$ 520.91  544.25  5.29
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
07.05.2020, 12:13
Общество

«Немецких «языков» тащил по реке» – Николай Таратунин

История, рассказанная живой легендой Великой Отечественной войны

«Немецких «языков» тащил по реке» – Николай Таратунин
Фото: waralbum.ru; regnum.ru

«Нам нужна одна Победа, одна на всех, мы за ценой не постоим», – строки из этой песни до сих пор со слезами на глазах напевают герои Великой Отечественной войны. Этот долгожданный майский день они приближали, как могли – своей храбростью и мужеством. Не отступали и не сдавались, и платили за это высокую цену. На полях сражений погибли более 600 тысяч казахстанских воинов. 9 мая для всех нас навсегда останется особенным днем в истории. Этот праздник с трепетом ждут и в семье Николая Александровича Таратунина. С корреспондентом Azattyq Rýhy ветеран Великой Отечественной войны поделился воспоминаниями о сражениях, которые навсегда остались в его памяти.

Николай Таратунин родился в 1923 году в России, в селе Починки Ярославской области. Окончил там семь классов, работал. В апреле 1941 года ему исполнилось 18. Парень был призван на фронт, прямиком в разведроту дивизиона. Ходил с сослуживцами во вражеский стан, чтобы выяснить численность фашистских солдат и количество имеющейся у них военной техники.

«Языков» тащил по реке по семь километров, и это было в ноябре. Придешь, приведешь «языка», отдыхаешь. А потом приезжает генерал дивизиона и спрашивает: «А Коля вернулся? Ко мне его!». Вызывает к себе и говорит: «Отдыхай пока, а ночью нужно снова выходить по заданию, бери своих ребят». Выходишь на операцию, а бывает, что товарищи и не возвращаются. Было, что вышли на задание вчетвером, а троих убили. Я один остался. Лошадь нашел падшую, она уже вздулась, а я штыком оторвал кусок мяса и ел, чтобы выжить. Вот такое время было», – с горечью вспоминает ветеран.

Николай Таратунин нес службу на Украинском фронте. Принимал участие в ожесточенных боях по освобождению Кременчуга, Харькова и Полтавы. С этими боями у Николая Таратунина связаны свои воспоминания. И о них точно не прочитаешь ни в одном учебнике истории.

«В деревне одной фашисты издевались над детьми, чтобы жители выдали им партизан. Мы пошли в разведку, чтобы узнать численность фашистских солдат. Открыли огонь, положили их там. Потом видим, бабушка сидит на лавочке, она нам и рассказала, что в доме на окраине остались еще четверо-пятеро фашистов. Мы в этот дом забежали, а там немцы, а у меня автомат делает осечку. Фашист стреляет из пистолета и попадает мне в дуло, а автомат мой взрывается, лицо все покорябало мне, но я все равно выбил у него пистолет из рук. Положили мы их всех, а одного взяли в плен. А возле дома грузовик стоял с консервами, маслом, мы его завели и уехали. К своим едем, а они думают, что враги, стрелять начали. Я встал тогда на подножку и начал им махать, чтобы они поняли, что едут свои.  Вот так привез грузовик с консервами. Сейчас уже смешно», – рассказывает ветеран.

Тяжелое ранение герой получил во время форсирования Дона немцами, когда те пытались прорваться в Сталинград.

«Когда Дон форсировали, генерал приехал в плаще кожаном и говорит, что на другой берег нужно переправить наших бойцов. Я сказал, что справлюсь. Три рейса сделал на лодке, а когда четвертый рейс делал, стало уже светать и начали стрелять фашисты. Троих убило, а меня ранило, ноги перебило, руку, в голову было ранение. Береговая охрана подобрала», – вспоминает он.

Раненого повезли в госпиталь, однако поезд попал под бомбежку фашистов.

«Начали бомбить, все прыгали, и я спрыгнул, как мог, ноги были перебиты. Вагон тут начал гореть и опрокидываться, а я даже отползти не могу. Но тут вагон встал наискосок и не опрокинулся. Потом шли наши солдаты, подобрали меня и отвезли в палаточный госпиталь какой-то. Там меня как безнадежного положили в комнату смерти, хотели уже похоронить. Наутро солдаты зашли, а я глаза открыл. Врач потом зашел и говорит: «Какой живучий ты, сынок, но ничего, я тебя подниму на ноги», – делится воспоминаниями наш собеседник.

После ранения Николай Таратунин на фронт уже не вернулся. Его отправили в погранучилище в Алматы. Здесь он и встретил такую долгожданную Победу. Уже в мирное время ветеран нес службу на Курильских островах, на границе Советского Союза с Китаем, Ираном и Турцией.

Во время службы близ границы с Китаем встретил супругу, с которой прожил всю жизнь. Родились двое детей.

После службы Николаю Таратунину предлагали переехать в Москву, именно там жили его родственники. Однако он решил вернуться в такой полюбившийся ему Алматы. Приехал он сюда в 1958 году, купил небольшой домик на окраине города.

Но и на пенсии полковник занимался делом. Учил детей верховой езде на алматинском ипподроме.

Сейчас у Николая Таратунина трое внуков и двое правнуков. Живет он вместе с сыном, супругу похоронил.

9 мая семья Таратуниных обычно отмечает в узком семейном кругу. Николай Александрович этот день предпочитает проводить в уединении, чтобы никто не видел его слез, вызванных воспоминаниями о пережитом ужасе войны и погибших на фронте товарищах.  

Алтыншаш СМАГУЛОВА

Новости партнеров