В два раза выросло количество смертельных ДТП с участием пешеходов в Казахстане
Неутешительные данные озвучили в Генеральной прокуратуре

За 2024 год в Казахстане произошло 11 970 наездов на пешеходов. Большая часть из них произошла в Алматы и в Алматинской области. Прошедший год побил «рекорд» по количеству аварий с участием пешеходов, в 2023 году их было почти в два раза меньше - 6080. Тенденция увеличения подобных ДТП настораживает, ведь после столкновения с авто в 2024 году погибло 666 пешеходов, а в 2023 году – 671. Корреспондент Azattyq Rýhy вместе с экспертами разбиралась, почему увеличилось количество аварий с пешеходами, стоит ли ужесточать наказание для них и насколько автодороги Казахстана удобны для передвижения пешеходов.
Количество ДТП
В комитете по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры в ответе на запрос агентства рассказали, что в 2023 году 433 аварий произошли по вине пешеходов, а в 2024 году в 925 случаях пешеходы стали причиной аварий.
В ведомстве также рассказали о количестве наездов на пешеходов за январь 2025 года: всего произошло 785 таких аварий, 62 из них произошли по вине пешеходов, в 37 случаях пешеходы погибли после столкновения с авто.
Отметим, что за нарушения правил дорожного движения пешеходами Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях предусмотрена ответственность по статье 615 «Нарушение правил движения пешеходами и иными участниками дорожного движения». Размер и вид взыскания исходят от степени совершенного правонарушения.
Внимательность нужна всем
Мы неоднократно писали об авариях с участием пешеходов на дорогах. Так, на днях в Талдыкоргане сбили двух подростков на «зебре». В Семее водитель сбил 10-летнюю девочку на пешеходном переходе. В середине февраля стало известно, что водитель школьного автобуса насмерть сбил девятилетнюю девочку в Акмолинской области.
Подобные случаи должны напоминать казахстанцам о строгом соблюдении правил дорожного движения и речь идет не только об автолюбителях. Пешеходам также, переходя дорогу, нужно убедиться, что машины его пропускают, потому что автомобили, стоящие далеко от «зебры», могут даже не увидеть людей. Об этом нам рассказал автоблогер и автоэксперт Дияс Валихан.
«У пешеходов очень часто, особенно у тех, кто не ездят за рулем, не имеют водительских прав, нет представления как двигается автомобильный трафик. Пешеходы не понимают, что машина не может затормозить сиюминутно, не понимают, где машина может выехать, где не может выехать. И зачастую пешеходы действуют так, как в их понимании безопасно и корректно, но они могут нарушать правила дорожного движения. Если говорить об общей ситуации на дорогах, я считаю, что наша культура, а именно взаимодействие пешеходов и водителей, находится на приемлемом уровне. В ряде некоторых стран пешеходов не пропускают «на зебре». У нас водители пропускают пешеходов. Да, в Астане в местах где большие развязки, чтобы перейти дорогу нужно немаленькое расстояние пройти до пешехода, но так и в других странах бывает. В остальном, я считаю, что соотношение удобства для пешеходов и водителей, и отношения между теми и теми на достаточно комфортном уровне», - считает Дияс Валихан.
Фото автора
Он добавил, что не лишним будет казахстанцам, не водящим авто, изучить основы правил дорожного движения.
«Для них было не лишним понимать правила дорожного движения, хотя бы какие-то основы. Я часто вижу, как люди переходят дороги и даже не задумываются о нюансах. Например, когда первая машина, самая близко стоящая к тротуару, тормозит, те, кто едет за ней могут не увидеть, почему она остановилась. Особенно если первая в ряду машина крупногабаритная. Тогда получается, что более маленькая машина, которая стоит за ней начинает обгонять ее и вот эта фаза обгона может прийтись на тот момент, когда человек переходит дорогу. Пешеходам нужно внимательно смотреть по сторонам и убедиться, что все авто остановились. У нас ведь как думают, если одна машина остановилась, значит остальные должны остановиться. Вообще всем участникам дорожного движения надо быть внимательнее, тогда будет безопаснее на дорогах», - подчеркнул автоблогер.
Фото Асета Кундакбаева
Дияс Валихан добавил, что современные машины более безопасны для пешеходов.
«У них есть система безопасности: экстренное торможение, более мягкий капот бампера чтобы при ударе меньше травмы нанести человеку. Есть еще машины, у которых капот приподнимается, чтобы смягчить удар. Старые машины с железными бамперами безопасными не назовешь. У старых машин еще как бывает: изношены тормоза, амортизаторы, колодки, диски, тормозная жидкость на недостаточном уровне, фары могут хуже светить, соответственно человека не сразу увидит водитель. Все эти факторы влияют на аварийность и на то, как будет тормозить машина», - заключил Дияс Валихан.
Решать дорожные проблемы госорганам нужно сообща
Урбанист, эксперт по микромобильному транспорту Ануар Джусупов отмечает, что проблема гибели казахстанцев на дорогах недооценена государством.
«Вообще проблема дорожной безопасности и пешеходов в Казахстане крайне важна. Государство теряет своих граждан, они гибнут на дорогах - это проблема и она очень сильно недооценена. Решение в мире, которое показало себя наиболее реалистично оно связано не только с увеличением количества камер и ужесточением законов, это решение просто – в мире «успокаивают» автомобильный трафик, понижают максимальную скорость до 30 км/ час. Проблема в том, как это будут воспринимать водители, но здесь важно найти баланс. Да, в вопросе безопасности мы понимаем, что баланс находить сложно, но его находить надо», - считает Ануар Джусупов.
Он добавил, что в решении проблем нужны практические решения и взаимодействие всех государственных органов между собой. Одному Министерству транспорта или Министерству внутренних дел проблему не решить.
«Нужно чтобы была принята Национальная программа по уменьшению аварийности на дорогах. Нужно взаимодействие всех государственных органов между собой. Необходимо признать: все аварии происходят из-за высокой скорости. В городах нужно вводить другие скоростные ограничения. Не стоит забывать о развитии общественного транспорта, о развитии инфраструктуры для самокатчиков и велосипедистов – они ведь такие же пешеходы, которые пересели на транспорт, позволяющие им доезжать до места быстрее. Нужно делать город удобным для людей, не только для автомобилей», - отметил урбанист.
Фото сгенерировано при помощи ИИ
Стоит ли штрафовать пешеходов?
Роман Барабанов – специалист по городскому транспорту отметил, что порядка 70% от численности всех ДТП происходит в населенных пунктах. Он подчеркнул, что за последние 10 лет по данным комитета правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры существенного изменения по количеству ДТП и пострадавшим в них нет.
«Таким образом, считаю, что необходимо задуматься о первопричинах, штраф, особенно повторяющийся – это все-таки следствие того, что что-то не работает. Если учитывать статистику ДТП, согласно которой погибают каждый год по 2 тысячи казахстанцев, нам необходимо задуматься о кардинально иных принципах обеспечения безопасности дорожного движения, проектирования улиц. Нужно прописать приоритет пешеходов, маломобильных групп населения, общественного транспорта, микромобильных видов транспорта», - отметил Роман Барабанов.
По его мнению, аварийные участки и потенциально аварийные участки создаются в том числе и из-за устаревших стандартов проектирования улиц населенных пунктов, именно улиц, а не дорог.
«Речь идет об улицах, которыми пользуются маломобильные группы населения, пешеходы, общественный транспорт, велосипедисты, там же расположены велодорожки и так далее. Например, в СП РК Градостроительство задается одна и та же ширина полосы движения для скоростного ограничения в 80 км/ч и для скоростного ограничения в 40 км/ч. То есть, улица со скоростным ограничением в 40 км/ч изначально может быть спроектирована так, что на ней можно разогнаться до 80 км/ч, что будет способствовать превышению скорости, нарушениям ПДД и появлению очагов ДТП в конечном счете. Необходимо, чтобы ширина полосы движения уменьшалась пропорционально устанавливаемому ограничению скорости. Чем меньше скорость - тем меньше ширина полосы движения», - утверждает специалист.
Фото автора
Он предложил создавать островки безопасности на пешеходных переходах.
«Островки безопасности помогают снизить количество ДТП с участием пешеходов минимум на 50%. Необходимо убрать ограничения по их применению из стандартов, в частности из СТ РК 1412-2017.
Также необходим более научный подход к анализу сопутствующих факторов. При анализе ДТП нужно учитывать расположение уличной инфраструктуры и средств организации дорожного движения вокруг. Исследование Vision Zero Sergek о ДТП с пешеходами в Астане в период с января по март 2020 года показало, что 11 ДТП можно было бы избежать, если бы пешеходные переходы были рядом с центрами притяжения. 11 ДТП произошли в среднем в 157 метрах от ближайшего пешеходного перехода, а ведь чтобы без нарушений ПДД попасть на другую сторону улицы человеку необходимо было сделать крюк в 314-320 метров как минимум», - резюмировал Роман Барабанов.
Между тем, аналитики портала Energyprom заявили, что с января по октябрь 2024 года виновниками в ДТП с пострадавшими в 96% были признаны водители. Лишь в 3% аварий в прошедший год виновными были признаны пешеходы.
Фото автора
Как заявляли эксперты, проблему аварийных ситуаций с пешеходами можно решить при комплексном подходе. Пока ситуация остается прежней, хотим напомнить, что автомобилистам и пешеходам следует быть внимательными на дорогах и помнить о взаимном уважении.