Ермухамет Ертысбаев: В Кыргызстане не изучали опыт Казахстана, а зря
Государственный деятель проанализировал особенности парламентских выборов в Кыргызстане
4 октября граждане Кыргызстана проголосуют за политические партии, которые сформируют новый парламент страны. Среди претендентов – 16 партий. Государственный деятель, экс-советник Президента РК Ермухамет Ертысбаев специально для Azattyq Rýhy проанализировал особенности парламентских выборов в соседней стране.
Бремя выбора
Кыргызстан самая близкая нам братская страна, и я очень внимательно слежу за тем, что в ней происходит. Смотрите, в позапрошлом году в Социал-демократической партии, а это была партия Атамбаева и Жээнбекова, произошел раскол, и к большому сожалению президент Кыргызстана Жээнбеков сейчас выходит в эти парламентские выборы без своей достаточно сильной политической силы. Это очень плохо. 16 политических партий участвуют – это тоже очень плохо. Это очень большой разброс через призму политического плюрализма – определиться кыргызскому электорату достаточно сложно. Причем, половина из этих 16 партий вообще впервые участвуют в парламентских выборах. Нас, казахстанцев, очень много критиковали и внутри страны, оппозиция, что власть очень жестко контролирует политический процесс. А вот в Кыргызстане демократии выше крыши. И в итоге по всем соцопросам 75-80% электората не определились. Послезавтра выборы, а они до сих пор не определились, за кого голосовать. Представьте, в период пандемии, когда социально-экономический кризис во всем мире, получить аморфный парламент, в котором не будет сильной пропрезидентской, проправительственной политической партии… Это усугубит кризис, на мой взгляд. Во всяком случае, первые впечатления у меня очень тревожные. Я, как гражданин Казахстана, относясь очень тепло и дружественно к Кыргызстану, очень хотел бы, чтобы они избежали негативного развития событий. Но еще раз повторюсь, они получат парламент, раздробленный в политических предпочтениях, а, согласитесь, из 16 партий очень сложно определиться, да еще и когда отсутствует сильная партия центристского плана, которая бы поддерживала главу государства.
Предвыборная кампания
У меня есть инсайдерская информация, много источников, в том числе и из Кыргызстана. У меня там много друзей, с которыми я еще в Московском университете учился, в аспирантуре. Они мне говорят, что подавляющее большинство из этих 16 партий курируют кыргызские олигархи, богатые люди, и они превратили это в некий семейный бизнес. Я понимаю, дети чиновников и у нас в Казахстане идут на государственную службу, но, чтобы во время электорального процесса возникли династийные политические партии... То есть во многих из них присутствуют дети и родственники тех депутатов, которые по 15-20 лет присутствовали в парламенте. И эта картина стала явственной такой, зримой в Кыргызстане. Поэтому в борьбе между партиями, кланами давление на ЦИК становится неизбежно. Те, кто имеют рычаги во власти, сначала регистрируют партию, потом снимают. Возникают скандалы, которые сотрясают политическое поле Кыргызстана.
Знаете, хорошо, если бы это была одна семья Матраимовых, но это полтора-два десятка, которые с криминалом связаны, на которых очень много компромата существует в интернет-пространстве. Тем не менее, они очень активно участвуют. У нас в Казахстане это вообще недопустимо, и на предыдущим выборах, и на предстоящих. Мы очень щепетильно подходили. Все, кто имел проблемы с законом, они близко даже не допускались к выборам.
Я посмотрел, что 1 912 кандидатов в однопалатный парламент, из них 221 человек были судимы. У них погашена судимость. 19 находятся в судебном процессе. Еще несколько десятков людей имеют различные проблемы в криминальном плане.
Это не демократия, это разложение демократии. Не имеет значения, по звонку или через призму коррупции действует ЦИК. Самое главное, мы видим, что политсистема неустойчива.
Поклон Путину
Встреча Жээнбекова и Путина. Я самым внимательным образом посмотрел, что было выложено в интернете. Поддержки искал президент Жээнбеков, и он ее получил от Путина. Это очень хорошо. Россия всегда очень тепло и дружественно относилась к Кыргызстану.
Президент Жээнбеков поблагодарил Путина за кредитную поддержку. 100 млн долларов – это очень существенно для Кыргызстана, как, например, для Беларуси 1,5 млрд долларов, которые Лукашенко тоже на рабочей встрече с Путиным получил. Россия оказывает существенную поддержку. Более того, Путин сказал, мы поддержим действующего главу государства, действующую власть. Это, конечно, услышала вся элита Кыргызстана.
Жээнбеков вынужден был в отсутствии своей сильной политической партии ехать на встречу с Путиным и искать внешней поддержки. Так же как Лукашенко был вынужден делать основной упор на внешней поддержке. Конечно, и Казахстан мог оказать внешнюю поддержку. Но мы помним случай с экс-президентом Атамбаевым, кандидатом в президенты Бабановым, который приезжал в Казахстан. Вы помните, какой скандал возник. Мы может быть тоже сделали какие-то выводы из этого. И, слушайте, мы в этот год дважды зашли в Национальный фонд и очень большие деньги взяли в период пандемии. Нефть страшно упала в цене.
Опыт Казахстана
Мы сделали очень большое дело в 2007 году, когда партия «Отан», возглавляемая Нурсултаном Назарбаевым, гражданская партия, аграрная партия и партия «Асар» пошли на объединение. 4 самых ведущих партий объединились в «Nur Otan». Партия стала мощно доминировать в Мажилисе и в Сенате, во всех местных органах власти. Я считаю, что это было очень большое благо для нашей страны. Мы избежали всего того, что сейчас перечисляем как негативное на примере Кыргызстана. Мы четверть века шли по той формуле, которую Назарбаев в свое время обозначил – сначала экономика, потом политика. Вот сейчас у нас началась политика. Она на первом месте идет. Праймериз, которые проходят сейчас в нашей стране, вызвали очень большой ажиотаж не только среди партийцев. И это блестящее тому подтверждение. А в Кыргызстане очень долго шли – сначала политика, потом экономика. И сейчас через призму сопоставительного анализа на примере Кыргызстана и Казахстана мы видим две совершенно разные картинки.
Мы правильно выстроили стратегический путь в середине 90-х годов в политическом плане, сделав основной упор исключительно на реформы. Конечно, многие оппозиционно настроенные критики могут сказать в мой адрес: у нас есть нефть, газ, цветные металлы, несопоставимые с Кыргызстаном. Тем не менее, я могу привести множество примеров во всемирной истории, даже в СНГ, когда небольшие страны, не имея стольких ресурсов, добились существенных успехов в рыночных преобразованиях. Все-таки я глубоко убежден, что большие стратегические ошибки наши братья кыргызы совершают. Я их обозначил выше. Мало они изучали наш казахстанский опыт. Потому что сильная политическая президентская партия центристского плана, которая объединяет всю государственную политэлиту, крупный и средний бизнес, НПО, патриотов страны очень важна при проведении реформ. Этого нет в Кыргызстане.
Поэтому, я даже не знаю, чем завершатся выборы послезавтра в Кыргызстане. Но желаю от всей души сделать братскому народу выбор, проголосовать сердцем, как у нас на праймериз.
Праймериз
Скажу коротко: это мощное средство оздоровления партии. «Nur Otan» за три месяца до выборов в парламент предстал в совершенно новом свете. То есть это совершенно новая политическая партия. В августе прошлого года Нурсултан Назарбаев, когда он уже не был главой государства, и он понимал, что административные методы ушли на задний план. Нужно исключительно идеологическими, политическими методами действовать. Он уже тогда обозначил, что будем действовать через праймериз, через праймериз новые кадровые вливания произойдут из других социальных страт. Если сделаем сравнение праймериз с кыргызскими выборами, представляете, у нас 216 региональных программ, причем очень четко выверенные. Поскольку «Nur Otan» - это партия власти, то она может себе позволить не фантазировать, как это кыргызские кандидаты делают, обещая за каждого новорожденного в тенговом эквиваленте 270 тыс. тенге. Ясно же, что это популизм чистейшей воды. Ведь никто не указывает, из каких средств, источников брать эти деньги и так далее. А у партии «Nur Otan» все просчитано, ничего лишнего нет. Поэтому ажиотаж гигантский в рамках праймериз. Представьте, в первый час одномоментно 50 тыс. человек заходили на сайт праймериз. Потом 80 тыс. А когда 120 тыс. одномоментно зашли, уже система не выдержала. Система безопасности партии подумала, что это какие-то DDoS-атаки пошли. То есть на самом деле, каждый голос учтен, все подсчитывают.
Я думаю, за 3 месяца «Nur Otan» мало того, что обновился, он еще такую интригу задал, которая будет в январе-месяце, когда состоятся парламентские выборы. Уже сейчас могу сказать, что праймериз состоялись.
Я вижу по первому дню голосования на праймериз отчетливо, что пришли новые люди. Раньше партия «Nur Otan» была партией одного лидера – Елбасы. Теперь к нему примкнули региональные лидеры, совершенно новые имена. Я надеюсь, что они попадут в партийный список и будут участвовать в будущей парламентской избирательной кампании.