Усилить поддержку детей с особыми потребностями предложила депутат Мажилиса
Только 80% зарегистрированных детей охвачены коррекционными мерами

Депутат Мажилиса, член фракции партии «AMANAT» Наталья Дементьева обратила внимание правительства на пробелы в обеспечении реабилитации и образования для детей с особыми потребностями, несмотря на озвученные ранее поручения главы государства, передает Azattyq Ryhy.
«Напомним, на IV заседании Национального курултая в Бурабае президент страны Касым-Жомарт Токаев особо подчеркнул важность развития инклюзивного образования. В каждом областном центре необходимо создать центры реабилитации и развития детей с аутизмом. В Казахстане каждый ребенок с особыми потребностями должен иметь возможность получить полноценное образование, отметил президент. Однако ситуация на местах вызывает беспокойство. По данным Министерства просвещения, в стране действуют 394 организации, 227 кабинетов психолого-педагогической коррекции и 10 специализированных аутистических центров. Тем не менее, этого недостаточно, особенно в регионах», - заявила Наталья Дементьева, озвучивая депутатский запрос на имя заместителя премьер-министра РК Ермека Кошербаева на пленарном заседании Мажилиса в среду.
Очередь в коррекционные кабинеты растягивается на три месяца и более, продолжила она.
«Это недопустимо, когда речь идет о детях, нуждающихся в постоянной и своевременной поддержке. Согласно отчету ПМПК за 2024 год, 80% зарегистрированных детей охвачены коррекционными мерами. Но остается открытым вопрос: что с оставшимися 20% и какова ситуация в сельских районах? Женское крыло партии напоминает, что с 2021 года в Казахстане действует закон об инклюзии, который предоставляет местным исполнительным органам возможность размещать государственный заказ на оказание специальной поддержки. Однако на практике далеко не все акиматы воспользовались этим правом. На сегодняшний день охвачено лишь чуть более 3 тыс. детей, при этом в некоторых регионах - считанные десятки», - добавила мажилисвумен.
Еще одна проблема, по ее словам, недостаточное регулирование труда педагогов-ассистентов, которые играют ключевую роль в сопровождении детей с аутизмом и ментальными расстройствами в школах.
«Отсутствие четких норм по оплате, нагрузке и отпуску делает эту профессию малопривлекательной, а текучесть кадров - высокой», - подчеркнула она.
В связи с этим депутаты предложили правительству:
- обязать акиматы своевременно размещать государственный заказ на психолого-педагогическую поддержку и обеспечить мониторинг исполнения;
- ввести штатные единицы педагогов-ассистентов в дошкольные учреждения;
- расширить перечень педагогических специальностей, включив в него поведенческого аналитика, наряду с дефектологами, логопедами и другими специалистами.