Дефицит бензина: правда или миф?
В компании «Mangystau Oil Refining» рассказали, что же мешает развивать и расширять производительность мини-НПЗ сейчас
Сейчас в Казахстане остро стоит вопрос дефицита горюче-смазочных материалов. На первый взгляд, то, что происходит на родине «черного золота», очень напоминает лихо закрученный сюжет из фантастического фильма. Ну, а с другой стороны, порой кажется, что дефицит дизтоплива вызван искусственным путем. Так ли это на самом деле или есть другие причины? В сложившейся ситуации мы разобрались в ходе пресс-тура, организованного мини-нефтеперерабатывающим заводом «Mangystau Oil Refining», расположенным в Актау, передает Azattyq Rýhy.
Надо сказать, что в последнее время в стране участились всякие аварии и неполадки на НПЗ страны. Так, на Павлодарском нефтехимическом заводе идет капитальный ремонт. А из-за аварии на Мангистауском атомном энергетическом комбинате, который обеспечивает светом, теплом и питьевой водой западную часть страны, прекратил работу Атырауский НПЗ, который перерабатывает треть углеводородного топлива в стране. Шымкентский завод также не остался в стороне: там сломалась установка, производящая ходовой бензин «А-95».
Производство, открывшееся ровно шесть лет назад, в ближайшие годы могло бы стать четвертым НПЗ Казахстана. Но на пути к этому образовалось множество препятствий...
А разве не заинтересовано ли в развитии отрасли само государство? Или государственная политика и поддержка отечественной продукции - два разных понятия? В ходе пресс-тура мы получили ответы на самые животрепещущие вопросы по данной проблеме.
Перед дверями завода нас - журналистов встретил заместитель директора компании «Mangystau Oil Refining» Куаныш Тайгуков и представитель Абдыманап Исабаев. Они ознакомили нас с историей завода и ходом работ, затем поспешили донести до нас накопленные проблемы, чтобы мы в свою очередь своими статьями достучались до Президента страны Касым-Жомарта Токаева.
Для начала кратко расскажем о компании, которая занимается производством нефтепродуктов с 2017 года. Можно сказать, что за короткое время было сделано достаточно много дел. Так, мощность предприятия, которое произвело за первый год с открытия завода 28 тыс. тонн продукции, в текущем полугодии достигла 125 тыс. тонн. А общая годовая производственная мощность на сегодняшний день составляет 300 тыс. тонн.
Если вам известно, само слово «нефть» происходит от греческого термина «нафта», что как раз означает «имеющее взрывное качество». Таким образом, вещество, получаемое на ранних этапах переработки нефти, также называется нафтой. К производству этой продукции компания приступила два года назад. Особый интерес к нему проявили европейские страны и начали сразу же активно закупать. Зато не прошло и года, а производство нафты достигло от полутора до 55 тысяч тонн.
Еще с гордостью можно отметить, что компания обеспечивает постоянной работой более 200 человек, и все они являются отечественными кадрами.
В-третьих, вся продукция компании выпускается под акцизом. То есть, облегается косвенным налогом. Напомним, с начала работы «Mangystau Oil Refining» принес государству более 4 миллиардов тенге дохода в виде налогов. Кроме того, Мангистауская область не ощущает нехватки дизтоплива. А ведь около тридцати мини-НПЗ в стране, производят лишь не акцизный мазут и печное топливо.
Теперь вернемся к проблеме, которая была поднята в начале разговора. Так что же мешает развивать и расширять производительность мини-НПЗ сейчас?
«В марте этого года вышел приказ Министерства энергетики о запрете экспорта нефтепродуктов за рубеж, кроме стран Евразийского экономического союза. В этом списке продуктов также находится нафта. Этому способствует непосредственно соседнее государство, а именно Российская Федерация. Ведь прежде чем прийти к такому серьезному решению, как выносить постановление, государство могло бы посоветоваться с производителями продукции?! Из-за всего этого сыр-бора теперь сорвались все планы нашей компании по расширению масштабов производства. А со стороны Министерства никакой поддержки нет. Никто не спешит вносить соответствующие изменения в закон. Значит, отечественным производителям, которые трудятся для того, чтобы хоть как-то поднять экономику страны на новый уровень, не предусмотрено никаких скидок? Мы, участники рынка не понимаем такого сомнительного отношения к нам», - возмущается представитель компании Абдыманап Исабаев.
Правда ведь, если бы государство попыталось хотя бы понять ту ситуацию, которая привела производителей в самый настоящий тупик и хоть как-то помогло найти выход из нее, то в стране давно бы появился четвертый НПЗ с годовой мощностью до миллиона тонн. Это не пустые слова! Подумайте сами, если бы компания не планировала расширение, то зачем брала бы кредит в размере 15 миллиардов тенге и заложила все свое имущество в банк? Даже заключила специальный контракт на приобретение необходимого оборудования из Китая. Также имеется заключение меморандума с областным акиматом по вопросам взаимного партнерства и реализации инвестиционного проекта.
«В прошлом году в это же время наша компания приобрела небольшой мини-завод «STRATUS-Oil», расположенный в Туркестанской области. Он производит 250 тыс. тонн продукции в год. Три года назад был признан банкротом и с тех пор его выставляли на продажу аж девять раз! Сколько бы ни снижали стоимость завода, до нас никто им не интересовался. В конце концов, мы его купили за 2 млрд тенге. Бывший владелец Максат Тасбулатов подал иск касательно незаконного банкротства и продажи имущества. Дело сейчас рассматривается в Верховном суде. По правде говоря, бывший владелец завода не платил зарплату рабочим и сократил рабочие места. Сейчас туда мы трудоустроили около шестидесяти человек. Потом прибавим еще тридцать человек.
Я думаю, что государство само себе связало руки. Если б не это постановление, то мы бы перешли на наиболее расширенное производство и покрыли бы весь дефицит дизтоплива в Казахстане! А ведь ряд регионов как, например, Костанайская область уже давно нуждается в бензине. Но увы и ах: нас никто не слышит в правительстве... Теперь уповаем на вас, журналистов, которые давно признаны четвертой властью государства», - сетует заместитель директора компании Куаныш Тайгуков.
Мы посетили весь завод, а также цех по переработке углеводородного сырья. Глава цеха Алексей Райгородский считает, что запрет на продажу нафты – самая большая ошибка правительства. В конечном итоге это отрицательно будет сказываться на дальнейшем росте и процветании отечественных компаний, которые занимаются производством особо важных нефтепродуктов.
«Некоторым недропользователям приходится прокладывать трубопровод к нам для добычи нефти. По этому поводу велось много переговоров. Но на это мы получили весьма странный ответ: «сначала нужно увеличить производственные мощности». После такого сложно говорить об устойчивом развитии. Поэтому перед вынесением определенного постановления нужно сто раз подумать», - говорит глава цеха.
На этой ноте мы попрощались с коллективом завода «Mangystau Oil Refining». Будем надеется, что, когда мы заглянем сюда еще раз, тут будут производить нефтепродукты не только для внутреннего рынка, но и для европейских стран. Для этого их должен услышать многоуважаемый Касым-Жомарт Кемелевич. Тогда-то точно дело сдвинется с мертвой точки...