«Казахский знать обязательно»: история Анжелики Федотовой, ставшей преподавателем госязыка
Сейчас она отлично разговаривает на казахском, но так было не всегда
Анжелике Шабданбековой (в девичестве Федотова) скоро будет 23 года. Несмотря на столь молодой возраст, девушка добилась немалых высот: вот уже 2,5 года она преподает в школе русский язык, и четвертый месяц обучает казахскому языку в разговорном клубе «Сөйле». За ее плечами также участие и 3 место в конкурсе лучших келинок. Как же русской девушке далось изучение госязыка и как она обучает других, расскажем в материале Azattyq Rýhy.
«У меня мама – украинка, папа – русский. Муж у меня казах и я являюсь казахской келин. Выросла я в казахской деревне, где были одни казахи», – рассказывает наша собеседница.
Мама девушки, брат и сестренка тоже прекрасно владеют казахским. Им так же в изучении помогла среда. Анжелику же родители отдали в казахскую школу – на тот момент девочка совершенно не знала языка.
«Как я выучила казахский язык, я уже не помню, но запомнила один момент: мне было очень трудно, и учительница по казахскому языку сильно ругала за мой акцент. Возможно, это подтолкнуло меня к изучению. Я 11 лет проучилась в казахской школе и сейчас знаю язык. Еще у нас была соседка Молдир. Она постоянно приходила к нам и можно сказать, что она помогла мне с изучением языка. Поэтому сейчас я тоже говорю своим ученикам: то, что мы слышим, быстрее запоминается. Я поняла это на своем опыте», – говорит Анжелика Шабданбекова.
Сейчас девушка преподает в школе русский язык и в разговорном клубе «Сөйле» – казахский. Он начал работать с января этого года. Анжелика рассказывает, что сейчас занятия посещают 20 человек. Главная ее цель как преподавателя – не заставить учеников «зубрить» материал. Она хочет, чтобы все ее подопечные начали разговаривать на казахском.
«Мы хотим, чтобы наши ученики могли представить себя, купить в магазине продукты, составлять диалоги. Наша цель – научить разговаривать. Для этого мы даем нашу методику, интерактивный формат, сейчас уже грамматику. Но я стараюсь преподавать так, чтобы было интересно. Поэтому мы применяем интерактивный метод, благодаря которому ученики видят все на доске и очень хорошо это запоминают. И потом я даю им задания. Мы будем с учениками разговаривать, объяснять, что в казахском языке, допустим, очень важны глаголы. И я объясняю, как их нужно употреблять, например, если вы пойдете на базар и вам нужно будет купить овощи. Как вам это сказать? Учеников это интересует, они приходят на занятия, приглашают других, говорят, что это очень интересно», – продолжила наша собеседница.
Такие клубы есть в 12 городах страны, но самое главное – обучение бесплатное. При этом нет никаких возрастных ограничений. Самому маленькому ученику, говорит Анжелика, 7 лет. А самому старшему – 75 лет.
«Занятия интересны как младшему поколению, так и старшему. Я никогда не делаю акцент по принципу «он на нуле, а этот что-то знает». С нами будет интересно совершенно всем – и тем, кто вообще не знает язык и тем, кто чуть-чуть что-то знает. Я специально подготавливаю такие уроки, чтобы было интересно всем», – говорит она.
Причем в клуб приходят не только представители других наций. Среди учеников немало и казахов, желающих выучить родной язык.
«В такие моменты я чувствовала себя странно. Как так, что человек другой национальности знает казахский лучше, чем сам казах. Это проблема нашего общества. Я считаю, что, живя в Казахстане, любой человек должен знать казахский язык. Почему, когда другие национальности хотят учить язык, сами некоторые казахи этого не хотят делать. Вот это проблема. Сейчас, когда русскоязычные люди идут по улице и разговаривают на казахском языке, сами казахи оборачиваются и удивляются, но сами языка не знают.
Сейчас, когда я говорю на улице на казахском, люди уже не удивляются. Я уже своя. Даже родственники мужа больше не удивляются, что я знаю казахский язык. Даже более того: я знаю традиции казахов лучше, чем родственники моего мужа. Я росла в деревне, где чтили эти традиции», – рассказывает Анжелика.
Работа в разговорном клубе для нашей героини – больше как хобби, от которого она получает удовольствие. Знание языка и возможность делиться ими с другими очень мотивирует, говорит Анжелика.
«Я считаю, что для изучения казахского языка должен быть грамотный учитель, который знает, как преподавать. Второе – это ученики, которые действительно хотят обучиться языку. Не те, которые пришли, потому что дома скучно. Ученики должны хотеть учиться. Я обмениваюсь с учениками информацией – здесь идет взаимосвязь. И третье – сама методика, которую я им преподношу так, чтобы им было интересно», – говорит она.
По словам преподавателя, сейчас роль казахского языка в обществе растет. Об этом можно судить даже по интересу их учеников. В январе разговорный клуб начинал свою работу с 3-5 желающими. Сейчас же их количество возросло до 20.
«Потом информация о нас стала распространяться в социальных сетях, и люди начали подтягиваться. И все, кто приходят, обучаются непрерывно. Мои ученики, когда недавно давали интервью, сказали: «Когда ты живешь в Казахстане, казахский язык знать обязательно». Они не приходят от нечего делать, они приходят обучиться языку. Многие мне говорили, что хотели обучиться в детстве, но тогда учителя с нами не работали, уроки не проходили, и в принципе преподавателей казахского языка не было.
Хотела бы еще отметить один момент. У нас ученики могут проговаривать свои желания, и мы прислушиваемся. Например, в Астане, если не ошибаюсь, у нас есть группа, участники которой попросили, чтобы уроки проходили на природе. Они говорят, что так усваивается более легко, и уроки проходят интереснее. Их пожелания мы выполняем. Например, в эти выходные мы идем в торговый центр. Мы уже достаточно длительное время занимаемся и идем туда для того, чтобы ученики могли себе что-нибудь купить и уже выговаривать все слова на казахском языке», – рассказала наша собеседница.
Судя по тому, что желающих выучить язык становится все больше, можно смело утверждать, что казахский лишь усиливает свои позиции. И постепенно необходимость знания языка подведет людей к тому, что они будут говорить на нем.