$ 527.3  544.86  4.95
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
15.11.2019, 10:59
Общество

Ввести обязательный курс для усыновителей предлагают общественники

В Казахстане из 1746 семей, прошедших обучение в школах приёмных родителей, только 773 семьи приняли решение взять ребёнка из детского дома

Ввести обязательный курс для усыновителей предлагают общественники
Иллюстративное фото: maminklub.lv, baby.unica.ro, klops.ru

Опыт работы школ приёмных родителей в 17 областях и городах Казахстана показал, что трёхмесячные курсы работы с психологом помогают будущим родителям подготовиться к появлению ребёнка в своей семье. Или окончательно понять, что быть родителем – не их удел, передает корреспондент Azattyq Rýhy.

В настоящее время подготовительные курсы приёмные родители проходят добровольно. Однако в Национальном агентстве по усыновлению считают, что каждый кандидат, решивший взять на себя ответственность за воспитание ребёнка, обязан пройти этот курс. И для этого необходимо внести соответствующие изменения в законодательстве Казахстана.

Более 5 тысяч воспитанников детдомов лишены возможности обрести семью

В Казахстане насчитывается 109 закрытых учреждений, в которых воспитываются около 5 тыс. детей, лишённых родительской опеки. Кроме того, есть несколько тысяч семей, которые готовы усыновить ребёнка из детского дома или интерната. Однако далеко не каждая семья способна сделать это самостоятельно, без помощи специалистов.

«Несколько лет назад ОФ «Ана уйi» открыл в 17 городах Казахстана школы приёмных родителей, куда приглашались кандидаты, подавшие документы на усыновление или опеку воспитанника детского учреждения. За эти годы полный курс школы прошли 1746 будущих приёмных родителей. Однако окончательное решение о приёме ребёнка в семью приняли лишь 773 семьи. И это большая победа. Потому что психологи и консультанты школы приёмных родителей помогли взрослым разобраться, зачем, собственно, им нужен был этот ребёнок, готовы ли они его принять таким, какой он есть. И если на этапе обучения взрослые поняли, что им стоит отложить этот шаг или вовсе от него отказаться, значит, мы спасли от опрометчивого поступка сразу несколько судеб. Всегда лучше отказаться от идеи усыновления до оформления опеки, чем после того, как ребёнок уже пожил какое-то время в семье», - считает психолог-консультант Национального агентства по усыновлению Динара Алидарова.

К примеру, психологи не рекомендуют брать в семью приёмного ребёнка, если будущие родители недавно потеряли своего собственного сына или дочь. Необходимо пережить все этапы горя, иначе произойдёт замена, и родители будут постоянно сравнивать утраченного малыша с приёмным.

Также в школе приёмных родителей помогают разобраться с тем, какого именно малыша хотят усыновить взрослые. Обычно первоначальные желания у всех семейных пар одинаковые: малыш от 0 до 2-3 лет, красивый ангелок с отменным здоровьем. Но в процессе общения со специалистами агентства кандидаты меняют свои взгляды. И начинают просматривать анкеты детей постарше, в том числе и подростков. Иногда итогом становится усыновление 2-3 братьев и сестёр.

«Мы помогаем будущим родителям понять, что здоровых малышей в детских домах почти нет. Около 53% воспитанников детдомов имеют проблемы со здоровьем. 62% ребят – это дети-сиблинги, то есть рождённые от одних родителей. А значит, при усыновлении нужно будет забрать к себе всю семью. И надо быть к этому готовыми. Впрочем, иногда диагнозы, указанные в анкете детей, не соответствуют действительности», - разъяснила Динара Алидарова.

И таких примеров множество. Так, в одном из городов Казахстана в доме ребёнка до недавнего времени воспитывался 2-летний Алексей (имя изменено - Azattyq Rýhy). У мальчика ставили диагноз гидроцефалия и детский церебральный паралич. Однако в анкете о деформации верхних и нижних конечностей указано не было. Специалисты агентства подготовили документы на получение квоты для операции на ручки Алексея, недавно сделали операцию и на левую стопу.

Оказалось, что никакого ДЦП у мальчика нет. Деформация ножек и ручек произошла из-за тесных ползунков, в которых он постоянно находился.

Пока шёл процесс лечения, у малыша нашлась будущая приёмная мама. И нахождение вне стен детского дома благотворно повлияло на состояние здоровья мальчика. Гидроцефалия остановилась в своём развитии, голова ребёнка приобрела нормальную форму. Скоро и ножки Алёши тоже будут в порядке.

По словам Динары Алидаровой, работа школы приёмных родителей уже дала свои положительные результаты. Во всех регионах наблюдается снижение возврата детей в детские дома и интернаты. Если ещё несколько лет назад в приюты возвращали по 250-300 детей ежегодно, то сейчас этот показатель снизился до 150-200 детей в год. При этом возврат детей происходит в большинстве случаев в тех семьях, которые не захотели в своё время пройти подготовительный курс в школе приёмных родителей.

«Органы опеки занимаются, в основном, работой с документами. У них просто нет свободного времени сопровождать приёмную семью на этапе адаптации. А он может продлиться от 3 до 5 лет. Однако советы психолога иногда просто необходимы и детям, и их новым родителям. Потому что часто ожидания взрослых не совпадают с поведением и взглядами ребёнка. И это приводит к конфликтам, непониманию, и, как итог, к возврату детей в детских дом», - отметила Динара Алидарова.

Именно поэтому с самого начала работы Национального агентства по усыновлению была сделана установка на трёхлетнее сопровождение каждой приёмной семьи после того, как ребёнок окажется в новом доме. И работа психологам находится всегда. Иногда им даже приходится выезжать в приемные семьи среди ночи, чтобы погасить «бурю», разыгравшуюся в их доме.

«Среди мои подопечных есть семья, которая была на грани полного разрыва и возврата девочки-подростка в детский дом. Однажды мне даже пришлось приехать к ним домой поздно вечером, чтобы поговорить после крупной ссоры. Целый месяц мы ежедневно работали с каждым членом этой семьи, искали их ошибки, старались исправить ситуацию. Девочка отчаянно не хотела возвращаться в детдом, но и поступаться со своими принципами тоже не могла. Сейчас ситуация выровнялась, ссоры прекратились, взрослые и ребёнок стали понимать друг друга и научились договариваться. Однако я постоянно контролирую климат в семье, звоню им каждые 3-4 дня», - рассказала специалист по усыновлению филиала Национального агентства по усыновлению в городе Семее Айсулу Акинжанова.

Отметим, что кабинеты Национального агентства по усыновлению работают во всех областных центрах, а также крупных городах Казахстана. Консультацию можно получить по телефону 1422 (звонок по Казахстану бесплатный).

Екатерина ГУЛЯЕВА

Новости партнеров