Бытовое насилие: жесткие законодательные поправки ждут домашних тиранов
В МВД рассказали, как будут бороться с «кухонными» боксерами
Жертвы семейно-бытового насилия стали активнее сообщать полиции о таких фактах. Домашняя тирания нынче является одной из актуальных проблем современного общества. По данным Министерства внутренних дел, с начала года в полицию поступило 100 тысяч сигналов о бытовом насилии, вот только не всех кухонных бойцов удалось упрятать привлечь к ответственности – по приезду полиции женщины отказывались от подачи заявлений, передает Azattyq Rýhy.
Большинство случаев бытового насилия приходится на Шымкент, Астану, Алматы, а также Карагандинскую, Павлодарскую и Костанайскую области. Из 100 тысяч обращений женщин большая часть – а это 62% – остались без ответа. Полицейские попросту не могли принять меры, потому как потерпевшие на месте отказывались от подачи заявлений. А без этого, полицейский не может привлечь домашних тиранов к ответственности. В результате безнаказанность ведет к самоуправству. Рукоприкладство стало привычным делом, что в конце ведет к тяжким последствиям. В итоге за 9 месяцев зарегистрировано только 668 преступлений на семейно-бытовой почве.
«С начала года в отношении дебоширов составлено 35 тысяч административных протоколов, из них по решению суда арестовано более 10 тысяч лиц, предупреждены 8,5 тысяч лиц и оштрафованы 675 человек. Для обеспечения безопасности потерпевших вынесено 67 тысяч защитных предписаний», – сообщил данные министр внутренних дел Марат Ахметжанов.
Он подчеркнул, что в соответствии с поручением главы государства пересмотрены подходы к организации работы с потерпевшими. Введена специализация следователей-женщин для расследования таких преступлений, особая роль отводится инспекторам по защите женщин от насилия. За счет внутренних резервов их численность была увеличена вдвое – со 119 в 2020 году до 248.
«Теперь такие должности введены в каждом районном отделении полиции. В целом в данном направлении министерство тесно сотрудничает с 50 неправительственными организациями. Помощь в социальной реабилитации жертв оказывают 57 кризисных центров. В текущем году полицией направлены в кризисные центры свыше 7,5 тысяч женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Из них более 2 тысяч были размещены в приютах», - отметил он.
Однако таких центров недостаточно. К примеру, в Шымкенте в полицию поступило более 11 тысяч сообщений о фактах бытового насилия. Однако там действует всего один кризисный центр. Аналогичная ситуация в Атырауской и Северо-Казахстанской областях. А в Абайской и Кызылординской областях такие центры вовсе отсутствуют.
«Местным исполнительным органам необходимо рассмотреть вопрос организации работы таких центров в регионах, а также увеличения госсоцзаказа на эти цели», – обратил внимание Ахметжанов.
В то же время одними силовыми мерами эту проблему не решить, утверждает он.
«Полиция принимает меры реагирования только на последствия бытового насилия. В основе их возникновения лежат социальные проблемы, такие как социальная неустроенность, пьянство, наркомания, психические заболевания, увлечение азартными играми, падение морально-нравственных устоев. В их решении требуется консолидация усилий всех заинтересованных государственных органов, акиматов, неправительственного сектора, общественности. В этом направлении необходимо работать не только с жертвами насилия, но и с правонарушителями. В этой связи прошу вас (Алихан Смаилов, премьер-министр РК – AR) поручить Министерству здравоохранения разработать алгоритм применения психокоррекционных курсов, организовать подготовку соответствующих специалистов», – сказал глава ведомства.
Марат Ахметжанов сообщил, что в настоящее время в Казахстане насчитываются 6800 неблагополучных семей, в которых проживают 10 тысяч детей.
«Это потенциальная зона риска, требующая особого внимания со стороны государства. Законом по вопросам защиты прав ребенка предусмотрена норма для местных исполнительных органов по ведению медико-социального учета. Однако эти меры не реализуются, до настоящего времени не разработаны правила ведения медико-социального учета. В этой связи предлагается определить Министерство труда и социальной защиты населения ответственным госорганом в этой сфере», – подчеркнул он.
Министр озвучил меры по усилению борьбы с бытовым насилием. По его мнению, необходимо:
Первое: законодательно перейти с заявительного на выявительный характер регистрации бытовых правонарушений. Это позволит полиции начинать административное производство без заявления потерпевших. Окончательное решение будет принимать суд.
Второе: ужесточить требования к процедуре примирения сторон. Тем самым дебошир сможет примириться в суде только при первом совершении насилия, а при повторном данное право будет исключено, что позволяет исключить психологическое давление на пострадавших.
Третье: усилить наказание по правонарушениям в семейно-бытовой сфере. В этих целях предлагается увеличить срок административного ареста по повторным правонарушениям с 20 до 25 суток.
Четвертое: принятые на референдуме изменения в Конституцию дают возможность назначать общественные работы и на основании постановления суда.
«В рамках него нами предложено заменить предупреждение на общественные работы. Считаем, что это достаточная мотивация для нарушителя, чтобы не нарушать закон. В настоящее время Министерством юстиции прорабатывается вопрос законодательной регламентации общественных работ. это не только в данной сфере, но и в других сферах мы будем применять. В данном случае необходима подготовленность акиматов, поскольку основная масса работ будет приходиться им. Они должны нам дать в целом информацию и на основе мы примем свои меры», – отметил Марат Ахметжанов.
Пятое: в Уголовный кодекс ввести квалифицирующий признак «в отношении лица, состоящего в семейно-бытовых отношениях» по наиболее распространенным преступлениям.