$ 498.51  522.84  4.81
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
31.01.2023, 18:55
Интервью

«Есть первые победы»: Дюсенбай Турганов – о решенных проблемах в энергетике

В этой сфере, по его словам, накопилось немало проблем

«Есть первые победы»: Дюсенбай Турганов – о решенных проблемах в энергетике

Комитет энергетики, созданный при партии «AMANAT», работает немногим больше полугода. Он был создан для того, чтобы комплексно заниматься проблемами электроэнергетической отрасли страны. Здесь накопилось немало острых вопросов – это и дефицит электричества, и аварийное состояние ТЭЦ, и повышение тарифов, и кадровый дефицит. Как комитет справляется со своей работой, в интервью Azattyq Rýhy рассказал его глава Дюсенбай Турганов.

– Дюсенбай Нурбаевич, вы являетесь председателем Комитета энергетики при партии «AMANAT». Какую работу проделал Комитет в прошлом году?

– Задачи, которые были определены руководством партии на ближнесрочную перспективу, – это выявление проблемных вопросов отрасли и выработка решений, инициирование и внесение предложений по совершенствованию законодательной базы, а также обеспечение защиты прав и законных интересов представителей отрасли и их сотрудников.

Среди тех вопросов, которые мы успели рассмотреть в 2022 году, прежде всего, это низкий уровень оплаты труда в энергетике, тарифообразование, проблемы экологии, связанные с энергетическим сектором, кадровый дефицит и другие вопросы.

Изначально поставив себе задачу – говорить об актуальном, что называется, «на местах», с людьми, которые непосредственно работают в отрасли, несколько рабочих заседаний мы провели на выезде – в Павлодарской области.

Конечно, для решения большинства вопросов требуется время, так как проблемы возникли не вчера, а имеют достаточно большой бэкграунд. Но все же есть и первые победы.

Общей победой можно назвать внесение поправок в закон РК «О естественных монополиях», позволяющих изменить тариф в пределах его действия, что в свою очередь позволяет повысить заработную плату. Закон, кстати, подписан главой государства 30 декабря 2022 года.

– Энергетика в Казахстане до сих пор остается одной из проблемных тем. Какие меры принимаются для того, чтобы справиться с проблемами в этой сфере. В частности, с дефицитом электроэнергии?

​– Действительно, с каждым годом увеличивается потребление электроэнергии. И для того, чтобы решить вопрос с ее достаточностью, необходимо, во-первых, строительство новых мощностей, во-вторых, модернизация и расширение действующих станций, а также, в-третьих, практическая реализация программы энергосбережения.

​Как показал прошлый год, вследствие сильно зарегулированного в последние годы тарифа на коммунальные услуги темпы модернизации в отрасли никак не догоняют темпы устаревания. А это в свою очередь приводит к серьезным последствиям в отрасли. И мы, к сожалению, это наблюдаем в последнее время все чаще и чаще.

При этом единственным источником финансирования энергогенерирующих производств является доход от оказания услуг.

Энергетическая система испытывает дефицит маневренных мощностей, балансирующих энергосистему в периоды максимумов и минимумов. Более трети основного генерирующего оборудования электростанций исчерпали свой парковый ресурс.

Кроме того, необходимо активизировать развитие всех видов возобновляемых источников энергии. И надо сказать, работа в этом направлении ведется и в последнее время достаточно активно.

– Аварийные ТЭЦ – тоже одна из больших проблем. Что предпринято в этом плане, чтобы ситуации, подобные Экибастузу, не повторились?

​– Это самый больной вопрос. ​Считаю, прежде всего, по каждой ТЭЦ необходимо разработать отдельный план по решению проблемных участков станций с отражением всех последовательных действий: от анализа изношенности до сроков введения в строй модернизированных мощностей.

Аналогично необходимо проработать вопрос и по сетям. По данным министерства индустрии и инфраструктурного развития на конец прошлого года протяженность тепловых сетей в городах страны составила 12,1 тысяч км, из них 6,7 тысяч км требует замены, при этом средний износ составляет порядка 55%.

Пока же, как было озвучено Министерством энергетики, в первом квартале текущего года планируется завершить аудит всех ТЭЦ и электрических сетей страны, разработку документации по реконструкции тепловых сетей и проработать вопрос выделения целевых трансфертов для финансирования этих работ. И это необходимо делать достаточно быстро, особенно то, что касается выделения целевых трансфертов. Потому что с учетом климатических условий, как мы все знаем, проведение аварийных ремонтных работ в осенне-зимний период как таковых результатов по решению надежности работы ТЭЦ нам не даст.

Решению проблемы должна способствовать и программа «Тариф в обмен на инвестиции». В этой связи отрасль заинтересована в ее внедрении в кратчайшие сроки для привлечения в отрасль инвестиции.

В целом, если говорить о ситуации в электроэнергетической отрасли страны, то она достаточно не простая. И связано это, прежде всего, с отсутствием четкой стратегии ее развития. Нет комплексных планов и программ развития электроэнергетики, что в свою очередь приводит к тому, что энергокомпании не видят перспектив развития, а отрасль в целом теряет свою инвестиционную привлекательность. Эту проблему я не раз поднимал в своих депутатских запросах. Однако решений по ним пока нет.

– Много ли выездных поездок было у вас, у членов Комитета в прошлом году? Какие регионы посетили?

​– Рабочие поездки в регионы и у меня, и членов нашего Комитета – это обязательный пункт рабочего графика. ​В прошлом году мы неоднократно посещали Павлодарскую область, которая, как известно, считается энергетическим центром нашей страны. Провели здесь несколько заседаний Комитета энергетики. Обсуждали проблемы, находили решения, определяли перспективы. К примеру, на последнем заседании Комитета достигли понимания с учебными вузами региона о необходимости проведения совместных мероприятий по подготовке специалистов.

​Конечно, когда случилось ЧП в Экибастузе, выезжали в город, где встречались с жителями, представителями ТОО «ЭкибастузТеплоЭнерго», руководством города и области . Теплоснабжение в городе постепенно возвращается в нормальное русло. Да, есть еще временные отключения ряда многоэтажных домов, но только там, где требуется проведение ремонтных работ. По информации местного акимата, готовится ПСД по ремонту основных магистралей и внутриквартальных сетей. Активно идет процесс принятия на баланс акимата всех теплосетей.

– Какие еще проблемы поднимали люди во время этих встреч?

– Работники энергопредприятия, с которыми мы встречались, в основном говорили о нехватке кадров. В результате этого увеличивается нагрузка на действующих работников.

Поднимали вопрос и по низкой заработной плате работников отрасли. Большинство из них работает в тяжелых условиях. В результате этого идет отток кадров в другие, более высокооплачиваемые отрасли. За последние три года до 18% увеличилась разница заработной платы в отрасли от странового значения. Если в цифрах, то речь идет о 235,4 тыс. тенге в энергетике против 285,4 тыс. тенге в других отраслях Казахстана. Конечно, такая ситуация не привлекает абитуриентов.

Кроме того, речь шла и о необходимости перезагрузки методов тарифообразования для поддержки отрасли.

Если вернуться к вопросу повышения заработной платы, то требуется внесение изменений и дополнений в правила формирования тарифов. С нашей стороны предложено для расчетов учитывать штатную численность персонала энергообъекта, что позволит сократить разницу в размерах заработной платы между производственным персоналом теплоэнергетических объектов и среднерыночной заработной платой.

– Каковы планы на текущий год? Какую работу планирует проделать Комитет в 2023 году?

– В плане работы Комитета в текущем году – активная законотворческая деятельность для модернизации отечественного законодательства, регулирующего отрасль, а также решение проблем, требующих оперативности и срочности. Прежде всего, это все же проработка вопроса необходимости принятия единого отраслевого закона, регулирующего сферу теплоэнергетики. Некоторые вопросы частично отражены в Законе «Об электроэнергетике», однако все необходимые аспекты в нем не затронуты.

Считаю, что законопроект должен определить полномочия государственных органов в сфере теплоснабжения. Сейчас государственное регулирование отрасли осуществляется тремя министерствами: энергетики – в сфере производства тепловой энергии, индустрии и инфраструктурного развития – в сфере передачи и потребления тепловой энергии, национальной экономики – в сфере тарифообразования. Текущая ситуация показывает, что тарифы субъектов естественных монополий (энергопроизводящих и энергопередающих организаций) не покрывают фактические затраты на производство и передачу тепловой энергии, что в свою очередь влияет на инвестиционную привлекательность отрасли.

Сейчас необходимо учесть все правовые аспекты для сохранения баланса интересов организаций отрасли, государства и конечного потребителя.

В продолжение темы государственного регулирования хотелось бы отметить, что все вышеперечисленные министерства признают и соглашаются со следующими принципиальными позициями:   

• Энергетика – это базовая и системообразующая отрасль экономики, надежное функционирование которой является вопросом национальной безопасности;   

• Стране необходимо исполнять международные обязательства по климату и улучшать экологическую ситуацию (снижение выбросов, модернизация производств и т.д.);   

• Модернизация и развитие энергетики требует значительных инвестиций, но при этом тарифы в отрасли должны быть справедливыми и экономически обоснованными.

Иными словами, формально все согласны, что энергетика страны должна быть современной, экологичной, экономически эффективной и полностью обеспечивать энергонезависимость страны.

Однако на практике, ввиду отличающихся ведомственных приоритетов вышеуказанных государственных органов, регулирование отрасли носит разнонаправленный и хаотичный характер, где задачи одного министерства прямо противоречат задачам другого.

Например, Министерство энергетики  в условиях существующего дефицита электрической мощности различными мерами (к примеру запуск 3-го и 4-го блоков Экибастузской ГРЭС-2 ) стимулирует энергопроизводящие организации (ЭПО) увеличивать генерацию, также системный оператор АО «KEGOC» ограничивает проведение плановых ремонтных работ на станциях в осенне-зимний период с целью снижения дефицита, тогда как Минэкологии посредством уменьшения объема распределяемых квот и установления огромных штрафов за превышение объема выбросов наоборот вынуждает ЭПО снижать генерацию.

Другим примером является инициатива Минэкологии (в соответствии с новым Экологическим кодексом) по установлению для ЭПО обязательства по внедрению наилучших доступных технологий (НДТ). Затраты ЭПО на внедрение НДТ будут исчисляться десятками миллиардов тенге по каждому предприятию и это неминуемо приведет к росту тарифов, что прямо противоречит политике инфляционного сдерживания тарифов проводимой МНЭ, либо к естественному банкротству энергопроизводителей ввиду безвозвратности понесенных убытков.

Данные примеры приведены как наиболее показательные, но общий перечень проблем и противоречий в государственном регулировании энергетики гораздо шире.

В этой связи считаю, что использование комплексного подхода к решению имеющихся проблем будет способствовать оздоровлению отрасли и повышению качества услуг, оказываемых казахстанцам. Над этим и будем работать.

– Благодарю Вас за содержательные ответы.

Новости партнеров