$ 524.75  540.6  5.12
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
28.09.2021, 17:05
Общество

Пандемия изменила СМИ. Болат Кальянбеков рассказал о влиянии COVID на журналистику

Глава холдинга «Nur Media» остановился на ключевых факторах, определяющих работу СМИ в постковидном мире

Пандемия изменила СМИ. Болат Кальянбеков рассказал о влиянии COVID на журналистику
Фото: AR

Пандемия коронавирусной инфекции вывела на новый уровень фактор доверия общества к средствам массовой информации. Журналисты адаптируются к работе в постковидном мире – с новыми трендами и требованиями. О влиянии COVID на СМИ в рамках «Astana Media Week-2021» рассказал генеральный директор холдинга «Nur Media» Болат Кальянбеков, передает Azattyq Rýhy.

В дискуссии на тему «Общество и СМИ в новом, постковидном мире» также приняли участие министр информации и общественного развития РК Аида Балаева, медиаменеджер Арманжан Байтасов, представитель ОБСЕ по свободе СМИ Тереза Рибейро, министр здравоохранения РК Алексей Цой, председатель правления АО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Куляш Шамшидинова и другие.

Холдинг «Nur Media» сегодня – это 10 ведущих СМИ страны. В том числе, телеканал, газеты, сайты и радио. О влиянии на них пандемии говорит хотя бы тот факт, что доходы рекламной индустрии в прошлом году сократились на 11% по сравнению с 2019-ым. Уровень доходов радио и вовсе рухнул на 90%.

В то же время, по словам Кальянбекова, сохраняется высокая информационная потребность.

«Эксперты говорят, что в день в нормальном режиме средний человек сталкивается минимум с 3 тысячами сообщений, из которых запоминает только 2% и то по базовым моментам – личные, профессиональные пристрастия, семья, религия, планы на ближайшее время.

В этой связи СМИ, чтобы конкурировать, вынуждены подстраиваться под этот темп. Если сегодня наше информационное агентство Azattyq Ruhy выдает в день по 100-120 материалов, то мы понимаем, что этого уже недостаточно. В ближайшее время этот показатель должен быть повышен минимум до 150-200 сообщений в день», - отметил в своем выступлении Болат Кальянбеков.

Так в чем же заключается влияние пандемии на СМИ? Глава «Nur Media» определил ряд ключевых факторов.

Во-первых, по его мнению, ускорился переход печатных СМИ в Интернет. Это обусловлено тем, что карантинные ограничения нарушили технологические процессы изданий. Речь идет, прежде всего, о системе дистрибуции, работе типографий. В условиях самоизоляции закрылись многие точки распространения периодики, с перебоями стали работать почтальоны.

Все это, в свою очередь, усилило падение тиражей. В среднем по республике они снизились на 20-30%. Одновременно произошел очередной рост цен на бумагу.

О снижении значимости печатных СМИ говорит и реклама. За последние пять лет их доля снизилась с 8% (2016 год, 3,7 млрд тенге) до 4% (2020 год, 1,99 млрд тенге).   

«Все это ускорило переход печатных СМИ в Интернет. В редакциях газет Холдинга мы сегодня фактически 35% сотрудников переориентировали на сайты. Это дает свои результаты.

К примеру, сайт газеты «Литер» в феврале-мае текущего года устойчиво входил в ТОП-5. Его ежедневно читали до 200 тысяч пользователей. Это почти в 7 раз больше чем печатную версию. Сайт газеты «Айкын» первый среди сайтов казахскоязычных СМИ. У него 70 тысяч уникальных просмотров каждый день. Сайты газет уже стали зарабатывать на рекламе.

Надо отметить, что тенденция ухода в «цифру» - это уже данность. В прошлом году старейшая газета страны «Экспресс-К» полностью отказалась от печатной версии.                  

Безусловно, прогнозировать полное вымирание печатных СМИ нельзя. В любом случае у них будет своя аудитория. Я воспринимаю, газету, как ежедневную мини-книгу. Где основной акцент должен быть сделан не на новости, а на осмысление текущей повестки, аналитику, интересные статьи-воспоминания. То есть всё то, что сложно читается в Интернете», - подчеркнул глава холдинга.          

Во-вторых, по словам Кальянбекова, в журналистике становится все больше иммобильности и копирайта, что является следствием высокой конкуренции.

«Первая – это пандемия. Большинство редакций ушло на удаленку. Мероприятия перешли в онлайн. Теряются личные контакты журналистов со спикерами. Максимально, что можно получить, это интервью по скайпу.

В результате, журналистам уже не надо бегать за спикерами, выезжать в регионы для сбора информации. Они целый день за компьютером. И так, уже более двух лет.

Вторая причина связана, прежде всего, с развитием соцсетей и новых медиа. Сегодня госорганы, бизнес активно работают здесь. Ведут прямые трансляции. Развивают аккаунты, где размещают самую актуальную информацию.

Более того, самая хайповая информация также появляется в соцсетях. Какие-то происшествия, преступления, аварии, скандалы и другое.

То есть поиск информации стал другим. Теперь важнее быть подписанным на нужных людей, иметь раскрученный аккаунт, телеграм-канал, куда могут скинуть эксклюзив», - продолжил Кальянбеков.

Однако этот тренд, по его мнению, неоднозначен. С одной стороны, редакции могут сэкономить на аренде офисов, снижаются адмрасходы. С другой, это неизбежно сказывается на качестве контента. Количество однотипных материалов, выдаваемых по пресс-релизам, стало неуклонно расти.

«Многие работники СМИ отмечают, что в новых условиях подготовка информации сводится к простой перепечатке поста блогера с уже устоявшейся формулировкой «пользователи соцсетей возмутились…».

Аналитику становится писать просто невыгодно. Куда продуктивнее отписать за это время 5-6 коротких сообщений, который наберут существенно больше просмотров.  

Еще один момент – профессиональные журналисты становятся многостаночниками, когда один человек работает на 3-4 СМИ. Это связано, прежде всего, с большим спросом, который рынок не может сегодня удовлетворить и также сказывается на качестве информации», - подчеркнул он.

В-третьих, в постковидном мире в погоне за хайпом и эксклюзивом меняются принципы работы СМИ. В новых условиях, по его мнению, достоверность информации занимает далеко не первое место. Сегодня СМИ начали руководствоваться принципом «лишь бы был источник информации, который оправдывает любую публикацию».

«В погоне за читателями СМИ все большую ставку делают на завлекательный контент. Впрочем, это свелось по большей части к генерированию громких кликбейтных заголовков. Однако, зачастую, это единственное, что изменилось – тексты под этими заголовками подчас остаются малоинтересными.

В итоге повестку сегодня во многом формируют соцсети. При этом стоит учитывать, что соцсети не имеют тех обязательств по проверке достоверности информации, каковые возложены на СМИ.

Послушав спикеров на недавнем Евразийском медиа-форуме, я убедился, что данные тренды свойственны для всего мира. Везде снижается доверие к СМИ, участились случаи нападения на журналистов, обвинении их в предвзятости и ангажированности», - отметил Кальянбеков.

В-четвертых, он призвал постоянно развивать взаимодействие государства и национальных компаний со СМИ. Здесь, по его словам, сложилась двойственная ситуация. С одной стороны, в обществе имеется недовольство, что информации постоянно не хватает. При этом размещение госинформзаказа в СМИ, попытки работать с блогерами и соцсетями, как это ни парадоксально, воспринимаются как «покупка госорганами хвалебных статей».

«Здесь нужно понимать, что СМИ – это такой же рыночный игрок, как и все. И размещать информацию о работе госорганов, акиматов никто не будет на бесплатной основе. Властям же необходимо доносить до населения сведения о мерах, принимаемых для улучшения социально-экономической обстановки, освещать изменения в законодательстве, бороться с фейками.

То есть всем надо окончательно поставить точку в дискуссии, что госзаказ в наших условиях при имеющемся рекламном рынке – это важный инструмент поддержки СМИ. Важно постоянно совершенствовать механизмы госзаказа, делая их максимально прозрачными с четкими индикаторами работы», - добавил он.

Болат Кальянбеков подчеркнул, что государство в лице Министерства информации и общественного развития оказывает всяческую поддержку СМИ. Особенно своевременной она оказалась именно в пандемию, позволив им преодолеть негативные последствия кризиса.

К примеру, коммерческие СМИ были освобождены от уплаты налогов и обязательных отчислений с фонда оплаты труда, радио и телеканалы получили освобождение от оплаты услуг аналогового и эфирного цифрового телерадиовещания. Этой мерой были охвачены 67 коммерческих теле- и радиоканалов.

В завершение своего выступления он рассказал о стратегии работы холдинга «Nur Media».

«Во-первых, мы понимаем, что сегодня аудитория СМИ неоднородна и у каждой категории населения свои предпочтения. Надо использовать это. К примеру, пенсионеры, госслужащие, депутаты доверяют газетам, для молодежи, бизнесменов – важны сайты и соцсети, для автолюбителей – радио, для домохозяек – телевидение. При этом предпочтения читателей остались неизменными: новостной контент по-прежнему на первом месте.

Во-вторых, бесполезно бороться с новыми трендами, а надо умело использовать их. Каждое из наших СМИ активно представлено в соцсетях. У нас свой штат СММ-работников, которые активно продвигают информацию.

В-третьих, чтобы быть успешными на отечественном медиа-рынке надо предлагать больше чем конкуренты. Надо уметь работать во всех сегментах СМИ. Иметь навыки кризис-менеджмента. Уметь доносить информацию до людей. 

В-четвертых, надо иметь правильные индикаторы оценки работы. Со всеми руководителями СМИ у Холдинга заключены меморандумы. В них проставлены два-три базовых индикатора. Это в основном коммерческие доходы и рейтинги. Задача первых руководителей – обеспечить их неукоснительное исполнение», - считает Кальянбеков.

Для справки: 27 и 28 сентября проходит ежегодное событие «Astana Media Week-2021». В ходе AMW-2021 члены международного медиасообщества поднимают актуальные вопросы информационной повестки. В мероприятии приняли участие топ-менеджеры авторитетных мировых СМИ, представители государственного аппарата, известные журналисты, документалисты и блогеры Казахстана, США, Великобритании, России, Узбекистана, Кыргызстана.

Новости партнеров