Гульнара Бижанова: Чем выше ответственность, тем меньше места для ошибок
За этот год в нацпалату «Атамекен» обратились более 2,4 тысячи предпринимателей с конкретными жалобами
Одна из ключевых миссий Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» – защита прав и интересов бизнеса. В условиях, когда предприниматели сталкиваются с административными барьерами, спорами и проверками, Палата становится надежной опорой для тех, кто строит, и развивает свое дело.
Заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Гульнара Бижанова в интервью Azattyq Rýhy рассказала, как они помогают предпринимателям отстаивать свои права, с какими сложностями сталкиваются представители бизнеса и какие результаты уже достигнуты.
– Последние несколько лет государственные органы заявляют о постепенном снижении административных мер в отношении бизнеса. А летом президент Касым-Жомарт Токаев подписал Указ «О либерализации экономики». Как думаете, означает ли это, что бизнес может выдохнуть спокойно и просто вести свои дела?
– Говорить о том, что бизнес может выдохнуть и расслабиться, пока рано. Да, меры по либерализации экономики – это серьезный шаг вперед, и важно отметить, что государство нацелено на снижение административного давления, как и на долю участия в экономике. Но на практике предприниматели все еще сталкиваются с множеством проблем.
Вот простой пример: только за этот год в национальную палату «Атамекен» обратились более 2,4 тысячи предпринимателей с конкретными жалобами. Больше всего вопросов связано с земельными отношениями, налогами и доступом к инфраструктуре. Мы работаем с каждым таким случаем, и результаты говорят сами за себя – бизнесу удалось защитить активы на сумму свыше 16 миллиардов тенге.
Это не просто цифры. За каждым обращением – реальные люди, их семьи, рабочие места.
– А какие у палаты отношения с государственными органами? Какие совместные проекты реализовываются?
– У национальной палаты и государственных органов простроены партнерские отношения, основанные на доверии и диалоге. Мы активно участвуем рабочих группах и отраслевых комиссиях, предлагаем конкретные решения, которые способствуют улучшению делового климата в стране. Один из недавних примеров конструктивного взаимодействия. Генеральная прокуратура недавно поддержала нас в вопросе приостановления изъятия земель сельскохозяйственного назначения. Эта история не сегодняшнего дня и связана с тем, что некоторые нормативные акты лет 10-12 назад трактовались некоторыми акиматами по-разному, а механизмы получения земли под сельскохозяйственные цели были несовершенны. Не секрет, что многие латифундисты, используя эти несовершенства, в свое время оформили на себя огромное количество площадей, и часто не с целью работы на ней, а получения выгод коммерческого характера. В лучшем случае сдавая в аренду, а в худшем – попросту заложили в банки, получили денежки, а добросовестные очередники остались в неравной борьбе с бюрократической процедурой возврата земель государству. Здесь хороший импульс дала работа партии «АMANAT», вернувшая государству за годы работы проекта «Жер аманаты» более 4,5 миллиона гектаров земель сельхозназначения.
В тоже время, уполномоченные органы Министерства сельского хозяйства РК, акиматы также вели аналогичную работу, и допустили формальное отношение к изъятию земель и у добросовестных фермеров. Внешне все по букве закона, но по факту землепользователи вложившие капитальные затраты в земельные участки, построившие животноводческие фермы, закупившие скот в кредиты, построившие базы, вбухавшие сотни миллионов в обработку залежных земель, их качественному составу, более того, где то проведшими и орошение тоже оказались в зоне судебных разбирательств. И, опять же, формально, по букве закона в 80% случаев оставшиеся без земель. Как итог – миллиардные убытки, банкротство, разорение, рабочие коллективы без работы. На селе ведь основной работодатель это агарий, фермер. И таких исков насчитывается 875.
НПП «Атамекен» год взывало к МСХ РК, Комитет по управлению земельными ресурсами. Но у каждой стороны своя правда. Нужны были конкретные управленческие решения. Нас услышал в итоге Президент страны Касым-Жомарт Токаев, озвучивший четкое поручение в Послании этого года: «Если землепользователь добросовестно работает, вложил инвестиции, то нельзя разрушать действующее производство. При этом в расчет следует также взять работу по обустройству сел и обеспечению постоянной занятости сельчан».
В связи с затянувшимися сроками исполнения поручения главы государства нацпалата вновь инициировала этот вопрос уже перед Генеральной прокуратурой и правительством. Реакция была незамедлительной.
Как итог, нам уже удалось добиться отзыва значительной части исковых заявлений и уберечь аграриев и их инвесторов. На площадках региональных палат НПП «Атамекен» рабочие группы в составе уполномоченных госорганов, территориальных подразделений прокуратуры, Агентства по противодействию коррупции рассматривают каждый иск с приглашением фермеров на предмет добросовестности землепользования. Одновременно с этим, ведется работа по пересмотру НПА, где наконец будет разработана Методика по оценке степени добросовестности. Вопрос на системном контроле Нацпалаты.
– А что нужно сделать, чтобы подобные прецеденты не возникали в будущем? Как мотивировать госорганы более основательно принимать решения?
– Знаете, чем выше ответственность, тем меньше места для ошибок. Мы с Генеральной прокуратурой и Агентством по противодействию коррупции добились внесения поправок в Кодекс об административных правонарушениях. Теперь ответственность госслужащих за незаконное вмешательство в бизнес конкретизирована.
Мы считаем, что введение неотвратимости наказания и персональной ответственности повысит качество в работе чиновников.
– Получается, «Атамекен» представлет бизнес и в судах? Как адвокаты?
– Можно и так сказать. Мы не выступаем в роли адвокатов в традиционном смысле, но действуем как эффективный представитель интересов предпринимателей, защищая их права в юридической плоскости. Приведу наиболее показательные кейсы.
Первый случай связан с импортерами медицинских светильников, которые столкнулись с доначислением таможенных пошлин и налогов из-за неправомерной переклассификации товаров Департаментом госдоходов Алматы. Мы доказали в суде, что импортеры предоставили все необходимые документы, подтверждающие медицинское назначение товара. Однако ДГД проигнорировал эти данные и ссылался на отсутствие подтверждений, которые на тот момент вообще не требовались законом. Судебные решения и апелляционные жалобы вынесены в пользу предпринимателей. Кроме того, после рассмотрения в апелляционной комиссии Министерства финансов были отменены аналогичные уведомления еще для шести компаний.
Второй пример – Национальная палата предпринимателей неоднократно поднимала вопрос о росте числа исков налоговых органов по признанию сделок недействительными. Благодаря нашим усилиям в январе этого года Комитет государственных доходов поручил приостановить подачу подобных исков, за исключением случаев, предусмотренных законом. В результате, только в первое полугодие количество таких исков снизилось на 85% – до 265 против 1 815 за аналогичный период 2023 года. Сумма споров по НДС уменьшилась с 22,2 миллиарда до 5,5 миллиарда тенге.
Также защитили предпринимателей от незаконного включения в графики проверок. В 2022-2024 годах суды, включая Верховный суд РК, признали, что действия органов госдоходов были неправомерными. Расчеты степени риска для проверок оказались некорректными и не учитывали отраслевую специфику. Благодаря принципиальной позиции нацпалаты такие практики были прекращены, а предприниматели смогли избежать несправедливых проверок.
Таких эпизодов в нашей практике много.
Но не для всех предприятий административные санкции фатальны. Другое дело уголовное производство, которое во многих случаях ставит точку в судьбе производства.
Именно поэтому Национальная палата предпринимателей активно работает над тем, чтобы минимизировать риски для предпринимателей.
Мы вместе с депутатским корпусом и правоохранительными органами на протяжении ряда лет работаем над декриминализацией экономических преступлений. Часть статей по экономическим составам декриминализирована и переведена в плоскость административных правонарушений, а сейчас мы ставим вопрос об исключении применения норм об организованной преступности к коммерческим организациям.
Бизнес не должен подвергаться преследованию, основанному на неправомерной квалификации. Пока эта норма позволяет брать на испуг предпринимателя, вынуждая признаваться в том, чего на самом деле нет и создает коррупционные риски при расследовании.
Также мы делаем акцент на том, что основной мерой пресечения для предпринимателей должен стать залог либо ношение электронного браслета. Это гуманно и сохраняет рабочие места. Здесь мы находим поддержку Верховного суда.
– А есть какие-то предпосылки к такой реформе? Учитывая сложную специфику судебной и правоохранительной системы, то вы должны как-то аргументировать это перед Верховным судом и Генеральной прокуратурой.
– Предпосылки есть. В 2023 году в отношении предпринимателей было зарегистрировано 444 уголовных дела. За 9 месяцев этого года это количество снизилось до 346, что составляет менее 1% от общего показателя в 105 тысяч уголовных дел. Однако каждое пятое дело прекращается по реабилитирующим основаниям.
В целом, в этом вопросе мы наблюдаем положительную динамику и делаем вывод, что наше совместное стремление к справедливости начинает приносить плоды.
– Какое пожелание Вы можете высказать предпринимателям и государственным органам в преддверии нового 2025 года?
– Для бизнеса: важно отметить, что в ноябре мы провели очередной XII Съезд НПП «Атамекен» с участием премьер-министра, всего правительства, где под эгидой ключевого лозунга: «Адал азамат, Адал еңбек, Адал бизнес» (Честный гражданин, Честный труд, Честный бизнес) прошло все обсуждение и презентация будущих векторов развития и коммуникаций бизнеса и государства. Думаю этот слоган отражает наше кредо, и участвовавшие бизнесмены и госорганы это поняли.
А что касается моего личного мнения. То мне крайне неловко, что мы до сих пор занимаемся вопросами защиты бизнеса. От кого мы защищаться должны? От госаппарата, который и функционирует на налоги этого самого бизнеса? Во главу угла надо ставить развитие бизнеса, то есть экономики во всех секторах, отраслях. Максимально с госаппаратом создавать условия для роста экономики, причем без ущерба и не в противовес одной отрасли другой. Эта работа безусловно ведется и является важным направлением в деятельности Нацпалаты. Хотелось бы, чтобы со временем мы сосредоточились именно на этом направлении. А защищать бизнес стало бы обязанностью государства, правоохранительной и судебной системы.
– Спасибо Гульнара Кадиржановна за содержательное интервью!