Ввести обучение искусственному интеллекту в школах Казахстана предложил депутат Аймагамбетов
Ведущие государства активно вводят ИИ в школьные программы, но Казахстан пока не разработал системного подхода

Внедрить обучение искусственному интеллекту (ИИ) в школьную программу Казахстана. С такой инициативой выступил депутат Мажилиса, член фракции «AMANAT» Асхат Аймагамбетов. По его словам, промедление с адаптацией образовательной системы к технологическим изменениям может обернуться утратой конкурентоспособности страны, передает Azattyq Ryhy.
«Будущее нашей страны зависит от того, насколько своевременно и смело мы адаптируемся к этим изменениям. Ведущие государства делают ставку на обучение: они внедряют искусственный интеллект в школьную программу как важный элемент базового образования», - сказал Асхат Аймагамбетов, озвучивая депутатский запрос на имя премьер-министра РК Олжаса Бектенова на пленарном заседании Мажилиса в среду.
В качестве примеров он привёл США, где более 250 руководителей крупнейших компаний – Microsoft, IBM, Adobe и Uber – подписали открытое письмо с призывом включить ИИ в базовое образование. В Эстонии с сентября запускают программу AI Leap, по которой старшеклассники получат доступ к нейросетям, а учителя пройдут переобучение. Также в школах Пекина с нового учебного года вводят обязательные занятия по ИИ.
«А что у нас? Президент Касым-Жомарт Токаев лично возглавляет работу по развитию искусственного интеллекта. Мы, группа депутатов, уже инициировали специальный законопроект по ИИ. Прошло более двух лет с момента появления ChatGPT, DeepSeek и других ИИ-систем, однако в школьной системе по-прежнему отсутствует системный подход к обучению искусственному интеллекту. Мы продолжаем делать вид, что это нас не касается», - констатировал депутат.
По его словам, дети уже активно используют ИИ для выполнения домашних заданий, написания сочинений и подготовки презентаций.
«Без должного сопровождения это ведёт к зависимости от подсказок, поверхностному мышлению и нарушению этических норм. Учителя не подготовлены. Методических рекомендаций нет. Политика использования ИИ в школах отсутствует. Обсуждение ограничено лозунгами. Как проверять такие работы? Что считать нарушением? Как оценивать? Ответов нет. Без преподавания этики ИИ, развития критического мышления и навыков информационной гигиены вырастает поколение пользователей, не способных отличать факты от вымысла», - предупредил Асхат Аймагамбетов.
Депутат подчёркнул важность не только технической, но и этической подготовки – в частности, преподавания критического мышления, цифровой гигиены и правил честного использования ИИ.
В связи с этим он предложил:
- поручить Министерству просвещения РК и другим профильным ведомствам разработать дорожную карту по внедрению искусственного интеллекта в школьное образование;
- провести аудит действующих учебных программ и разработать учебные модули по ИИ (возможно разработать программу дисциплины «Искусственный интеллект и цифровая грамотность» в базовую школьную программу, начиная с 5-6 классов);
- обеспечить подготовку и повышение квалификации учителей;
- разработать политику использования ИИ в школьном образовании и научных исследованиях. Может быть разработана национальная политика этичного и безопасного использования ИИ в школьной практике;
- министерству необходимо разработать и утвердить регламент оценки работ, выполненных с использованием ИИ;
- определить одну из организаций в качестве Национального центра по ИИ в образовании, ответственного за разработку методик, учебных материалов и подготовку педагогов;
- разработать открытый онлайн-курс для родителей, учителей и школьников: «Как безопасно и эффективно использовать ИИ в учёбе и жизни»;
- одновременно внедрять темы критического мышления, информационной гигиены и этики ИИ;
- в каждом регионе на принципах государственно-частного партнерства могут быть организованы центры повышения цифровой грамотности для школьников, включая летние школы по ИИ;
- необходимо ввести обязательную переподготовку педагогов с сертификацией по использованию ИИ в обучении. Педагогические вузы должны пересмотреть учебные планы.