«Раньше Уральск утопал в яблонях»: история одного садовода
Как в ЗКО выращивают без помощи государства яблоневые сады
Уральский садовод-селекционер и владелец международного экспериментального коллекционного сада-питомника имени С. Исаева Кайрат Каримов с детства занимается выращиванием яблонь. Сегодня в его саду собрано более 200 видов яблонь и 180 сортов винограда. Хотя последнее он выращивает в качестве хобби, а вот по яблоням здесь ведут настоящую научную работу. Мечта Кайрата Каримова – помочь садоводам со всего Казахстана восстановить или начать выращивать с нуля яблоневые сады. Но пока с этим все очень и очень сложно, передает Azattyq Rýhy.
«Вообще наш регион Министерство сельского хозяйства РК считает неперспективным для садоводства. Это несправедливо. Наш регион исторически считается садоводческим. Наши сады описывали краеведы в XVII, XVIII, XIX веках. Нельзя считать исторически садоводческий регион неперспективным. В XVII-XIX веках на территории Западно-Казахстанской области было 750 садов, а уральские яблоки завоевали золотую медаль на всемирной выставке в Париже и постоянно экспортировались за рубеж – в Россию, страны ближнего и дальнего зарубежья. В советские годы с развитием науки появились знаменитые Барбастауские сады, которые ставили рекордные показатели урожайности по СССР. Считайте, весь Уральск утопал в яблоневых садах. Былой размах садоводства утрачен. К сожалению, утеряны и многие сорта яблок», - начинает разговор Каримов.
Сам он родился в Западно-Казахстанской области, в Уральске. Здесь же получил высшее образование в сельскохозяйственном институте по специальности «Экономика и менеджмент в агропромышленном комплексе». А в этом году, чтобы укрепить знания, вместе с супругой окончил аспирантуру в Оренбургском государственном университете на факультете биологической науки. Сейчас они пишут диссертацию. Любовь к яблоневым садам и к природе началась еще с детства. По иронии судьбы Каримов вырос рядом с парком по улице Садовая.
«Мне нравится все, что связано с природой. Мечтал жить в лесу, но теперь вышло, что живу в яблоневом саду. Сначала мы сажали яблони на даче, потом там стало не хватать места. Мы взяли в аренду земли. Нам, что повезло, сейчас мы работаем с авторитетными учеными, прежде всего с Исаевой Ириной Сергеевной, наш учитель. Под ее руководством закладывался наш сад. Она очень много сделала для становления нашего дела. Наш сад называется «Международный сад-питомник памяти Сергея Ивановича Исаева». Сергей Исаев был учеником знаменитого селекционера Мичурина. У нас в саду собрана наиболее полная коллекция Сергея Исаева, всего около 200 сортов яблонь. Под его руководством была написана первая методика и программа по изучению садовых. Этой методикой пользуются до сих пор, но так как наука не стоит на месте, она переписывалась в 1973 году. Этой программой пользуются все научные институты в странах бывшего Советского союза. Его дочь – Ирина Исаева, ей сейчас 89 лет. Ее называют легендой садоводства. Она довольна интересный человек. Она была дружна с Цветаевой. Все разговоры с ней я записываю, потому что это целая эпоха. Она меня называет своим сыном, чем я очень горжусь», - рассказывает садовод.
Возвращаясь к разговору о не перспективности по мнению Минсельхоза, Каримов вспоминает, как в 2019 году его пригласили в Алматы на «День сада». И участники были удивлены, а один и вовсе обронил фразу: «Удивительно, в Уральске, оказывается, есть сады!». Но, подчеркивает садовод, такого не должно быть, люди должны говорить: «Ну, конечно, Уральск ведь садоводческий регион». Именно поэтому он и занимается научно-практической работой, чтобы восстановить садоводство в регионе.
«Для чего это необходимо? Дело в том, что яблони – не помидоры, их сажают на годы, плодоносят они не сразу. Это 7-8 лет жизни. И если сажать без предварительного изучения, то вся работа может пойти псу под хвост. Яблоня может оказаться неустойчивой к болезням и засухе, не морозостойкой. Поэтому мы проводим работу по сортоизучению и изучению сортоподвойных комбинаций яблонь. Также изучаем внешний вид яблок, десертный вкус, спелость и сохранность», - объясняет он.
Сейчас в саду Каримова собрано более 200 сортов яблонь, а также около 180 сортов винограда. Но виноград, признается он, это хобби, а вот именно по яблоням ведется научная работа.
Международный экспериментальный сад-питомник располагается на 10 гектарах. В основном работает здесь сам Каримов, его супруга Роза Умурзакова и двое детей. Работу начинали с нуля: собственными силами расчищали участок, подводили воду, электричество и все необходимые коммуникации. Земля Западно-Казахстанской области, говорит он, подходит именно для посадки яблоневых садов, так как в ней очень богатый химический состав. Этому способствует резко-континентальный климат. В частности, самый длинный световой день, который летом доходит до 19 часов в сутки. Поэтому все работы, которые сейчас проводит Каримов, направлены на восстановление яблоневых садов. И не только в Уральске, но и в других регионах с аналогичным резко-континентальным климатом.
«Сейчас к нам обращаются многие люди из Атырау, Актобе, Северо-Казахстанской области, Астаны. В Астане в прошлом году в шести школах мы заложили яблоневые участки. В некоторых школах мы ведем работу с учениками по изучению и наблюдению яблонь», - рассказывает садовод.
Уход за яблоневыми садами – работа непростая. На работу приходится выходить еще до восхода солнца, а заканчивать – после заката. Одно время у Каримова параллельно был небольшой бизнес по международным логистическим перевозкам, доходы от которого он направлял в сад. Но сейчас он полностью занимается своим детищем.
«Хотелось бы, чтобы на нас обратили внимание. Вся наша работа проделывалась на протяжении многих лет. Я вложил в него очень много финансовых средств. Поначалу считал, а сейчас уже перестал. Когда подводил все коммуникации, проводил инфраструктуру, уходило больше. Но и сейчас на содержание сада уходит большое количество средств и сил. Сады не приносят никакой прибыли, все, что мы делаем – для восстановления имиджа Западно-Казахстанской области как садоводческого региона. Хотелось бы, чтобы государство обратило внимание», - вздыхает Каримов.
Садовод со своей семьей хочет привить в Казахстане культуру посадки, научить правильно сажать и правильно выбирать сорта яблонь. Ведь последнее, подчеркивает он, очень важно. При этом, несмотря на всю тяжесть работы, признается, что ни за что не выбрал бы другой путь, даже если была бы возможность. Ведь выращивать яблони – это призвание.
«Без любви заниматься садоводческим делом нельзя. Если вы ставите только материальную цель при посадке яблоневых садов, лучше сразу это дело бросить. Потому что бывают неурожайные годы, бывает, что для содержания сада требуется намного больше денег, и ваши расходы могут превысить в разы доходы. Чтобы заниматься садоводческим делом, нужно терпение, любовь и уважение к своему делу. Иначе никак», - завершает Каримов разговор.
Стоит отметить, что международный экспериментальный сад-питомник Кайрата Каримова был заложен в 2015 году на берегу озера Садовое в Западно-Казахстанской области. Сейчас он занимает около десяти гектаров. Кайрат и его супруга прошли обучение в Оренбургском университета, зимой им обоим предстоит защита диссертаций. В своем саду супруги занимаются сортоизучением и подбором сорто-подвойных комбинаций для местного резко-континентального климата региона. В экспериментальном саду-питомнике Каримов растут 200 сортов яблонь и 80 яблоневых подвоев, 150 сортов винограда, ореховые, а еще лекарственные травы и хвойные.