Людей, которые берут ответственность за своих животных, становится больше – ветеринар
В Казахстане не так развита ветеринария, как хотелось бы, отмечает специалист
На выбор профессии Сымбат Турганбек повлияла гибель кошки. В результате, вместо стоматологии и психологии девушка выучилась на ветеринара и помогает спасать братьев наших меньших. Об особенностях профессии и почему с людьми сложнее, чем с животными, она рассказала Azattyq Rýhy.
Сымбат Турганбек родилась в Астане, училась в обычной средней школе, после поступила в Казахский агротехнический университет имени С. Сейфуллина, окончила бакалавриат, а затем и магистратуру. Когда девушка училась в 10-11 классах, стоял вопрос «Куда поступать?». Родители хотели, чтобы она стала стоматологом или психологом, но один случай определил будущую профессию.
«У меня заболела кошка, я хотела ее вылечить. Отвезла ее в клинику, но, к сожалению, она не выжила. Я себе дала обещание, что в будущем хочу спасать кошек. Поэтому в тот момент я не спасла эту кошку, но сейчас я помогаю десяткам животным в месяц и сотням в год – спасаю их жизни, чтобы они могли ее прожить более качественно», - говорит Турганбек.
Специализация девушки – врач ультразвуковой диагностики. В ее обязанности входит проведение УЗИ брюшной полости. Работает она в ветеринарной клинике в Астане.
«Мы в клинике относимся к животным очень дружелюбно, не агрессивно в их сторону. Мы стараемся найти, например, более подходящий вариант фиксации кошки. Не создавать стрессовых ситуаций. Если животное злится, мы пытаемся его сначала успокоить и затем выводить на какие-то процедуры. В этом вопросе тут подход, как с детьми. Чем больше ты агрессируешь, тем больше можешь получить в ответ агрессию», - объясняет она.
Помимо УЗИ, Турганбек осматривает животных, консультирует, отвечает на вопросы владельцев и назначает лечение. То есть ведет первичный прием, ставит диагноз кошкам и собакам.
«Один из первых и запоминающихся случаев лечения животных произошел, когда я работала ассистентом. К нам ходила на терапию собака с вирусным заболеванием. Вирусное заболевание у животных очень трудно лечится. Собаке с каждым днем становилось все хуже и хуже. По владельцу было видно, что он сильно переживал, приходил с питомцем в клинику расстроенный. В один из дней собака умерла, к сожалению. Я зашла в ординаторскую и начала плакать от потери собаки. Плакала я еще и от того, в каком разбитом состоянии находился владелец собаки. У них была сильная эмоциональная связь. Тогда ко мне подошла начальница и сказала: «Если ты так будешь постоянно плакать, тогда и слез не напасешься. Ты должна трезво думать, принимать решения. В нашем деле важен холодный разум». С того момента я на приемах стараюсь не привязываться эмоционально к питомцам, своим пациентам. Потому что тогда становится очень сложно принимать какие-то решения», - объясняет ветеринар.
Тем более, что бывают случаи, когда ветеринар сразу видит, что не сможет вылечить животное и добиться положительного результата. Поэтому, говорит она, каждый случай, каждый питомец – запоминающийся и тяжелый.
Чтобы постоянно совершенствоваться, девушка постоянно проходит дополнительные курсы, повышает квалификацию, слушает вебинары и мастер-классы. Она понимает, что чем больше информации, тем сложнее становится на приемах, а хочется применить все свои знания и помочь. Но самое сложное в работе – диагностика онкологических заболеваний у животных, при которых можно предложить только паллиативную терапию, то есть поддерживающую.
«Зная, что животное сможет продержаться около полугода, очень сложно сообщать об этом владельцу. При этом исход всегда может быть разный. К примеру, мой самый последний пациент с хронической недостаточностью почек. Я была к нему очень сильно привязана, за что всегда себя корю. Я вела его около недели: он хорошо себя чувствовал, начинал кушать. Но на фоне болезни почек у него появились сопутствующие заболевания. У него развился ацидоз, поднялся сахар. К сожалению, мы не смогли его спасти. До сих пор я на связи с владельцами, которые благодарят меня за помощь, но я каждый раз говорю, что нельзя привязываться к питомцам, нужно работать как врач», - вздыхает Турганбек.
Люди, которые обращаются к ветеринарам – это, в первую очередь те, кто любит своих животных. Они ответственны. Хотя, признает ветеринар, и среди них встречаются те, кого «попросили прийти дети, и что в любом другом случае они бы в жизни не пришли». Есть и такие, кто, узнав о сложном диагнозе своего питомца, перестает заниматься его лечением, ссылаясь на всевышнего и говоря: «Ну ладно, выживет – выживет, нет – так нет». В таких ситуациях очень часто помогают дети, которые просят отвезти животное в клинику, долечить.
«Я радуюсь с каждым днем, когда людей, которые берут ответственность за своих животных, становится все больше и больше. Иногда я вижу, что у семьи не совсем хорошая материальная ситуация, но они, несмотря на это, стараются изо всех сил помочь своему питомцу вылечиться, выздороветь, покупают необходимые препараты. Поэтому, думаю, что наши люди, обращающиеся в клинику – ответственные, могут взять на себя заботу о питомце и его здоровье», - считает специалист.
Говоря о стоимости услуг, то, по словам Турганбек, осмотр и консультация животного стоит около 2200, общий анализ крови – 1500 тенге и выведение паразитов – итого пять тысяч тенге. То есть, это среднее количество процедур, которые проводятся на первом приеме для того, чтобы понять, насколько животное здорово и что ему необходимо. УЗИ стоит 5 тысяч тенге для кошек, и шесть тысяч для собак. Кастрация владельцам питомца обойдется в семь тысяч тенге, а стерилизация – в 13 тысяч тенге. Около 25 тысяч в среднем уйдет, чтобы животного полностью осмотреть, сделать все необходимые вакцины и операции.
«Я думаю, что это приемлемо, заплатить один раз. А дальше уже поддерживающие процедуры – раз в год прививки до 5 тысяч», - отмечает она.
При этом самое сложное в работе ветеринара – это работа с людьми. Казалось бы, эти специалисты должны работать с животными, но по факту большую часть времени проводят, разговаривая с их владельцами, объясняя анамнез, назначение и рекомендации.
«С людьми вообще всегда сложно работать. Но на нас лежит две работы – это диагностика питомца, осмотр питомца и плюс разговор с владельцем. Еще есть момент, связанный с агрессией животного – не все владельцы могут успокоить животного, и тогда приходится эту ношу брать на себя. Мы сами тогда его фиксируем, иногда приходится звать на помощь. Не все животные ведут себя одинаково адекватно. Например, дома он спокойный, а в клинике начинает агрессировать. Но это понятно: другой запах, другое окружение, другие животные и так далее», - говорит она.
Другая проблема – ветеринария в Казахстане еще не настолько развита, чтобы люди относились к ней как к чему-то серьезному.
«Некоторые владельцы, когда мы предоставляем цены за свои услуги, начинают удивляться, мол, почему дорого или почему они вообще должны платить за то, что, по их мнению, должно быть бесплатно. У нас в Казахстане не развита система государственной ветеринарии. Наши все клиники в основном частные. Поэтому для животных зачастую нет бесплатных услуг как, например, по ОСМС. Поэтому, когда люди находят на улице питомцев и приводят их в клинику, они думают, что все бесплатное и что мы в последующем найдем им дом. Но, к сожалению, мы можем помочь только с лечением, а помочь найти дом и средства для этого питомца, это уже нужно обращаться к волонтерам», - объясняет она.
Однако, несмотря на минусы, плюсов все же больше. И в первую очередь, это каждый день обнимать собак и кошек, спасать их. Ведь профессия ветеринара – это про любовь, про настоящую любовь к братьям нашим меньшим.