Обращения к землякам, троллинг и самопиар: как акимы ведут свои соцсети
Посмотрели аккаунты в Instagram у градоначальников областных центров
Социальные сети настолько прочно вошли в нашу жизнь, что теперь люди не только общаются, делятся мнением и узнают новости, но и ведут диалог с властью онлайн. Правда, пока эффективность такого диалога сомнительна. О необходимости государственных функционеров быть более прозрачными и открытыми сказано много. Призывы решить ту или иную проблему не остаются без внимания властей и в соцсетях, но нередко поднятые вопросы так и остаются нерешенными. Считают ли политические руководители прямое общение с земляками онлайн эффективным инструментом и приносит ли это плоды, рассказывает Azattyq Rýhy.
Объектами нашего наблюдения стали те, с кем активный горожанин хотел бы общаться в первую очередь – акимы крупных городов, а именно областных центров.
Проанализировав аккаунты градоначальников в самой популярной на сегодняшний день социальной сети Instagram, мы обнаружили несколько подходов к их ведению. И самым распространенным стал - поход «для галочки».
В эту категорию угодили сразу пять аккаунтов. Каждый из них представляет собой этакий бульон из не самого полезного контента. Немного официальных объявлений, много поздравлений с праздниками и знаменательными датами, отчеты о спортивных состязаниях, всевозможных встречах, концертах и так далее. Среди всего этого фигурирует аким, но абсолютно не транслируется актуальная повестка о проблемах города и их решения. По степени активности эти аккаунты разнятся. К примеру, глава Жезказгана Кайрат Шайжанов старается выкладывать посты раз в два-три дня.
Аким Жезказгана Кайрат Шайжанов / Скрин видео
А экс-аким Конаева Нурлан Куматаев (покинувший свой пост в апреле) вообще перестал вести страничку. Что примечательно – как раз после обретения городом статуса областного центра.
Экс-аким Конаева Нурлан Куматаев/ Фото из Instagram
Между тем, есть акимы, которые четко понимают, что главным лицом на личной страничке должен быть ее обладатель. Так, акимы Тараза и Петропавловска часто вещают сами в соцсети. Оба отличаются довольно консервативным стилем подачи информации. Отчеты с малопонятными цифрами, сообщения о том, что где-то кто-то провел совещание, заседание, прием… Конечно, такой подход лучше, чем ничего. Но сухими отчетами народ сыт не будет.
Аким Тараза Бахытжан Орынбеков/Скрин видео
Кстати говоря, аккаунт таразского градоначальника Бахытжана Орынбекова заметно активизировался в апреле, практически полностью концентрируясь на теме общереспубликанской акции «Таза Қазақстан». Стал причиной этого порыв градоначальника стать ближе к народу или спускаемые сверху пропагандистские директивы мы судить не беремся.
Стоит обратить внимание на аккаунты акимов Семипалатинска, Кокшетау, Талдыкоргана, Актобе и Атырау. Здесь публикуется актуальная информация. Из ленты уже можно узнать, чем аким занимается, что держит на контроле и планирует. Но опять же вопросы вызывает подача контента. Практически все новости в аккаунтах – это повествование от третьего лица. То есть тексты пишутся журналистами или сотрудниками пресс-службы. Скорее всего, по заранее отработанной схеме. Такой формат создает впечатление, что акимам не очень хочется заострять внимание на своей персоне, и на своем отношении к происходящему в городе.
К слову, глава Актобе Азамат Бекет все же начал обращаться к людям напрямую. Это произошло в феврале-марте этого года, когда в городе активно боролись с паводками. Надеемся, что тенденция закрепится и не будет касаться только критических ситуаций.
Аким Актобе Азамат Бекет / Скрин видео
Также отметим акима Кокшетау Бауржана Гайсу. На его страничке наблюдается формат «аким и человек из народа». На видео часто обрисовывается картина: стоит аким в окружении нескольких подчиненных и вдруг в кадре появляется «простой человек» - пенсионерка, мама с коляской, пожилой мужчина и т.п. Далее следует откровенный разговор градоначальника с народом. Обычно все сводится к тому, что необходимые меры уже приняты или планируется навести порядок в той или иной сфере, а население благодарно и понимает, какую тяжелую работу делает акимат. Подобные ролики могут подтолкнуть на мысль, а не подставные ли они? При этом подписчик – наблюдатель со стороны, и градоначальник напрямую с ним не взаимодействует.
Аким Кокшетау Бауржан Гайса / Скрин видео
Тем не менее, есть среди участников нашего исследования и такие чиновники, которые явно хотят разговаривать со своими согражданами напрямую. Подобный подход прослеживается в Актау, Костанае, Павлодаре. К примеру, аким Актау Улукбек Тналиев сам снимает обращения на камеру смартфона. В них он, стоя непосредственно на месте работ, от первого лица рассказывает, что и для чего делается. По сравнению с тем же Таразом или Семеем это – куда более продвинутая схема информационного взаимодействия. Хотя, к сожалению, эти ролики все еще смотрятся, как «домашние заготовки», а в прямой эфир с живым диалогом Актауский градоначальник начал выходить лишь с конца марта. Пока только из кабинета и по наиболее общим вопросам.
Аким Актау Улугбек Тналиев / Скрин видео
Более живой выглядит лента у Павлодарского акима Хасара Хамылбекова. Но какие-то выводы тут делать пока рано – градоначальник назначен на свой пост всего полгода назад.
Аким Павлодара Хасар Хамылбеков / Скрин видео
И, наконец, акимы Усть-Каменогорска и Караганды. В личных аккаунтах у Жаксылыка Омара и Мейрама Кожухова наблюдаются противоположные тенденции в освещении деятельности.
Аким Усть-Каменогорска Жаксылык Омар / Скрин видео
В аккаунте Жаксылыка Омара есть некая системность и разносторонность. В выборе как тем диалога, так и форматов подачи. К используемым многими статьям о совещаниях и видео с объездов добавляются периодические прямые эфиры «с поля», опросы, инфографика и аналитические материалы. Кроме того, периодически аким представляет устькаменогорцам длительные обращения. На первый взгляд все это создает впечатление чрезмерного самопиара. Но здесь оценку такого рода деятельности лучше могут дать сами жители. Страничка в Instagram позволяет более широко посмотреть на поле деятельности акимата, понять, как расставляются приоритеты и какими причинами обусловлены те или иные действия.
Тем временем глава Караганды Мейрам Кожухов выбрал иной подход к землякам. Он взял на вооружение давно известные любителям социальных сетей методы – иронию и троллинг. Аким во всю пытается разговаривать с аудиторией на ее языке. И при этом не забывает гнуть свою линию. В основном поводами для выступлений Кожухова становятся события или темы, наделавшие шуму в соцсетях.
Аким Караганды Мейрам Кожухов / Скрин видео
К примеру, когда жители возмутились перекладкой еще вполне целой плитки на одной из улиц города, аким специально снял на видео массу дефектов брусчатки, пояснив почему ее хотели заменить. Но при этом заявил, что отменил работы по перекладке. Ведь мнение сограждан для него важнее. Учитывая тон подачи материала, это выглядело реальным троллингом жителей, возмущавшихся ранее. Но многим такой диалог может показаться суровым и неприемлемым для официального лица.
Различные подходы в освещении деятельности акимов радуют, хотя бы потому, что они вовлекают подписчиков в диалог и стимулируют становиться активнее в гражданском плане. А это, на самом деле, и есть основная цель соцсетей для власти.
Таким образом, можно сделать вывод, что некоторые из акимов явно открыли аккаунты «для галочки», другие же пытаются делать его не только информативным, но и интересным. Безусловно, строить объективное мнение о профессионализме чиновника по одному только аккаунту нельзя. Но, тем не менее, кое-что о своих владельцах соцсети рассказывают.