$ 526.11  542.31  4.76
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
30.11.2024, 15:44
Общество

Статус педагога не работает? Число уволившихся педагогов увеличилось в Казахстане

По сравнению с 2023 годом, количество уволившихся педагогов в 2024 году составляет почти 4 тысяч человек

Статус педагога не работает? Число уволившихся педагогов увеличилось в Казахстане
Фото: istockphoto.com/skynesher

Три года назад будучи министром образования Асхат Аймагамбетов в одном из своих интервью назвал три основные проблемы образования в Казахстане: плохое оснащение, разрыв в качестве образования между городом и селом и нехватка педагогов в селах. К слову, последний пункт актуален и сегодня, причем не только на периферии, но и в городских школах. По официальным данным, за 2024 год почти 40 тысяч учителей уволились из средних учебных заведений, это на 4 тысяч больше, чем в прошлом году. Ситуация требует пристального внимания со стороны властей и общества, редакция  Azattyq Rýhy разбиралась в проблеме.

По данным Министерства образования и науки РК, за последний год количество уволившихся педагогов увеличилось на 20%. В большинстве случаев причиной ухода являются низкие зарплаты, сложные условия труда и отсутствие перспектив для профессионального роста. Множество учителей отмечают, что переработки и недостаток ресурсов делают их работу более сложной и менее оплачиваемой.

«Я не могу больше работать за такую зарплату, при этом не имея необходимых условий для преподавания», - делится своей историей учительница одной из алматинских школ, пожелавшая остаться анонимной. - «Элементарные, казалось бы, мелочи – ксерокопия, распечатка материалов – на все это я трачу свои деньги».

В ноябре 2024 года стало известно о том, что прокуратурой Алматинской области восстановлены трудовые права 56 учителей частной школы-гимназии «Мейірімді періште». Руководство школы, находящейся на стадии банкротства, более шести месяцев не выплачивало педагогам зарплату.

К слову, заработная плата учителя в сельской школе составляет в среднем 420 тысяч, а в городских школах – 380 тысяч.

Между тем, согласно информации Бюро национальной статистики, номинальная заработная плата в сфере образования в третьем квартале составила 271 982 тенге, что на 21,5% ниже, чем в предыдущем квартале. Реальные же зарплаты сократились еще значительнее — на 22,7% за квартал.

Двое на одного

По информации Министерства просвещения РК, в государственных организациях образования насчитывалось 1984 вакансий педагогов, из них в городской местности - 1 177, в сельской местности - 807.

«В частности, наблюдались вакантные места на должности учителей начальных классов, русского языка, математики и английского языка. В то же время стоит отметить, что по некоторым предметам предложение педагогов превышает спрос», - говорится в ответе на запрос Azattyq Ruhy.

Сообщается, что образовавшиеся локальные вакансии закрыты за счет трудоустройства выпускников организаций высшего и послевузовского образования, технического профессионального и послесреднего образования и лиц, желающих возобновить педагогическую деятельность.

Мы проанализировали количество опубликованных вакансий и резюме на сайте Enbek.kz.

Общее количество опубликованных вакансий составляет – 13 513! Количество соискателей намного больше, к этому вопросу вернемся чуть позже.

На первом месте по востребованности – это учителя начальных классов – 2095 вакансий. Далее идет «учитель иностранного языка» - 1865 вакансий, «учитель математики (алгебра и геометрия)» – 1361 вакансия, «учитель физической культуры и спорта» – 1258 вакансий и на пятом месте – «учитель казахского языка и литературы» - 1168 вакансий. Замыкают этот список – «учитель черчения» - 19 вакансий, «учитель самопознания» - 8 вакансий.

На сайте в настоящее время 21 021 резюме соискателей. Это почти в два раза больше, чем вакансий. На первом месте позиция «учитель начальных классов» - 3604 резюме. Учителей иностранного языка, находящихся в поиске работы – 3 173, на третьем месте оказались учителя физической культуры и спорта – 2961. Резюме по специальности «учитель казахского языка» - 2343. Замыкают «топ-5» - учителя биологии – 1222 резюме. Всего 3 резюме по специальности «учитель информатики начального образования» и 2 – «учитель коррекционной физической культуры».

Статус педагога

В 2019 году был принят Закон РК «О статусе педагога», предусматривающий повышение заработной платы педагогов, освобождение от несвойственных функций и проверок, повышение социального статуса педагогов, сокращение учебной нагрузки, продлением трудового отпуска и установлением иных стимулов для педагогов. Всего за четыре года зарплата педагогов повысилась на 100%, то есть в два раза. Также с 1 сентября 2023 года заработная плата педагогов дошкольного воспитания и обучения повысилась еще на 30%.

Надбавки к зарплате за присвоенную квалификационную категорию по итогам аттестации. К примеру, педагог-мастер получает 50%, педагог-исследователь – 40%, педагог-эксперт – 35%, педагог-модератор – 30%.

Помимо этого, педагогам – победителям конкурса на звание «Лучшего педагога», обладателям звания «Қазақстанның еңбексіңірген ұстазы» – предусмотрено денежное вознаграждение в размере 1000 МПР (более 3,6 млн тенге).

В организациях технического и профессионального образования приняты меры по привлечению специалистов с производства с установлением доплаты в размере до 35%.

В 2023 году в Казахстане стартовал проект «1000 лидеров изменений в образовании» аналогичная Президентскому молодежному кадровому резерву. Этапы отбора и подготовки лидеров изменений в образовании выглядят следующим образом: отбор кандидатов, обучение с промежуточным оцениванием, стажировка, процедура итогового оценивания, формирование республиканского кадрового резерва. По итогам первого года 207 участников зачислены в кадровый резерв первых руководителей, из них 134 назначены директорами школ.

Также государство финансирует курсы повышения квалификации учителей, в рамках которых более 500 тысяч педагогов прошли бесплатные курсы повышения квалификации.

Куда утекают кадры

Тем не менее, статистика показывает, что количество уволившихся учителей выросло. Так, по данным информационной системы «Национальная образовательная база данных» количество уволенных педагогов:

  • в 2024 году - 39 929 педагогов, из них в другую организацию образования – 33 659 педагогов, за пределы республики – 362, по достижению пенсионного возраста – 5117, смена сферы деятельности -494, по состоянию здоровья -27.
  • в 2023 году – 35 536 педагогов, из них в другую организацию образования – 31 002 педагога, за пределы республики – 492, по достижению пенсионного возраста – 3345, смена сферы деятельности -680, по состоянию здоровья -17.

Самые частые причины увольнения - смена места жительства, переход на другую работу, в связи с достижением пенсионного возраста.

По статистическим данным управлений образования областей, городов республиканского значения принято на работу 14 258 педагогов.

На фоне растущего числа вакансий, многие педагогические места все же были закрыты за счет трудоустройства выпускников образовательных учреждений. Однако в некоторых областях и по определённым предметам предложение учителей превышает спрос, что указывает на дисбаланс в системе образования.

Аттестация педагогов: плюсы и минусы

2 апреля 2024 года в Казахстане вступили в силу новые правила аттестации педагогов, утвержденные приказом министра просвещения РК за №72. Изменения в процедуре аттестации вызвали множество вопросов и опасений среди учительского сообщества, так как они могут нести как положительные, так и негативные последствия.

Одним из основных изменений стало сокращение количества аттестационных циклов с двух до одного в год. Это может привести к уменьшению возможностей для педагогов, желающих повысить свою квалификацию в краткие сроки. Срок запрета на повторное прохождение аттестации по нарушениям также значительно сокращен — с пяти до одного года, однако при повторном нарушении учителю грозит еще более длительное отстранение.

Педагоги теперь проходят тестирование ОЗП из 50 вопросов, включающее как предметные знания, так и методику преподавания. Однако результаты теста будут учтены только в процентном соотношении, что может снизить шансы ряда педагогов на успешное подтверждение или повышение категории. При этом, в случае отрицательного результата, категория педагога снижается на один уровень, а при повышении — не выше результатов ОЗП. Это создает дополнительный стресс для учителей, которые могут быть вынуждены столкнуться с потерей статуса из-за временных неудач на тестировании.

Важно отметить, что теперь все педагоги, включая заместителей и методистов, обязаны сдавать тесты – это стало новшеством. Решение вызывает обеспокоенность о возможном увеличении нагрузки на специалистов, которые ранее были освобождены от этой обязанности.

Среди положительных изменений стоит отметить более внимательный подход к учителям с ограниченными возможностями, а также упрощение процесса формирования портфолио, где теперь образовательные организации будут помогать в сборе необходимых материалов.

Подход к оцениванию уроков и общая динамика качества знаний стали основными критериями оценки эффективности работы учителей. Однако многие эксперты уже высказывают опасения, что такие изменения могут привести к излишней бюрократизации и давлению на педагогов, что негативно скажется на качестве образования.

И еще несколько требований к педагогам

В Казахстане обновлены требования к педагогам и объявлены новые меры поддержки работников сферы образования.

Приказом министра просвещения РК №72 утверждены новые нормы, касающиеся статуса педагога, с целью повышения качества образования и воспитания подрастающего поколения. В соответствии с изменениями, педагоги обязаны «воспитывать детей в духе уважения к закону, правам, свободам человека и гражданина, родителям, старшим, семейным, историческим и культурным ценностям, государственным символам, высокой нравственности, патриотизма, бережного отношения к окружающей среде».

Также подчеркивается необходимость активного проведения мероприятий для развития обучающихся, включая классные часы и публикации в социальных сетях, что соответствует современным образовательным методикам.

С 2021 года в стране реализуются меры по привлечению квалифицированных специалистов в образовательную систему. С начала 2020 года заработная плата педагогов увеличена в два раза, а количество грантов на педагогические специальности за последние годы значительно возросло: в 2024 году выделено 15 973 грантов. Повышена и стипендия для студентов, обучающихся по педагогическим направлениям, с 58 до 72 тысяч тенге.

Положительная динамика поступления талантливой молодежи на педагогические специальности фиксируется благодаря увеличению проходного балла на поступление с 50 до 75 баллов. В 2023 году количество грантов для обладателей нагрудного знака «Алтын белгі» составило 1528, а в текущем году ожидается 1797.

Для поддержки молодых педагогов, работающих в сельских населенных пунктах, продолжает действовать программа «С дипломом в село», которая предоставляет социальные гарантии, в том числе жилищные условия и бюджетные кредиты. С 2012 года также проводится республиканский конкурс «Лучший педагог», призванный отметить достижения лучших специалистов в образовании.

Среди предусмотренных поощрений — государственные награды за выдающиеся достижения, такие как присвоение звания «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы», а также единовременные выплаты и увеличение доплаты за классное руководство.

Министерство просвещения продолжает работать над улучшением условий для педагогов, что, в свою очередь, способствует развитию качественного образования в стране.

Кроме того, как сообщили в Министерстве просвещения, педагогу, подготовившему победителя, призера международных олимпиад, конкурсов и спортивных соревнований среди обучающихся и воспитанников за счет экономии по деятельности соответствующей государственной организации образования выплачивается единовременное вознаграждение в размере трех должностных окладов. Также планируется увеличение доплаты за классное руководство.

Учить детей или учиться самим?

В ноябре 2024 года на сайте epetition.kz появилась петиция учителей, в которой они выразили недовольство проектом «Целевые школы», стартовавшим в начале учебного года. В своем обращении педагоги подчеркивают, что основная задача учителей — это обучение детей, а не постоянное прохождение онлайн-курсов и сдача тестов. Такие требования негативно сказываются на них.

«Днем мы работаем, а вечерами продолжаем учиться на онлайн-курсах. А сдача тестов выпадает на выходные дни», — говорится в петиции.

В обращении они указывают, что информация о проекте «Целевые школы» отсутствует в законах «О статусе педагога» и «Об образовании». Учителя отмечают, что на сайте Әділет.kz нет соответствующих приказов. «Как проект без правовых документов смог распространиться по школам?» — задаются вопросом авторы петиции.

Педагоги призывают Министерство просвещения РК изменить подход к повышению качества образования, акцентировав внимание на улучшении учебных программ и материально-технической базе школ. «Мы требуем остановить проект «Целевая школа», который незаконно введен в наших учреждениях», — заявляют они.

Проект «Целевые школы» охватывает 943 общеобразовательных учреждения и направлен на развитие компетентности учителей. Однако его реализация вызывает беспокойство среди профессионального сообщества, требующего законного регулирования всех изменений в образовательной системе.

Учителя надеются, что их петиция будет услышана, а образовательные инициативы будут направлены на реальные улучшения, а не на дополнительные нагрузки для педагогов.

Ситуация в образовательной сфере Казахстана требует совместных усилий всех заинтересованных сторон — от государственного управления до родителей и учителей. Нужно искать механизмы, способные восстановить стабильность в системе образования, сделать профессию педагога более привлекательной и обеспечить качественное образование для будущего поколения.  

Новости партнеров