Более 388 тысяч обращений с начала года поступили в органы прокуратуры от казахстанцев
В ведомство чаще обращаются с жалобами на неправомерные действия сотрудников органов следствия и дознания
Органы прокуратуры ответственно относятся к рассмотрению обращений физических и юридических лиц. Их прием и обработка – главный приоритет работы прокуроров, передает Azattyq Rýhy.
Отметим, что президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, в своих выступлениях неоднократно упоминает, что Закон и Порядок – ключевые показатели справедливости общества. А выступая с ежегодным посланием народу Казахстана в сентябре, он подчеркнул, что нужно стремится к тому чтобы построить общество, основанное на законе и порядке, знаниях и прагматизме.
Не стоит забывать, что одним из показателей доверия народа к надзорным и правоохранительным органам, это – обращения граждан к ним за помощью.
В структуру Генеральной прокуратуры РК входит департамент по работе с обращениями и делопроизводству. Как рассказал начальник департамента Сакен Толеуов, чаще всего в органы прокуратуры обращаются с жалобами на неправомерные действия сотрудников органов следствия и дознания. Казахстанцы недовольны вынесенными процессуальными решениями, судебными актами по уголовным и гражданским делам.
Жители страны отмечают факты нарушения прав при проведении проверок, на действия (бездействие) судебных исполнителей, на нарушения в сфере жилищных отношений, земельного законодательства.
«Всего за 11 месяцев этого года в органы прокуратуры по стране поступило более 388 тысяч обращений, это на 25% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По результатам их рассмотрения защищены права порядка 29 тысяч заявителей, внесено более 4 тысяч актов прокурорского надзора и реагирования», - отметил Сакен Толеуов.
Он добавил, что согласно Конституционному закону «О прокуратуре» прокуратура не подменяет функции иных госорганов. Прокуратура от имени государства в установленных законом пределах и формах осуществляет высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан.
«Также хотелось бы акцентировать внимание граждан на порядок рассмотрения прокурорами жалоб на судебные акты по гражданским делам, рассмотренным без участия прокурора, как правило это суды, где не затрагиваются интересы государства, общества или граждан, которые самостоятельно не могут себя защищать. Однако на практике граждане по указанным вопросам обращаются в органы прокуратуры и просятся на личный прием, по которым в удовлетворении доводов отказываются, поскольку рассмотрение не относится к компетенции прокуратуры», - отметил Сакен Толеуов.
При этом, прокуроры рассматривают жалобы на решения судов, где затрагиваются интересы государства и общества, лиц неспособных самостоятельно защищать свои права, а также когда предписано законом или необходимость участия прокурора признана судом. По частноправовым спорам стороны должны самостоятельно обжаловать оспариваемые судебные акты в суд.
В департаменте по работе с обращениями и делопроизводству напомнили казахстанцам, какие жалобы не подлежат к рассмотрению в Генеральной прокуратуре:
- по делам, которые рассматриваются уже в суде,
- не вступившие в законную силу решения судов независимо от категории спора (подлежат направлению в суды);
- жалобы по честно-правовым, корпоративным спорам;
- жалобы на действия судей (направляются по подведомственности в суды).
При обжаловании судебных актов по уголовным делам Генеральная прокуратура рассматривает только по вступившим в законную силу судебным актам, по которым допущены нарушения конституционных прав либо неправильное применение уголовного и уголовно-процессуального законов при расследовании или судебном рассмотрении дела.
«Нередко бывает, если обращение не относятся к компетенции прокуратуры, то оно подлежит направлению напрямую в уполномоченный орган. Только в текущем году из всех поступивших обращений в прокуратуру 41% (155 тысяч) направлены в другие ведомства. В основном это по земельным вопросам, в сферах ЖКХ, трудового законодательства, здравоохранения, качества образования, неисполнения решений судов, по исполнению кредитных обязательств перед банками. Из-за того, что люди напрямую пишут в Генеральную прокуратуру или областную, минуя районное либо областное звено, прокуроры вынуждены такие обращения перенаправлять в нижестоящую прокуратуру. На все это затрачивается временные и человеческие ресурсы, а у заявителей складывается ложное представление об игнорировании их обращений, перекладывании ответственности на нижестоящих прокуроров», - отметил Сакен Толеуов.
Перед подачей заявления казахстанцам необходимо определить, в какую прокуратуру обращаться. Если проблема касается конкретного района, то нужно обращаться в районную прокуратуру. Если проблема не разрешена на районном уровне и имеется ответ прокурора района или города, то обращаться в прокуратуру области.
Как можно подать жалобу/обращение в прокуратуру:
- прийти с обращением или жалобой в здание прокуратуры в регионах Казахстана. Нужно иметь с собой удостоверение личности (можно цифровое в мобильном приложении) и документы, подтверждающие слова заявителя, при их наличии;
- отправить обращения можно через информационную систему «e-otinish» или его мобильное приложение. На сегодня это один из распространенных и быстрых способов подачи. Для этого нужно иметь интернет и ЭЦП.
Рассматривают органы прокуратуры обращения казахстанцев на действия и решения госорганов от 15 рабочих дней, либо могут продлить процесс до двух месяцев, с уведомлением автора обращения.
«В целом, органы прокуратуры нацелены на разрешение проблем граждан и максимально открыты для оказания им содействия в защите и восстановлении нарушенных прав и свобод, охраняемых законом интересов юридических лиц, общества и государства», - резюмировал Сакен Толеуов.