35 миллионов европейцев выбирают между теплом и едой
Цены на газ в Европе достигли исторического максимума
В Европе растут цены на энергоносители и миллионам людей приходится выбирать между отоплением дома и покупкой еды, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на Euronews.
Более 35 миллионов европейцев не в состоянии отапливать свое жилье этой зимой, потому что им приходится выбирать между платой за отопление и покупкой еды. Это сопоставимо с населением Венгрии, Греции, Ирландии и Португалии вместе взятых.
Цены на газ в Европе начали резко расти в конце лета 2021 года, а уже 21 декабря подскочила до максимума – более 2,1 тыс. долларов за тысячу кубометров. Эксперты связывают это с несколькими факторами: низким уровнем заполненности европейских подземных хранилищ, ограничением предложения со стороны основных поставщиков и высоким спросом на сжиженный природный газ в Азии.
«Мы посреди зимы, и на улице довольно холодно. А представьте, что вы испытываете такой же холод у себя дома. А ведь это повседневность для десятков миллионов европейцев, которые не состоянии отапливать из-за кризиса, вызванного пандемией и взлетевшими ценами на энергоносители», – говорит автор сюжета Наоми Ллойд.
Две основные причины энергетической бедности – низкие доходы и плохая теплоизоляция жилья. Резкое повышение цен на топливо и продолжающаяся пандемия делает плату за отопление для многих неподъемной.
Во Франции число получателей помощи в банках продовольствия подскочило на 30% с начала пандемии. Во всей Европе растет число людей, которым трудно найти деньги на еду и на отопление. В Болгарии счет за отопление не может оплатить каждый четвертый житель. Это самый большой процент в ЕС. На втором и третьем месте – Литва и Кипр.
О причинах энергетической бедности рассказал директор Центра энергетики Тома Пеллерен-Карлен.
– Как такое возможно, что миллионы человек в Европе не в состоянии отапливать свои дома? Это же первая необходимость...
– Конечно. Это результат принятых в прошлом решений о создании неэффективной системы, основанной на использовании ископаемого топлива. Их-за этого мы оказались в положении, при котором миллионы европейцев не могут нормально отапливать свои дома. Ситуация ухудшается каждый раз, когда возникает кризис с ископаемым топливом и цены на него быстро растут.
– Многие европейские страны предлагают меры по оказанию помощи. Сильно ли они помогают?
– Мы знаем, что лучше всего дела обстоят в странах, которые поощряют переход на возобновляемые и более эффективные источники энергии. Хуже всего дела с энергетической бедностью обстоят на юге Европы. И на первый взгляд это кажется парадоксальным. Может показаться, что, чем холоднее страна, тем больше энергетической бедности. Но на самом деле все наоборот. Потому что энергетическая бедность возникает не из-за географии или природы, а из-за политических решений. Если в Швеции сейчас все в порядке, это не заслуга нынешнего шведского правительства, а 30-летних инвестиций в ремонт домов и развитие отопления из возобновляемых источников.
– Что, на ваш взгляд, нужно сделать на уровне ЕС?
– На мой взгляд, три вещи. Европейский зеленый курс должен гарантировать право каждой семьи на отопление зимой. Это должно стать самой главной политической целью. Как этого добиться? Во-первых, с помощью регулирования. Мы должны сделать обязательной теплоизоляцию помещений при их продаже или сдаче в аренду. А третье, что̀ нужно сделать, это субсидировать ремонтные работы, особенно в таких бедных странах как Болгария. С этой целью Европейская комиссия выступила с хорошим предложением создать Социальный климатический фонд. Это было бы шагом в правильном направлении.