$ 527.23  544.05  5.05
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
06.12.2019, 10:30
Общество

«Плотная крыша» браконьеров. Что изменилось на Маркаколе после поручения Президента?

Миллионную прибыль получали браконьеры, орудуя на территории заповедника

«Плотная крыша» браконьеров. Что изменилось на Маркаколе после поручения Президента?
Фото Натальи Рыковой, Маркакольский государственный природный заповедник

Июльское поручение Президента РК Касым-Жомарта Токаева прозвучало громом среди ясного неба для рыбаков, прочно обосновавшихся на берегах озера Маркаколь. Еще бы, десятки лет они практически безнаказанно вылавливали тонны ценной рыбы, славящейся своей исключительно вкусной икрой. А глава государства поручил разобраться с ситуацией на Маркаколе. Как показывает криминальная хроника района, благами природы не стеснялись пользоваться и сотрудники самого заповедника. Теперь эта «кормушка» перестала приносить «золотые яйца». Как работала преступная группировка, и какие меры предпринимаются для спасения редчайшей рыбы Казахстана, выяснял корреспондент Azattyq Rýhy.

Для справки: Ускуч, тупомордый ленок - вид рыб рода ленков. Распространен от Казахстана до Амура, в том числе встречается на Алтае в Телецком озере, в бассейне озера Маркаколь на территории Восточного Казахстана. Длина в среднем составляет 25-35 см, до 55 см, а вес - 700-1200 грамм, до 5 кг. Максимальный возраст - до 10 лет.

Глазами очевидца

Наш корреспондент взял интервью у очевидца всех событий – экс-акима Бурановского сельского округа Курчумского района ВКО, а ныне главы крестьянского хозяйства «Кызыл ашык» Максата Агиекова. Именно он 26 июня 2019 года обнаружил на своем земельном участке закопанные ямы, в которых были спрятаны тысячи тушек рыбок краснокнижного ускуча.

«Долго искать не пришлось. Характерный запах гниющей рыбы распространялся по всей округе. Под сеном я действительно обнаружил 6 больших ям диаметром примерно 3х3 м, засыпанных землей. Я принялся копать одну из них. И уже на уровне 1 м стали попадаться тушки рыбы ускуч. Поняв, что в одиночку я просто не справлюсь с такой работой, я позвонил на мобильный телефон директору Маркакольского заповедника Тимуру Айкеневу и рассказал о случившемся», - поведал подробности Максат Агиеков.

По его словам, на место происшествия приехали четверо: директор Тимур Айкенев, два инспектора заповедника Михаил Гущин и Александр Казанцев, а также начальник охраны Балуанбек Болысов. Они взяли с Максата Агиекова объяснительную и отпустили домой.

На дальнем стане прежняя хозяйка земельного участка держала скот, за которым присматривал Ерик Омиржанов. Именно он стал первым подозреваемым у следственной группы, работавшей на территории заповедника.

«Я при этом не присутствовал, но со слов знакомых знаю, что Ерик Омиржанов рассказал комиссии, как Гущин держал (сеть - Azattyq Rýhy), а Бауржан (Нурпеисов, инспектор заповедника - Azattyq Rýhy) гонял (рыбу - Azattyq Rýhy). За пять часов они 70 л икры «надоили». Ему (Ерику Омиржанову - Azattyq Rýhy) выдали долю – 10 л», - раскрыл подробности дела Максат Агиеков.

Кстати, по его словам, громкие скандалы с крупными партиями икры, добытой незаконным путем, в Маркакольском заповеднике были и в 2017, и в 2018 годах. В одном из них фигурировал и один из бывших директоров Маркакольского государственного природного заповедника.

«Браконьерство здесь процветает с развала Союза. Последние 30 лет шла эта система. И на мне эта система споткнулась. Я, честно скажу, очень сильно испугался, что если кто-то другой найдет, меня в первую очередь бы заподозрили в браконьерстве. Но это не так», - признался Максат Агиеков.

Тайна следствия

Сейчас полным ходом идет досудебное расследование по преступной деятельности группы браконьеров, много лет «работавшей» на озере.

Как сообщает Департамент полиции ВКО, в августе 2019 года была проведена крупная операция по пресечению криминальной деятельности преступной группы, которая на протяжении длительного времени занималась браконьерством и незаконным оборотом икры рыбы породы «ленок» («ускуч») на территории озера Маркаколь в Восточно-Казахстанской области.

«Пресечен основной канал сбыта икры, задержан ряд подозреваемых, в отношении которых судом санкционирована мера пресечения «содержание под стражей». Проводятся следственно-оперативные мероприятия по задержанию других лиц, имеющих отношение к браконьерному вылову и реализации рыбы ленок (ускуч).

Следствием установлено, что только в текущем 2019 году из-за преступной деятельности браконьеров государству нанесен  ущерб на сумму свыше 5 млн тенге.

За указанный период (2019 год - Azattyq Rýhy) из озера Маркаколь незаконно выловлено более тонны рыбы ленок (ускуч). Назначены соответствующие экспертизы, по результатам которых будет установлен экологический ущерб, нанесенный окружающей среде природного заповедника», - говорится в официальном ответе Департамента полиции ВКО на запрос ИА «Azattyq Rýhy».

Из скупых строк официального ответа также следует, что у членов преступной группировки изъяли сети, рации, 3,8 млн тенге, а также 90 л икры и более 1 тыс. особей ускуча.

Так куда же, спрашивается, все это время смотрели правоохранительные органы и местная исполнительная власть? Понадобилось личное поручение главы государства, чтобы пресечь богатую «кормушку». И недалек тот день, когда результаты досудебного расследования будут обнародованы, и мы узнаем имена «героев» преступного синдиката – тех, кто годами «крышевал» преступный бизнес.

Нарушения продолжаются

Впрочем, правоохранители бодро рапортуют о том, что они проводят регулярные рейды и даже организовали авиапатрулирование над территорией заповедника. Но ведь это было сделано потом, после того, как Президент провел публичную порку всех причастных к истории вокруг разгула браконьерства на уникальном озере Казахстана.  

Департамент полиции ВКО организовал регулярное авиапатрулирование на территории Маркакольского государственного природного заповедника из числа сотрудников местной полицейской службы. И за несколько коротких месяцев конца лета и осени были выявлены 5 административных правонарушений по ст. 383 УК РК (нарушение правил рыболовства) и возбуждено одно уголовное дело (ст. 287 ч.3 УК РК - незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств).

А вся ли зона заповедна?

Как же так получилось, что браконьеры практически в открытую тоннами ловили ценные породы озерных рыб, да еще и на особо охраняемой территории?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, агентство отправило официальный запрос в Комитет лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК с просьбой разъяснить сложившуюся ситуацию вокруг незаконного лова рыбы в озере Маркаколь.

«При создании Маркакольского государственного природного заповедника в его состав вошла только водная акватория озера Маркаколь, а значительная часть побережья, включая 5 крупных притоков и исток реки Кальжир, являющиеся местами нерестилищ эндемичных видов рыб – ленка и хариуса, остались вне особо охраняемой территории», - подчеркнул заместитель председателя Комитета лесного хозяйства и животного мира Марлен Айнабеков.

Получается, далеко не вся территория озера и его окрестностей вошла в состав заповедника. И, как видим, предприимчивый народ нашел прекрасную возможность сетями вылавливать рыбу в акватории мелких речушек. Тем более что ускуч именно там откладывает свою икру в нерестовый период.

Нельзя сказать, что государство не предпринимало никаких шагов, чтобы исправить ситуацию. К примеру, постановлением Правительства РК от 11 декабря 2007 года в состав заповедника были включены участки вдоль речек Кальжир и Тополевка общей площадью 27,9 тыс. га.

Но и это, опять-таки, было половинчатым решением. Лазейкой для браконьеров стали маленькие заимки – села Матабай, Карагайлы Булак и Верхняя Еловка, где проживают всего 2-4 семьи. Кроме того, в прибрежной зоне озера Маркаколь местные власти выдали разрешение на пользование 10 участками общей площадью 11,2 тыс. га.

Министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК направило письмо в аппарат акима ВКО с просьбой рассмотреть вопрос о расторжение договоров землепользования, а также поддержать идею о расширении территории Маркакольского государственного природного заповедника за счет включения в его состав устий рек, впадающих и вытекающих из озера Маркаколь.

Со своей стороны, Комитет предпринял ряд шагов для ограничения доступа рыбаков к богатым рыбой водам заповедного Маркаколя. В настоящее время рассматривается проект приказа министра сельского хозяйства РК от 6 марта 2015 года, где сокращается количество участков для любительской рыбалки с четырех до одного.

Браконьеры долгое время орудовали в природном заповеднике в ВКО

Как говорилось выше, одним из владельцев этих частных земельных участков является Максат Агиеков. Однако он не согласен с идеей упразднения частных земельных участков на границе с заповедником.

«Я категорически не согласен с мнением, что необходимо изымать участки из частной собственности. Вы посмотрите, что тогда будет. Работники заповедника устроят там рыбное хозяйство и будут добывать рыбу и икру безнаказанно и бесконтрольно. И обогащаться на этом. Безработица порождает браконьеров. Не будет работы, человек будет заниматься тем, с чего кормились его деды. Все условия для создания коррупции. Заинтересованы в прибыли не только местные, но и сами инспекторы. И где-то стирается грань. И уже инспектор работает вместе с браконьером. Что говорить, если недавно в разговоре с одним из инспекторов, он мне признался: «Оказывается, за ловлю рыбы наказывают». Я чуть не упал после этих слов!», - пояснил свою позицию Максат Агиеков.

Екатерина ГУЛЯЕВА

Новости партнеров