$ 525.11  546.74  4.88
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
17.12.2024, 10:52
Общество

Как в Казахстане соблюдается закон о госсекретах

Какие поправки хотят внести в закон, рассказали в Генпрокуратуре и КНБ

Как в Казахстане соблюдается закон о госсекретах
Фото: © freepik.com, t.me/antikornews, пресс-служба КНБ РК, пресс-служба Генеральной прокуратуры РК

Вопрос соблюдения законодательства о государственных секретах в Казахстане – это одна из ключевых тем, которая продолжает оставаться актуальной. В условиях глобализации и стремительного технологического прогресса растет количество угроз безопасности, а значит, и требования к обеспечению режима секретности. В последнее время общественное внимание привлекли случаи, когда лица, имеющие доступ к государственной тайне, нарушают требования законодательства, что вызывает обеспокоенность среди населения. Какие меры предпринимаются для предотвращения утечек информации и защиты госсекретов, и что предлагается изменить в законодательстве, чтобы повысить ответственность секретоносителей? Подробнее об этом читайте в материале Azattyq Ruhy.

Депутат мажилиса от фракции «AMANAT» Марат Башимов обратился к генеральному прокурору Республики Казахстан Берику Асылову и председателю Комитета национальной безопасности Республики Казахстан Ермеку Сагимбаеву. Мажилисмен подчеркнул, что по данным законодательства о государственных секретах, лица, имеющие доступ к самой высокой степени секретности, обязаны соблюдать строгие меры по нераспространению информации. Однако, как отметил депутат, некоторые такие лица, обладая секретами, свободно путешествуют по миру, встречаются с иностранными руководителями и не несут никаких последствий за возможные утечки информации.

«Некоторые секретоносители «разгуливают» по всему миру, встречаются с руководителями зарубежных государств, иностранных структур. И при этом у общества складывается впечатление, что они не несут никакой ответственности и не принимаются никакие меры по контролю за распространением государственных секретов. Сегодня допуск к госсекретам имеют не только госслужащие, но и многие представители олигополии, адвокаты, служащие квазигоссектора и другие физические лица. В соответствии со статьей 37 Закона за ними юридически закреплены и ими приняты на себя письменные обязательства перед государством по неразглашению доверенных им сведений, составляющих государственные секреты. Нарушение данных обязательств влечет строгую уголовную ответственность – лишение свободы на срок до восьми лет. Каким образом проверяется соблюдение ими обязательств по нераспространению госсекретов?» – задался вопросом Башимов.

Ответ генеральной прокуратуры на запрос был предоставлен в лице и.о. генерального прокурора Тимура Ташимбаева, который сообщил, что в соответствии с законодательством все государственные органы и организации обязаны обеспечивать защиту разработанных ими государственных секретов.

«Органы национальной безопасности являются уполномоченным органом, который наделен исключительной компетенцией по координации и контролю работы по обеспечению режима секретности в государственных органах и организациях. Следует отметить, что вопрос обеспечения режима секретности при выезде за границу лиц, осведомленных в государственных секретах, детально регламентирован инструкцией по защите государственных секретов», – отметил он.

Ташимбаев подчеркнул, что нарушение законодательства о государственных секретах влечет как административную, так и уголовную ответственность. Административная ответственность предусмотрена за несоответствующие действия, такие как нарушение требований по обеспечению режима секретности, а уголовная – за разглашение секретных данных или утрату носителей информации.

Также Генеральная прокуратура сообщила о том, что в настоящее время проводится работа по совершенствованию законодательства в области госсекретов, и вопрос повышения ответственности секретоносителей активно обсуждается в рамках законопроекта о внесении изменений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях.

«Мы понимаем, насколько важен контроль за соблюдением законодательства о государственных секретах. В случае выявления нарушений будут приняты меры по пресечению таких деяний и привлечению виновных к ответственности», – добавил Ташимбаев, подчеркивая важность продолжающегося мониторинга и совершенствования нормативной базы.

Не менее важным был ответ Комитета национальной безопасности, предоставленный заместителем председателя КНБ Русланом Саркуловым. В нем, в частности, говорится, что допуск к государственной тайне требует от лиц подписания письменных обязательств по неразглашению информации. Однако есть и другие важные аспекты, такие как ограничения на выезд за границу для лиц, обладающих такими данными.

«Согласно статье 32 Закона о государственных секретах, должностные лица и граждане, допущенные к государственной тайне, могут быть ограничены в своих правах, в том числе в праве выезда за пределы страны. Такие ограничения действуют в течение всего периода их работы с секретной информацией, а также после окончания этой работы», – объяснил Саркулов.

Это правило должно предотвращать возможные утечки информации, особенно когда речь идет о поездках за границу. Взаимные обязательства администрации государственного органа и организации и оформляемого лица отражаются в договоре о допуске к государственным секретам. Таким образом, оформляемые лица подписывая указанный договор, добровольно берут на себя вышеуказанные ограничения и обязательства, и информируются об ответственности за разглашение сведений, составляющих государственные секреты или утрату их носителей, а также за иные нарушения режима секретности.

Саркулов также отметил, что выезд таких лиц за границу регламентируется инструкцией по защите государственных секретов, согласно которой они обязаны согласовывать свои поездки с руководителями госорганов и подразделениями по защите секретов. Важно отметить, что нарушение этих требований может привести к административной ответственности.

«В частности, согласно пункту 177 инструкции, выезд лиц, осведомленных в государственных секретах, за границу по частным вопросам производится по письменному согласованию с руководителем государственного органа или организации и подразделением по защите государственных секретов. В этом случае лицо, допущенное к государственным секретам, не менее чем за 7 дней до выезда заполняет на имя руководителя государственного органа и организации заявление (рапорт) с указанием страны (стран) и цели выезда, предполагаемых дат выезда и возвращения. Контроль выездов за границу лиц, допущенных к государственным секретам, осуществляется Комитетом национальной безопасности в рамках проверок состояния режима секретности в государственных органах и организациях, проводимых в соответствии с функциями, определенными в подпункте 1-1) статьи 9 Закона (Комитет национальной безопасности Республики Казахстан и его органы координирует и контролирует работу по обеспечению режима секретности в государственных органах и организациях). Так, за выезда за границу указанных лиц без согласования с руководителем государственного органа или организации предусмотрена административная ответственность согласно части второй статьи 504 КоАП (2. Нарушение установленных требований по обеспечению режима секретности лицами, допущенными к работе с государственными секретами или их носителями, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния)», – пояснил зампред КНБ.

Контроль за соблюдением обязательств секретоносителей по нераспространению государственных секретов осуществляется Комитетом национальной безопасности в рамках мер по контрразведывательной защите сведений, составляющих государственные секреты.

К уголовной ответственности за разглашение государственных секретов или утрату их носителей привлекаются лица как допущенные, так и ранее допускавшиеся к государственным секретам, имеющие обязательства по нераспространению таких сведений (статьи 185 и 186 УК РК).

«Наряду с изложенным, статья 504 КоАП распространяется только на лиц, допущенных к работе с государственными секретами, и не применима к лицам, ранее допускавшимся к государственным секретам. Таким образом, лица, ранее допускавшиеся к государственным секретам, несмотря на актуальность их срока ограничения в праве выезда за границу, указанного в договоре о допуске к государственным секретам, не могут быть привлечены к административной ответственности за несанкционированный (не согласованный) выезд за границу», – пояснил сотрудник КНБ.

В целях устранения правового пробела, а также приведения в соответствие со статьей 32 Закона, согласно которой ограничения прав касаются не только допущенных, но и лиц, ранее допускавшихся к государственным секретам, Комитетом национальной безопасности в рамках проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» инициирована соответствующая поправка в статью 504 КоАП. Указанное позволит привлекать к административной ответственности лиц, ранее допускавшихся к государственным секретам.

Также Комитетом национальной безопасности в целях исключения угроз утечки государственных секретов или утраты их носителей прорабатывается вопрос усиления ответственности за нарушения в области технической защиты секретной информации и систематические нарушения режима секретности, а также непринятие уполномоченными лицами и руководителями мер по устранению ранее выявленных нарушений.

Указанные поправки видится целесообразным реализовать в виде отдельных частей статьи 504 КоАП с увеличением размера налагаемого штрафа.

Ситуация с соблюдением законодательства о государственных секретах в Казахстане подчеркивает необходимость постоянного контроля, совершенствования законодательства и ужесточения ответственности за нарушения. Хотя в настоящее время уже принимаются меры для улучшения системы, важно, чтобы каждый, кто имеет доступ к секретной информации, осознавал свою ответственность и последствия за несоответствующие действия. Вопросы о повышении ответственности, уточнении правовых норм и укреплении контроля за соблюдением режима секретности остаются важными и требуют детальной проработки, как на уровне законодательных органов, так и в рамках работы национальной безопасности.

Новости партнеров