Личная, общественная и онлайн-безопасность детей: в школах Казахстана ввели новые уроки
Занятия не занимают много времени, дети закрепляют пройденное в игровом формате
Казахстанских детей начали обучать основам безопасности Об этом сообщила заместитель председателя комитета по охране прав детей Министерства просвещения РК Юлия Овечкина в беседе с Azattyq Rýhy.
Так, с сентября 2024 года в детских садах, школах и колледжах страны стартовали уроки безопасности. Детей инструктируют, как вести себя в общественных местах, какой информации избегать в интернете и как реагировать в случае возникновения опасной ситуации. Уроки личной безопасности состоят из 130 занятий.
«Эти занятия не только предоставляют детям знания и практические навыки для их безопасности, но и способствуют развитию социальной ответственности и уверенности в собственных силах. Мы нацелены на создание поддерживающей среды, которая учитывает возрастные особенности и уровень развития каждого ученика», — пояснила Юлия Овечкина.
По ее словам, уроки безопасности не требуют выделения дополнительных часов.
«Занятия проводятся еженедельно в рамках классного часа продолжительностью 10 минут. Темы повторяются трижды в год. Во время уроков применяются интерактивные методы обучения, даются практические советы, используются видеоролики и игры. Это помогает сделать материал доступным и интересным для детей всех возрастных групп», - добавила замглавы КОПД.
До конца учебного года они будут повторять и закреплять изученный материал, уделяя особое внимание безопасному использованию цифровых технологий, онлайн-угроз, а также развитию навыков ответственного и критического анализа, рассказала она.
Помимо этого, в казахстанских школах прорабатывают антибуллинговую программу «ДосболLIKE».
«Продолжается тестирование программы «ДосболLIKE», направленной на создание безопасной и поддерживающей атмосферы в школах. В проекте участвуют около 70 тысяч учащихся и более 5 тысяч педагогов и работников образовательных учреждений. Оказанная поддержка учителям помогает формировать культуру уважения и взаимопомощи среди школьников. Мы надеемся, что успешные результаты пилотного проекта послужат основой для его дальнейшего распространения по всей стране», — поделилась Овечкина.
Пилот реализуется в 50 школах в Атырауской, Алматинской, Жамбылской, Туркестанской областях, областях Абай, Жетысу, Улытау, а также в городах Астана и Алматы. Апробация продлится до конца учебного года для оценки эффективности программы.
Также в 2023-2024 учебном году впервые во всех школах республики заработала программа «Біртұтас тәрбие».
«Основная фигура, непосредственно способствующая формированию каждого ребенка, это родитель. Со стороны современных родителей есть спрос на педагогическую помощь в воспитании детей. Впервые в школах открыты и успешно работают центры педагогической поддержки родителей. Родители получают консультации, количество обращений увеличилось с 40% до 60%», - отметила представитель Минпросвещения.
Школы и впредь продолжат содействовать совместной работе родителей и учителей. Даже планируют организовать I Форум родительских комитетов.
«Благодаря принятым мерам в целом за последние 10 лет число правонарушений, совершенных среди несовершеннолетних, сократилось почти в 3 раза. Однако, число преступлений против детей растёт. Государственная политика в интересах детей основана на законодательном обеспечении прав ребенка, а также ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда. С этого года в рамках принятого закона по обеспечению прав женщин и безопасности детей введены нормы, ужесточающие ответственность за любые проявления насилия в отношении детей, а также призванные укрепить институт семьи и безопасность несовершеннолетних, в том числе ответственность за буллинг и запрет на высадку ребёнка из автобуса», - напомнила Овечкина.
Новый закон расширил компетенции Комитета по охране прав детей по привлечению к административной ответственности согласно статьям Кодекса об административных правонарушениях:
- Статья 127 «Неисполнение обязанностей по воспитанию и (или) образованию, защите прав и (или) интересов, мер по обеспечению безопасности несовершеннолетнего»;
- Статья 127-1 «Несообщение о противоправных деяниях, совершенных несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних»;
- Статья 127-2 «Травля (буллинг, кибербуллинг) несовершеннолетнего»;
- 135-1 «Несообщение должностными лицами о фактах оставления новорожденного, поступления и доставления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
«Для юридической, социальной и психологической помощи семьям работает единый государственный call-центр «111». В соответствии с поручением главы государства во всех регионах страны впервые открыли 20 центров психологической поддержки. Министерством утверждены методические рекомендации по организации деятельности центров, штатное расписание, требования к квалификации и материально-техническому оснащению работников», - рассказал зампредседателя КОПД.
В 2024 году центры поддержки помогли около 240 тысячам учащихся и их семьям, из них 140 тысяч - несовершеннолетние, а около 100 тысяч - родители. Есть проектный офис, определены провайдеры, а контроль из центра ужесточается с каждым годом.