В Омске на месте казахского кладбища планируют сделать мемориальный комплекс
Известные ученые и общественные деятели выступили с инициативой создать на месте древнего казахского кладбища в Омске мемориальный комплекс
В старом микрорайоне на левом берегу Омска, где много веков назад казахи основали аул «Каржас» - заброшенное кладбище, которое еще 40 лет назад знаменитый археолог Борис Мельников включил в перечень важных объектов культурного наследия региона, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на «Хабар 24».
Сейчас кладбище превратилось в пустырь, некоторые даже строят рядом частные гаражи и сажают картошку. Здесь прошла необычная акция: презентовали автобусную остановку с одноименным названием. Общественность и ученые же просят власти сделать из кладбища мемориальный комплекс - как никак это одно из древнейших мест в городе.
«Рахмет большой, что мэрия поддержала и решила вернутся к истории. И что облагородили автобусную остановку, присвоили ей старое название. Здесь веками место называется так - и это правильно. От всего населения района благодарим и депутатов, и всех общественников, кто занимается сохранением истории», - говорит житель Омска Нургали Чалов.
«Инициатива была поддержана и омским городским советом, и администрацией города Омска –остановке присвоили историческое название «Каржас». Поэтому мы считаем, что это инициатива хорошая, историческая, памятные места надо сохранять. Тем более в памяти омичей это место так и называлось», - пояснила руководитель управления по делам национальной политики, религии и общественных объединений Марина Штергер.
Ученый-этнограф Шолпан Ахметова занимается изучением истории аула Каржас 20 лет. Первое большое оседлое казахское поселение здесь появилось после окончательной победы над джунгарами. Об этом свидетельствуют старинные карты начала 18 века.
«Вон там, в низине, старый аул Каржас находился. Там, где коттеджи построили - там стояли юрты. За этими коттеджами были цеха судоремонтного завода. Это место было летовкой - Каржас Акша. А их зимовки были где-то в Семипалатинской области, и в Павлодарской области в районе Баянаула, там, кстати, и жил Акша», - рассказала доктор исторических наук Шолпан Ахметова.
Одна из легенд звучит: «казахи обитают здесь с тех времен, когда верблюд, стоя на одном берегу Иртыша, щипал траву на другом берегу». Старое кладбище почти полностью разрушилось. А ученые нашли тут немало следов средневековья и даже железного века. Но археологические раскопки ни разу не проводились.
«Здесь археологизированы остатки старых и древних могил. Как мы изучали с археологом ОМГУ Ириной Васильевной Таупека, эти остатки являются ничем иным, как насыпями, которые были получены в ходе осыпания дерновых кирпичей, сделанных надмогильных сооружений. Это уже говорит, что кладбище очень старое. Здесь были могилки детские, на которых стояли детские колыбели, кроватки - это языческий обряд, которые жители аула Каржас донесли и продолжали использовать этот обычай, сохранили в советские годы», -продолжила доктор исторических наук Шолпан Ахметова.
Аксакалов остается все меньше и меньше. Но Гульсум-апай успела записать на бумагу одну старинную песню. В ней рассказывается, как дружно жили здесь различные казахские рода.
«Теперь осталось за малым – не дать этому месту стать пустырем, таким образом, я считаю, историческая память нашего Омска многонационального увековечиться», - говорит писательница Айгуль Бескемпирова.
Больше 500 лет назад в этих краях насчитывалось несколько крупных аулов. Но после репрессий и раскулачивания баев они почти опустели. Один из сохранившихся сейчас – это аул Кошкарбай. А если проехаться по округе, то среди березовых колок можно наткнуться на руины старых домов, или старинные кладбища с полумесяцами. Современные омские казахи хорошо помнят свою историю, чтят и передают из поколения поколению.
«Сейчас можно только спасти остаток этого кладбища, желательно бы всю эту территорию кладбища огородить, чтобы по нему не ходили люди. Или просто благоустроить, пусть сделают дорожки, поставят памятник. Все-таки – это археологический памятник. Это кладбище может стать еще одним историческим мемориальным памятником Омска, тем более, по-моему, это единственный памятник – ровесник городу Омску», - заключила доктор исторических наук Шолпан Ахметова.
Общественники и видные ученые уже занимаются этим вопросом, готовят обращение в администрацию региона, а заодно просят обратить внимание на объект опытных исследователей средневековья из Казахстана.