«Это не работа, а наслаждение»: пилот, который готовился к профессии с детства
Пилот рассказал о тонкостях своей профессии
Олег Джакупов – второй пилот Airbus, инструктор по наземной подготовке крупнейшей авиакомпании в Казахстане. Причем работает он вместе с братом-близнецом. О своей профессии мальчишки мечтали с седьмого класса, но чтобы мечта стала реальностью, с этого же возраста они начали к ней готовиться. И так они смогли достичь своей цели, передает Azattyq Rýhy.
Олег Джакупов родился в Алматы, в семье инженеров. В 2014 году окончил республиканскую специализированную физико-математическую среднюю школу-интернат им. О. Жаутыкова, после чего вместе со своим братом-близнецом подал документы на программу подготовки пилотов.
«Быть пилотом – это мечта детства, воплотившаяся в реальность. Большие самолеты, которые взмывают в небо, в первый раз я увидел еще в детстве. И, будучи ребенком, я хотел летать, управлять самолетом сам. Эту мечту я разделил вместе с братом. Мы оба хотели стать пилотами, поэтому подготовку начали уже с седьмого класса. Мы настолько были, да и сейчас, увлечены профессией, что находили пилотов, разговаривали с ними часами и узнавали много интересных вещей, получали от них рекомендации и советы. Сразу после окончания средней школы оба подали заявку на программу ab initio, успешно прошли отбор и обучение», - рассказывает Джакупов.
Будучи близнецами, всю свою жизнь молодых людей постоянно путают, но они к этому уже привыкли. Но Олег признается, путают только малознакомые люди, близкие же видят отличия. И смеется, мол, это естественная жизнь близнецов.
«Но между нами нет какой-либо конкуренции. Наоборот, мы помогаем друг другу, поддерживаем друг друга. Нас абсолютно не напрягает работать в одном месте, мы ведь летаем на разных самолетах. Между нами нет авиагонки», - заверяет он.
С 2016 года Олег является вторым пилотом судна Airbus, также работает инструктором по наземной подготовке. Все это благодаря работодателю.
«Вообще авиакомпания полностью оплачивает за свой счет обучение, но при условии, что мы впоследствии остаемся работать у перевозчика. Сами мы ничего не оплачиваем. Но, согласно контракту, при увольнении из компании я обязан выплатить 50% стоимости обучения (или пропорционально отработанному сроку – AR). Но я никуда не ухожу, поэтому можно не выплачивать долг», - улыбается Джакупов.
По его рассказам, сотрудникам компании, в частности, пилотам, не сразу удается увидеть мир. В начале карьеры пилоты летают только на внутренних рейсах, и только после успешных полетов с инструкторами, прохождения квалификационных проверок и спецподготовки можно получить допуск к международным полетам.
Перед каждым полетом пилоты проходят определенные процедуры – это обязательный медицинский контроль, затем брифинг и подготовка непосредственно к самому рейсу. Экипаж получает летную документацию, план полета, метеосводку, НОТАМ – последние изменения в аэродромах и трассах. И только после изучения и анализа информации пилоты уже идут готовить самолет к взлету.
«Обычно на подготовку уходит час, если рейс внутренний, и полтора – если международный», - объясняет Джакупов.
Среди достоинств своей профессии мужчина в первую очередь называет ощущение полета и исполненную детскую мечту. Но также это возможность управления самолетом, профессионального роста, возможность посетить многие страны и увидеть большое количество мест. Кроме того, это постоянное саморазвитие, которое включает в себя познание других культур, изучение разных языков и так далее. Другими словами, работа пилота не скучная, не однообразная, а наоборот, насыщенна постоянными впечатлениями. А каждый полет – это небольшое приключение.
«Честно говоря, я не считал, сколько посетил стран, но с 2016 года налетал 2900 часов. Все близлежащие страны я точно посетил, а страны дальнего зарубежья – их много на самом деле. Для меня вся работа – одно большое наслаждение. Для меня это не работа, а удовольствие и реализация своей мечты. Знаете, каждый рейс запоминается и оставляет свой отпечаток в жизни. Каждая страна, которую мы посещаем, оказывает влияние на становление меня как личности. Видя, как живут другие люди, народности, расширяется кругозор, появляется понимание того, насколько огромен и многогранен этот мир. По прилету домой я стараюсь особенности определенной страны привнести и в свою жизнь», - признается Джакупов.
А кроме полетов работа дает еще и достаточно много льгот – это и медицинская страховка, и социальный пакет, скидочные билеты для сотрудников, скидки на гостиницы, скидки в ряд заведений. И скидки эти распространяются еще и на семью. Но за все приходится платить, в том числе и здоровьем.
«Человек был создан для передвижения на земле и когда происходит полет, меняются определенные факторы: меняется давление в атмосфере, количество кислорода в воздухе. В полете происходит много разных вибраций, много разных ускорений, которые не естественны для человеческого организма. Соответственно, в комбинации все это может повлиять на здоровье пилота. Но мы постоянно проходим медкомиссии, чтобы выявить, как сильно повлияла на наше здоровье наша деятельность. Но, опять же, современные самолеты настолько продуманы, что все эти факторы сведены к минимуму и сейчас особого влияния на здоровье нет, за исключением ненормированного графика», - говорит Джакупов.
Сейчас Джакупов является вторым пилотом, но в будущем, естественно, хочет стать командиром судна. Ведь, как говорится, плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Поэтому в самом ближайшем будущем его цель – стать командиром, соответственно, продолжать совершенствоваться и развиваться.
«Что бы я хотел пожелать молодым пилотам или тем, кто хочет им стать, первое – это целеустремленность. Нужно поставить цель и идти к ней. Но не бездумно, а составить план подготовки. Потому что подготовка – это неотъемлемая часть нашей профессии и успешного прохождения на пилота. Еще я бы посоветовал учить английский язык, так как это язык международного общения, вся авиация на английском языке. Без английского в авиации очень сложно будет. А так, для общего развития я бы посоветовал повторить школьную программу по математике и физике, задействовать мыслительные процессы, чтобы мозг был в тонусе», - рекомендует Джакупов.
А вот пассажирам он советует быть более терпеливыми, в том числе, к внештатным ситуациям. Это авиация, и случается всякое. Поэтому лучше иногда перестраховаться и задержать рейс, чем допустить ошибку, которая может стать фатальной. Безопасность должна быть превыше всего. Ну, и, конечно, доверять экипажу самолета и наслаждаться полетом.