$ 506.21  568.42  6.3
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.

Ввести обучение искусственному интеллекту в школах Казахстана предложил депутат Аймагамбетов

Ведущие государства активно вводят ИИ в школьные программы, но Казахстан пока не разработал системного подхода

Ввести обучение искусственному интеллекту в школах Казахстана предложил депутат Аймагамбетов
Фото создано при помощи ИИ: © freepik.com

Внедрить обучение искусственному интеллекту (ИИ) в школьную программу Казахстана. С такой инициативой выступил депутат Мажилиса, член фракции «AMANAT» Асхат Аймагамбетов. По его словам, промедление с адаптацией образовательной системы к технологическим изменениям может обернуться утратой конкурентоспособности страны, передает Azattyq Ryhy.

«Будущее нашей страны зависит от того, насколько своевременно и смело мы адаптируемся к этим изменениям. Ведущие государства делают ставку на обучение: они внедряют искусственный интеллект в школьную программу как важный элемент базового образования», - сказал Асхат Аймагамбетов, озвучивая депутатский запрос на имя премьер-министра РК Олжаса Бектенова на пленарном заседании Мажилиса в среду.

В качестве примеров он привёл США, где более 250 руководителей крупнейших компаний – Microsoft, IBM, Adobe и Uber – подписали открытое письмо с призывом включить ИИ в базовое образование. В Эстонии с сентября запускают программу AI Leap, по которой старшеклассники получат доступ к нейросетям, а учителя пройдут переобучение. Также в школах Пекина с нового учебного года вводят обязательные занятия по ИИ.

«А что у нас? Президент Касым-Жомарт Токаев лично возглавляет работу по развитию искусственного интеллекта. Мы, группа депутатов, уже инициировали специальный законопроект по ИИ. Прошло более двух лет с момента появления ChatGPT, DeepSeek и других ИИ-систем, однако в школьной системе по-прежнему отсутствует системный подход к обучению искусственному интеллекту. Мы продолжаем делать вид, что это нас не касается», - констатировал депутат.

По его словам, дети уже активно используют ИИ для выполнения домашних заданий, написания сочинений и подготовки презентаций.

«Без должного сопровождения это ведёт к зависимости от подсказок, поверхностному мышлению и нарушению этических норм. Учителя не подготовлены. Методических рекомендаций нет. Политика использования ИИ в школах отсутствует. Обсуждение ограничено лозунгами. Как проверять такие работы? Что считать нарушением? Как оценивать? Ответов нет. Без преподавания этики ИИ, развития критического мышления и навыков информационной гигиены вырастает поколение пользователей, не способных отличать факты от вымысла», - предупредил Асхат Аймагамбетов.

Депутат подчёркнул важность не только технической, но и этической подготовки – в частности, преподавания критического мышления, цифровой гигиены и правил честного использования ИИ.

В связи с этим он предложил:

  • поручить Министерству просвещения РК и другим профильным ведомствам разработать дорожную карту по внедрению искусственного интеллекта в школьное образование;
  • провести аудит действующих учебных программ и разработать учебные модули по ИИ (возможно разработать программу дисциплины «Искусственный интеллект и цифровая грамотность» в базовую школьную программу, начиная с 5-6 классов);
  • обеспечить подготовку и повышение квалификации учителей;
  • разработать политику использования ИИ в школьном образовании и научных исследованиях. Может быть разработана национальная политика этичного и безопасного использования ИИ в школьной практике;
  • министерству необходимо разработать и утвердить регламент оценки работ, выполненных с использованием ИИ;
  • определить одну из организаций в качестве Национального центра по ИИ в образовании, ответственного за разработку методик, учебных материалов и подготовку педагогов;
  • разработать открытый онлайн-курс для родителей, учителей и школьников: «Как безопасно и эффективно использовать ИИ в учёбе и жизни»;
  • одновременно внедрять темы критического мышления, информационной гигиены и этики ИИ;
  • в каждом регионе на принципах государственно-частного партнерства могут быть организованы центры повышения цифровой грамотности для школьников, включая летние школы по ИИ;
  • необходимо ввести обязательную переподготовку педагогов с сертификацией по использованию ИИ в обучении. Педагогические вузы должны пересмотреть учебные планы.
Новости партнеров