года мы провели порядка пяти миллионов исследований на определение коронавируса. Семь дней в неделю, 24 часа в сутки почти 500 специалистов НЦЭ по республике занимались исследованиями анализов на COVID-19.
Хотелось бы отметить работу наших дезинфекционных служб, которые также без выходных, а при возникновении ЧС и в круглосуточном режиме в очагах инфекционного заболевания осуществляли дезинфекционную обработку.
Но не стоит забывать, что кроме COVID-19, существуют и другие вирусные инфекции, которые также могут представлять угрозу для общественного здоровья. Некоторые из этих инфекций могут быть хроническими, а другие могут вызывать эпидемии или пандемии. Мы должны извлечь уроки пандемии и быть готовыми к новым вызовам неизвестных инфекций.
– Благодарю Вас за содержательную беседу и желаю успехов в этом нелегком деле!