$ 526.11  542.31  4.76
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.

Катастрофа Каспийского моря: к чему приведет обмеление?

Печальная судьба Аральского моря может повториться, утверждают экологи

Катастрофа Каспийского моря: к чему приведет обмеление?
Фото: facebook.com/azamat.sarsenbaev

Уровень Каспийского моря опустился до 29,2 метра - это самый низкий показатель с 70-ых годов. Из-за спада воды открылись целые острова, а береговая линия сократилась в некоторых местах до 500 метров. И это еще не предел. По данным некоторых ученых, обмеление продолжился вплоть до 2054 года. Это грозит ужасающими последствиями для всего живого в регионе. Подробнее об этом читайте в материале Azattyq Rýhy.

Каспий называют древним и уникальным водоемом. Ведь не зря ученые до сих пор продолжают спорить о том, море это или озеро. С одной стороны, водоем без выхода к океану нельзя считать морем. Но с другой - его размеры колоссальны и превосходят Эгейское и Черное моря.

К тому же чего стоит здешнее биоразнообразие. В Каспии обитают около 150 видов и подвидов рыб, именно здесь сосредоточено до 80% мирового запаса рыб семейства осетровых.

В него впадают 130 рек. И именно с их обмелением экологи связывают ситуацию на Каспии. В частности, с каждым годом снижается уровень воды в Волге и Урале. На них приходится больше 85% водоснабжения моря. Но эти реки в последние годы деградируют как никогда в своей истории. Еще в 2018 году специалисты заявляли, что уровень воды в Урале достиг рекордного минимума. 

«Уровень воды в реках упал сильно. Мы видим это по Уралу, по другим рекам, которые вытекают с России, других прилегающих стран. А притоки сократились, так как объем таяния снега уменьшился. Поэтому антропогенное воздействие - это основной фактор, влияющий на обмеление Каспия. Причем не только у нас, по всему миру реки мелеют. Также ситуация осложнена тем, что там строят канал, это ведь тоже дополнительный расход воды.

Также обмеление сильно связано с большим количеством предприятий, которые потребляют воду. Те же самые нефтяные предприятия, которые загоняют вместо нефти воду, чтобы вакуум не образовать под землей», - утверждает руководитель Общественного объединения «Kaz Eco Patrol» Тимур Елеусизов.

По мнению экологов, тенденция снижения воды в Каспии будет продолжаться. Ученые предрекают, что обмеление продлится до 2035 года и оголится территория вплоть до полуострова Бузачи в Мангистауской области.

«То есть это еще не критическая отметка, это не предел. Тенденция идет к регрессии. Еще советские ученые говорили, что каждые сто лет отмечается трансгрессия, когда море наползает на сушу и уходит вглубь материка, и регрессия, когда море отступает и оголяет прежде затопленные территории. Сейчас с 1970 года идет четкий и устойчивый процесс регрессии», - подчеркнула эколог, директор Центра эколого-правовой инициативы «Глобус» Галина Чернова.

Таким образом Каспий понемногу окажется на грани экологической катастрофы и, в конце концов, повторит печальную судьбу Аральского моря.

«Каспий продолжит мелеть, этот процесс уже необратим. Его ждет та же участь, что Арал, Балхаш. Это неизбежно. Будет большая лужа. За счет глубины он сохранит какой-то объем, но береговая линия уйдет еще дальше», - прогнозирует Тимур Елеусизов.

По данным же немецких и голландских ученых, обмеление будет продолжаться до 2054 года.

«Они рассчитали это по математическим моделям. И там описывается апокалиптический сценарий, что обмеление дойдет чуть ли не до среднего Каспия. А глубина моря везде разная: северный Каспий – это глубины примерно с 55 сантиметров до 4 метров, Уральская бороздина - до 9 метров, но в целом северный Каспий достаточно мелководный. А средний Каспий - это уже более 600 метров глубины. Если быть точнее, 688 метров. А южный Каспий вообще глубокий - до километра и выше глубина», - отметила Галина Чернова.

До какого уровня бы Каспий не обмелел, все равно это будет серьезной угрозой для флоры и фауны. К примеру, северная и северо-восточная части моря – это естественные ясли осетровых.

«Рыба же получала жизнь в реке, а потом мальки скатывались в море и там нагуливались до достижения половой зрелости. Севрюга, допустим, достигала половой зрелости с 12-14 лет, а белуга и того старше – до 18 лет она нагуливалась в море, формировалась у нее икра и после 18 лет она заходила в реку и там нерестилась. Такой режим существования у них был. Но поскольку сейчас эта система не работает, то мы отмечаем повсеместно критическое состояние осетрового стада, отсутствие маточного стада. То есть стоят серьезные вызовы и угрозы», - пояснила эколог-общественник.

Под угрозой находится и увеличение поголовья частиковых рыб, поскольку здесь формируется их кормовая база. Не останется места и для тюленей, ведь они осуществляют щенку во льдах именно северного и северно-восточного Каспия. Если море уйдет, этому морскому животному попросту будет негде щениться.

«И что будет со всей трофической системой моря, если каспийский тюлень находится на вершине пищевой цепи, он замыкает ее на себе, он - хищник, а значит, санитар, то есть естественный регулятор биоразнообразия Каспия. Если обмеление так и будет продолжаться, то очень серьезные угрозы будут стоять в том числе для размножения тюленей. А значит, и для сохранения в равновесии всей трофической цепи моря», - уверена наша собеседница.

Скажется экологическая катастрофа и на жизнях людей. Поскольку в Актау используют и потребляют опресненную каспийскую воду, то возникает угроза для водообеспечения такого большого города.

«Правительство должно разработать программу для решения проблемы. А у нас сейчас ни программ, даже простейшего плана нет. Мелеет, например, Урал - втрое сократил свой объем поступления воды в районе Атырау. И тоже нет ни программы, ни плана по водосбережению. У нас по-прежнему работают автомойки, химчистки на очищенной, фактически питьевой воде. А потом сливают эту воду - кто в канализацию, кто на поверхность. То есть должна быть комплексная система строго учета, контроля экономии воды, поскольку это невосполнимый ресурс и действительно сегодня представляющий бесценный дар, который мы как попало используем и не бережем», - заключила Галина Чернова.

Специалисты уверяют, что проблему нужно обсуждать на самом высоком уровне и не только между Казахстаном и Россией. Все прикаспийские страны признают существующие экологические проблемы, однако дальше заявлений дело не двигается.

Новости партнеров