Размеры взяток уменьшились в Казахстане из-за пандемии и кризиса – исследование
Инициаторами взяток в первую очередь выступали госслужащие, посредники и лишь затем – сами граждане
Общественный фонд «Transparency Kazakhstan» представил результаты исследования «Мониторинг состояния коррупции в Казахстане за 2020 год», реализованного при содействии Программы развития ООН в Казахстане, передает Azattyq Rýhy.
В прошлом году эксперты Transparency Kazakhstan опросили 9 000 респондентов и изучили 1 347 обращений, поступивших на портал «Открытый диалог». В исследовании были задействованы около 200 экспертов, 173 полевых социологов и порядка 12 аналитиков, которые провели опрос в трех городах республиканского значения, 14 областных и 143 районных центрах по всей стране осенью.
37,4% граждан и 45,9% предпринимателей указывают на снижение коррупции в их населенном пункте за последний год.
«11,3% опрошенных респондентов среди населения сообщили, что попадали в коррупционные ситуации (13,4% в 2019 году). Больницы, полиция, управления земельных отношений, детские сады, ЦОНы составили основной костяк госучреждений, где население оказывается вовлеченным в коррупционную ситуацию. В региональном разрезе чаще с коррупцией сталкивались в таких областях, как Жамбылская, Алматинская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Кызылординская и Атырауская области. В этих регионах наши респонденты сообщили, что необходимость договариваться возникала чаще», – сказала исполнительный директор ОФ «Transparency Kazakhstan» Ольга Шиян.
В свою очередь 8,2% представителей малого и среднего бизнеса сталкивались с необходимостью решать вопрос неформальным путем при обращении в госорганы (9,2% в 2019 году). По мнению предпринимателей, чаще всего решать вопросы неформальным путем приходилось в Нур-Султане, Шымкенте, Акмолинской, Павлодарской, Кызылординской, Карагандинской, Жамбылской, Алматинской, Западно-Казахстанской области.
Как отмечают респонденты, в половине случаев инициаторами неформального решения вопроса являются работники госучреждений, в каждом четвертом – посредники и лишь затем – сами граждане. Также на 6% выросло число посредников или так называемых «помогаек», «что респонденты связывали с недостаточной информацией от госучреждений в период карантина».
Договариваться приходилось зачастую со специалистами или рядовыми сотрудниками, в 17% случаях – с заместителями руководителей. Основная причина, которую называли опрошенные: «так удобнее и быстрее решить вопрос».
Две трети опрошенных сообщили, если работник какого-либо учреждения хочет получить взятку, то он будет проявлять волокиту и превышать полномочия. Основными поводами выступали необходимость граждан получить лечение или направление на лечение (12,7%), устроиться на работу (10,1%), определить ребенка в детский сад (6,1%), решить земельный вопрос (6,5%), получить справку из ЦОНа (5,1%), «закрыть» сессию (4,4%), сдать налоговый отчет (9%), избегать ответственности по допущенным нарушениям (8,4%).
При этом суммы взяток в 2020 году стали ниже, чем годом ранее.
«Стоимость коррупционной сделки составило минимально 1 000 тенге и максимально 300 000 тенге (в 2019 году – от 500 до 500 000 тенге). Респонденты не связывают это с тем, что взяткодатели были снисходительны, договариваться на меньшие суммы им удавалось из-за кризиса», – уточнила Ольга Шиян.
Результаты анализа портала «Открытый диалог» показали, что информацию о коррупции чаще направляли на блоги председателя Агентства РК по противодействию коррупции, министров внутренних дел, финансов, здравоохранения, юстиции, труда и социальной защиты, цифрового развития, а также председателя Комитета государственных доходов. В региональном разрезе жалобы чаще поступали на блог-платформы акимов Алматинской, Павлодарской областей и Алматы.
Заявители выражали недовольство качеством работы полиции, акиматов районов, государственных больниц и поликлиник, налоговых органов и частных судебных исполнителей. По мнению граждан, основными причинами жалоб являлись волокита, бездействие госорганов в рассмотрении обращений, некомпетентность сотрудников, технические ошибки и некорректные сведения в государственных базах данных.