$ 527.3  544.86  4.95
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
21.10.2022, 19:26
Общество

Зачем нужно развивать робототехнику в Казахстане?

Несмотря на перспективность направления, в Казахстане очевидные проблемы с техническим оснащением школ

Зачем нужно развивать робототехнику в Казахстане?
Фото: vgorode.ua; ndpc.timepad.ru

Казахстанские школьники показывают хорошие результаты в международных соревнованиях по робототехнике. Несмотря на то, что направление очень востребовано во всем мире, далеко не в каждой отечественной школе имеется технически оснащенный класс, передает корреспондент Azattyq Rýhy.

Согласно исследованию Market Research Future, глобальный рынок робототехники будет расти на 22,8% ежегодно и, как ожидается, достигнет $214,68 млрд долларов к 2030 году.

В то же время в отчете Международной федерации робототехники отмечается, что в 2020 году насчитывалось рекордные 2,7 миллиона промышленных роботов, работающих на предприятиях по всему миру, что на 12% больше, чем годом ранее.

В федерации считают, что благодаря истории успеха интеллектуального производства и автоматизации, за пять лет (2014-2019 гг.) количество промышленных роботов, работающих на предприятиях по всему миру, выросло примерно на 85%.

Очевидные успехи в создании автоматизированных технических систем и у казахстанских школьников: в 2022 году более 30 казахстанских учеников стали победителями международного чемпионата по робототехнике «FIRST» и выиграли поездку в США. Все участники являются обладателями статуса FIRST Alumni, благодаря которому можно получить грант и стипендию для обучения в одном из 200 престижных университетов мира.

По данным Национального бюро по статистике РК в технических кружках занимаются около 74 тысяч казахстанских школьников. В стране работает 25 IT лицеев в областных центрах, 21 IT центр, 447 лабораторий 3 000 кабинетов робототехники, во дворцах школьников работает более 560 детских технопарков и кружков робототехники.

Несмотря на перспективность направления, в Казахстане очевидные проблемы с техническим оснащением школ.

По данным Национальной образовательной базы данных, на сегодняшний день в республике функционирует 7 550 школ. В отчете министра МОН РК 2019 года, до прихода пандемии оснащенность школ по ИКТ оборудованию составляла менее 40% от стандарта (нормы оснащения оборудованием в приказе №70 МОН РК от 2016г.), из которых у около 60% срок службы подходит к концу.

В среднем, ежегодно 2 тыс. школ обновляют свое оборудование. Происходит это либо из собственных средств, либо из областного/районного бюджета. Бюджет на оснащение 1 кабинета составляет от 5 до 25 миллионов тенге.

Высокая стоимость оборудования классов робототехники для многих отечественных школ остается неподъемной проблемой, которую могут помочь решить масштабные государственные программы или частные инвестиции.

«Даже у самого экономически развитого государства нет такого количества ресурсов, чтобы уделять равноценное внимание абсолютно всем общественно значимым проблемам.  Одна из задач частных общественных организаций и благотворительных фондов – как раз подсветить так называемые невидимые и проблемные зоны», - считает Асель Тасмагамбетова, президент благотворительного фонда «Саби».

Фонд более 20 лет создает системные проекты в медицине, образовании и развитии талантливой молодежи. Прежде, чем стартовать с региональной сетью Центров робототехники, было проведено исследование, где выяснилось, что в Казахстане много одаренных детей и талантливых педагогов, которые смогли бы быть конкурентными на международном рынке, однако недостаточно мест, где бы дети смогли бесплатно обучаться робототехнике.

Начиная с 2021 года «Саби» открыл Центры робототехники в Алматы, Петропавловске и Семее, где школьники обучаются бесплатно.

Глава фонда «Саби» отмечает, что Казахстан среди стран СНГ лидирует по уровню внедрения цифровых технологий. Но для того, чтобы занимать топовые позиции, нужно на постоянной основе заниматься подготовкой кадров.

«Начальным этапом этой работы могут стать классы робототехники, которые раскроют потенциал учеников в инженерных науках. Современные тренды образования диктуют необходимость введения урока робототехники наряду с основными школьными предметами.

На примере частной школы имени Шокана Валиханова мы отследили, что знания имеют накопительный эффект: сначала будут организовываться районные олимпиады по робототехнике, затем городские, а потом ребята смогут выезжать на международные соревнования, таким образом уровень знаний будет расти, а школьники смогут поступать в технические вузы уже подготовленными», - уверена Асель Тасмагамбетова.

Планируется, что в ближайшее время «Саби» откроет Центры робототехники во всех регионах Казахстана. В фонде надеются, что ученики, посещающие эти Центры, через несколько лет смогут спроектировать человекоподобного робота, прототип которого накануне представил инженер и миллиардер Илон Маск.

Новости партнеров