$ 518.31  567.96  6.03
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
17.01.2025, 12:49
Общество

«Cдерживать цены на топливо уже нельзя»: эксперты высказались о стоимости бензина и «серых» перетоках

В Казахстане цены на бензин одни из самых низких

«Cдерживать цены на топливо уже нельзя»: эксперты высказались о стоимости бензина и «серых» перетоках
Фотоколлаж Azattyq Rýhy, фото freepik.com

Казахстанский топливный рынок, по сути, испытывает серьезный голод несмотря на нефтяное изобилие. Нефтедобывающим компаниям приходится поставлять на НПЗ сырье по ценам ниже себестоимости и все для того, чтобы казахстанцы заправлялись дешевым бензином. А вместе с ними и все соседние страны, куда утекают сотни тысяч тонн. Дошло до того, что «серые» перетоки достигли промышленных масштабов, ведь в нашей стране расценки на горючее – одни из самых низких не только в СНГ, но и по всему миру. Поэтому в Минэнерго решили, что пора прекратить сдерживать цены. Чиновники планируют отменить госрегулирование и дать рынку самому диктовать стоимость топлива. Что же будет с ценами, ждать ли шокового подорожания, почему стране нужно отказаться от госконтроля и как это повлияет на нефтерынок, разберем вместе с экспертами в материале Azattyq Rýhy.

Бензин дешевле воды

То, что – это не просто огульные заявления чиновников, а факт. По данным GlobalPetrolPrices на январь этого года, наша страна находится на 10 месте в мире по дешевизне топлива. Самые низкая стоимость зафиксирована в Иране, а дороже всего заправляться – в Гонконге. По сравнению же с соседними странами разница в цене весьма существенна.

Выходит, что разница в ценах на бензин самой популярной марки достигает от 40% до 138%, а дизель у соседей дороже на 20-79%.

«В начале 2000-х и сейчас у нас одинаковые цены на топливо – это 40 центов за литр 92-93 бензина. Естественно, за эти 20 с лишним лет произошла и мировая инфляция, и долларовая инфляция, поэтому цены на этот товар не могут оставаться в этих пределах», - убежден член Общественного совета Министерства энергетики РК, основатель телеграмм-канала «Байдильдинов. Нефть» Олжас Байдильдинов.

Такие дешевые расценки, разумеется, привлекают соседей. Жители приграничных стран устроили практически «бензиновый туризм», скупая у нас горючее. Выходит, что Казахстан уже давно кормит их экономики.

«Казахстан на протяжении всей своей истории рассматривается как «дешевая заправка». Мы можем много сравнивать уровни доходов населения нашей страны с доходами населения в других странах, но факт, что Казахстан входит в топ-10 стран с самыми низкими ценами на топливо – это утвердившийся факт», - подчеркнул эксперт нефтегазового рынка Ерлан Жаукин.

Перетоки, контрабанда и модернизация отрасли

Такой расклад не мог не привести к серьезным «серым» перетокам топлива и контрабанде. Казахстанский бензин давно оказывается на дорогих рынках сопредельных стран – России, Кыргызстана, Узбекистана. Причем утечка достигла практически промышленных масштабов, что, разумеется, спровоцировало дефицит на нашем рынке. Только в прошлом году запасы ГСМ снизились с 1007 до 626 тысяч тонн.

«Я называю наш внутренний рынок дырявым ведром, потому что сколько бы мы ни производили топлива, оно все равно утекает за границу по теневым схемам, по полулегальному экспорту через вывоз топлива на автомобилях. Это не способствует наполнению нашего внутреннего рынка. Поэтому выравнивание цен назрело уже давно, это вынужденная мера. Нужно понимать, что эпоха дешевых энергоносителей в Казахстане закончилась», - отметил Олжас Байдильдинов.

Отменять госрегулирование, по словам эксперта, нужно еще и для модернизации и нормальной работы нефтяного рынка. Дело в том, что три нефтяных гиганта, которые разрабатывают крупнейшие месторождения Тенгиз, Карачаганак и Кашаган, не поставляют сырье на внутренний рынок, тогда как другие нефтедобытчики обязаны обеспечивать страну не менее 30% добытой нефти. Причем углеводороды должны поставляться по дешевым ценам – практически по себестоимости. Виной такому положению дел – соглашения о разделе продукции с тремя нефтеконцернами, которые были заключены на невыгодных для Казахстана условиях. При этом не стоит забывать, что цены поставок на внешний рынок тоже весьма низки.

«Нефтяные компании сейчас поставляют нефть на внешний рынок по 20-25 долларов за баррель. Это не просто в три раза меньше мировой цены, это ниже себестоимости. В Казахстане себестоимость среднеотраслевая составляет 40 долларов за баррель и, соответственно, нефтяники несут убытки и о чем я всегда говорю, что крупные проекты – это Карачаганак, Тенгиз, Кашаган – не поставляют нефть на наш рынок и, соответственно, вся нагрузка ложится на другие компании. Поэтому сейчас они порядка 60-70% от нефтедобычи поставляют на внутренний рынок себе в убыток», - объяснил Олжас Байдильдинов.

Из-за этого, по его словам, в стране нет новых месторождений и новых нефтеперерабатывающих мощностей.

«Все потому, что все прежние заводы (три крупных завода и сектор мини-НПЗ) работают на пределе своих возможностей. Любой вылет оборудования, любая поломка на Атырауском НПЗ мгновенно приводит к дефициту топлива, либо к увеличению импорта», - отметил он.

Если на внутреннем рынке не хватает горючего, то Казахстан тут же обращает взоры на Россию. Причем с каждым годом импорт ГСМ только растет.

«Мы сейчас 14,5 миллионов тонн нефтепродуктов производим, это за исключением мазута. И в этом году по индикативным планам еще 6 млн тонн еще и импортируем. Соответственно, наша импортозависимость составляет порядка 11% от производства и этот показатель растет каждый год. Соответственно, мы зависим и от импорта нефтепродуктов, и от импортных цен в России. Потому что там накладывается зависимость от курса и это все не способствует тому, чтобы у нас в Казахстане появлялись перерабатывающие мощности, потому что при текущих ценах это убыточное дело. Вдобавок у нас нет свободной сырой нефти для нефтеперерабатывающих заводов», - подчеркнул Олжас Байдильдинов.

Эксперт уверен, что Казахстан не сможет строить свое будущее и свою промышленность, опираясь только на импорт. Поэтому необходимо выравнивание цен. Если же правительство продолжит сдерживать цены на топливо, то попросту задушит таким образом производство.

«Возвращение ГСМ к рыночному формированию цены должно стимулировать привлечение инвестиций в нефтяную отрасль от разведки до переработки нефти. В условиях же государственного регулирования цен нефтяники заинтересованы в основном в увеличении экспорта сырья на внешние рынки, где доходность существенно выше в сравнении с переработкой нефти на местном рынке и последующей реализацией нефтепродуктов внутри страны», - уверен Ерлан Жаукин.

Страна действительно нуждается в инвестициях для новых проектов добычи, поскольку за последние пять лет добыча на «зрелых» месторождениях снизилась с 35,4 до 30,5 млн тонн. А трем нефтеперерабатывающим заводам давно пора расширить мощности с 18 до 28 млн тонн в год.

Взлетят ли цены на топливо?

Казахстанцы очень болезненно воспринимают повышение цен на горючее даже на несколько тенге. Поэтому переживания понятны: многие думают, что если цены выйдут из-под регулирования государством, то наверняка продавцы поднимут их до баснословных сумм. Однако в Минэнерго поспешили успокоить: никакого резкого и шокового подорожания не будет. Но эксперты же уверены, что цены на бензин в будущем должны догнать расценки соседних стран.

«Безубыточная цена, которая более или менее будет уравновешивать убытки от внутреннего рынка – это порядка 60 центов за литр. Соответственно, бензин марки АИ-92 по текущему курсу должен стоить порядка 320 тенге за литр», - убежден член Общественного совета Министерства энергетики Олжас Байдильдинов.

В любом случае отмена государственного регулирования цен на нефтепродукты обеспечит четкое формирование цены исходя из рыночных реалий. То есть рынок будет диктовать правила игры и стоимость товара.

«Какая будет цена на топливо – это определит рынок. Но резкого роста цен не будет. Производитель и потребитель найдут баланс цены. В целом же, казахстанский рынок потребления ГСМ имеет отчетливые грани сезонности потребления, то есть в осенне-зимний период наблюдается снижение спроса с резким ростом потребления в весенне-летний период», - пояснил эксперт нефтегазового рынка Ерлан Жаукин.

Свободное плавание лучше?

По словам аналитиков, история казахстанского рынка ГСМ уже имеет опыт свободного плавания. В период с 2017 по 2022 год розничные цены на бензин и дизель не регулировались государством.

«Цены формировал рынок методом спроса и предложения. И должен отметить, что рынок производителя и рынок потребителей бензина и дизельного топлива нашли свой баланс в условиях свободного ценообразования. В целом, исключение механизма госрегулирования – это нормальная общемировая практика, когда рынок работает сам без внешних вмешательств, но под строгим контролем антимонопольных органов, обеспечивающих балансирование рынка между демпингом и монопольно высоким завышением цен», - считает Ерлан Жаукин.

По его словам, при вмешательстве государства создается нерыночный механизм формирования цены. Поэтому в условиях регулирования всегда присутствует ущемление одной из сторон процесса: либо это производитель, либо потребитель.

«Реалии механизмов регулирования цен показывают, что административное сдерживание рынка не обеспечивает развитие субъектов предпринимательства, обеспечивающих производство и насыщение рынка готовой продукцией. Также существенным негативным фактором является отсутствие развития регулируемых отраслей экономики и снижение потоков инвестиций, как внутренних, так и зарубежных», - заключил он.

Еще один аргумент в пользу отказа от госрегулирования – это соглашение со странами ЕАЭС. С 2027 года должен заработать единый рынок газа, нефти и электроэнергии. Он должен был начать действовать с января этого года, однако по просьбе казахстанской стороны ведение единого рынка перенесли на два года. Таким образом получается, что подорожания топлива казахстанцам никак не избежать.

Автор: Дана Мансур

Новости партнеров