«От семейного лишь одно название»: из-за условий «Отбасы банка» казахстанцы остаются без жилья
Сразу нескольким многодетным семьям льготная ипотека оказалась недоступной
От семейного в «Отбасы банке» лишь название, говорят главные героини этого материала. Обе многодетные женщины столкнулись с невозможностью оформить ипотеку из-за одного требования фининститута. Причем никакие льготы не предоставляются ни матери-одиночке, ни семье, воспитывающей ребенка-инвалида. Почему самый народный, да к тому же, по утверждению депутатов, самый богатый банк в стране оказался банком не для простых людей, расскажем в материале Azattyq Rýhy.
Гульшат Шакенова из поселка Агадырь в Карагандинской области – многодетная мать. В одиночку она воспитывает и поднимает на ноги четверых детей, двое из которых – студенты. Женщина рассказывает, что не прошло и года с момента, как умер ее муж. Он болел на протяжении пяти лет и нуждался в гемодиализе.
«Проблемы начались с этого. В нашем поселке не было аппарата для гемодиализа, в неделю три раза нужно было получать, но в нашем ауле не было такой возможности. Поэтому мы снимали квартиру в Караганде, чтобы он мог получать лечение. Муж уже на тот момент не работал, по инвалидности вышел на пенсию», – рассказала Гульшат Шакенова.
Сейчас в стареньком поселковом доме семья живет вместе с родителями мужа. Двое старших – уже студенты, учатся в Караганде. Поэтому Гульшат нужно было решить вопрос с жильем. Единственным выходом была ипотека по госпрограммам в «Отбасы банке». Однако мечты и надежды многодетной матери-одиночки разрушились в один миг.
«Когда я пошла в «Отбасы банк», мне сказали, что необходим первоначальный взнос в размере 50%. И сказали, что я для покупки жилья по льготной программе не прохожу, так как дом в поселке записан на мое имя. Но это дом родителей мужа. В 2007 году его на меня оформили, так получилось. Мы ведь тогда не знали, что с такой проблемой столкнемся. И даже если я сниму его со своего имени, я все равно не смогу взять ипотеку, потому что жилья не должно быть на человеке пять лет. Получается, пять лет надо ждать, к тому же у меня нет возможности сейчас собрать все 50%. Я одна работаю, надо кормить, одевать детей», – говорит Гульшат Шакенова.
Вдобавок дом не подходит в качестве залога, так как он 1979 года постройки.
«Отбасы банк» на самом деле банк не для нас, не для людей. Говорят мне, что не подхожу для госпрограмм, хотя я многодетная мать-одиночка. В прошлом году я пыталась оформить ипотеку по программе «Умай», но даже туда не смогла попасть. Это единственная программа, где не смотрят, есть на тебе жилье или нет. Сейчас собираются запускать новую программу «9-20-25», но там тоже условие, чтобы на тебе не было жилья. И что меняет эта программа? Ничего не меняет. Просто год за годом усложняют условия», – говорит отчаявшаяся женщина.
С аналогичной ситуацией столкнулась еще одна многодетная семья. Омаровы живут на станции Айса в Карагандинской области. Здесь нет ни школы, ни акимата, только железная дорога. Глава семейства вот уже 25 лет работает в КТЖ. Вместе с женой они воспитывают пятерых детей, младший из которых с инвалидностью.
С 2012 года семья копила деньги на депозите в «Отбасы банке», чтобы в будущем купить квартиру. Однако их планам, похоже, тоже не суждено сбыться из-за одного банковского требования.
«Мы надеялись, что по госпрограмме сможем купить жилье. Но, когда сходили в «Отбасы банк», мы не ожидали такого ответа от них, я была в шоке. В банке сказали, что мы не можем претендовать на получение ипотеки, так как дом в поселке принадлежит мужу. На самом деле этот дом не принадлежит ему, на маму оформлено 70%, на него – 30%. После смерти отца на него автоматом оформили», – пояснила Назигуль Омарова.
Оформить дом в качестве залога тоже невозможно. Женщина говорит, что жилище не продастся даже за 500 тысяч тенге, так как в ауле нет ни работы, ни инфраструктуры, соответственно, желающих переехать сюда нет.
«Нам очень обидно. Мы ведь не просим бесплатно, мы честно копили деньги в банке и хотели хотя бы однокомнатную квартиру купить. Мы правильно, честно жили, надеялись на покупку, а тут никакого шанса не дают. «Отбасы банк» на самом деле не семейный банк. От семейного у него только название. Они ведь народным банком считаются, живут на деньги людей, поэтому ведь должны навстречу народу идти. Мы же не просим бесплатно, мы хотим купить, но нам не дают. Нет никакой справедливости», – подчеркивает Назигуль Омарова.
О несправедливости в системе «Отбасы банка» говорят, кстати, не только вкладчики, но и депутаты. Мажилисмен Ислам Сункар считает возмутительным тот факт, что банк начисляет проценты на всю сумму кредита – и на собственные деньги человека, и на выданный ему заем.
«Например, если клиент приносит 10 миллионов, банк ему выдает 10 миллионов, а ставка вознаграждения рассчитывается на 20 миллионов тенге. Возникает вопрос – насколько справедливо выдавать человеку его собственные деньги под проценты и взимать за это еще дополнительную комиссию банка? На возмущение вкладчиков банк дает замудренные ответы о том, что якобы эти деньги находятся на депозите, на него начисляется процентная ставка и также есть государственная премия. Но мы считаем, что это всего лишь финансовые уловки, так как депозитная ставка – всего 2% и государственная премия начисляется на ограниченную сумму, то есть 200 месячных расчетных показателей», – подчеркнул депутат.
Именно за счет людей банк далеко не бедствует, утверждает депутат. По его словам, по итогам прошлого года «Отбасы» получил самый крупный доход среди всех финучреждений – 107,5 миллиарда тенге. Поэтому он вполне уместно задается вопросом о том, кто же на самом деле зарабатывает – люди или банк? Учитывая то, как «Отбасы» отказывает своим вкладчикам, ответ, думается, очевиден – люди остаются без возможности купить жилье, зато банк спокойно зарабатывает на их деньгах.