Чтобы госорганы обратили внимание на проблемы, казахстанцы обращаются к соцсетям – депутаты
Мажилисмены просят взять на особый контроль работу с обращениями граждан

Депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции «AMANAT» Юлия Кучинская от имени членов фракции обратилась с депутатским запросом о рассмотрении обращений граждан надзорными, центральными государственными и местными исполнительными органами к премьер-министру РК Олжасу Бектенову, генеральному прокурору РК Берику Асылову и председателю Верховного суда РК Асламбеку Мергалиеву, передает Azattyq Rýhy.
«Поводом нашего депутатского запроса стала складывающаяся практика работы центральных государственных органов с обращениями граждан. Как известно, с 2019 года по поручению главы государства в Казахстане реализуется концепция «Слышащего государства». Для повышения эффективности работы с обращениями граждан даже был запущен единый ресурс eOtinish.
Однако, как показывает практика, для того, чтобы государственные органы обратили внимание на проблемы заявителей, надо поднимать волну негатива в социальных сетях. Тогда государственные органы не только слышат, но и готовы решать проблемы. В результате сегодня социальные сети замещают официальные каналы обращений граждан и становятся чуть ли не единственной возможностью достучаться до «небес», – сказала Юлия Кучинская, озвучивая депутатский запрос на пленарном заседании Мажилиса в среду.
По ее словам, на протяжении двух лет к депутатам приходят обращения граждан, и, как показывает практика, большую часть проблем можно было решить на местах, не заставляя граждан писать письма в вышестоящие инстанции.
«Тем не менее, граждане вынуждены обращаться во всевозможные государственные структуры в надежде, что хоть где-нибудь письмо попадет в руки неравнодушного служащего, и замкнутый круг отписок прервется. Но чаще всего ситуация складывается иная, и все десятки писем снова спускаются к тому, на кого поступила жалоба или кто до этого вопрос не решил. И письма направляются не для предоставления информации в вышестоящий орган и последующего разбирательства, а для ответа заявителю», – отметила депутат.
Юлия Кучинская привела данные Комитета по правовой статистики и специальным учетам, согласно которым только за январь 2025 года в адрес государственных органов поступили свыше 400 тысяч обращений.
«Четверть из них были перенаправлены в другие структуры. Лидеры по перенаправлению обращений граждан – Аппарат правительства – 99,8%, Генеральная прокуратура – 71%, Агентство по противодействию коррупции – 67% обращений просто перенаправляют в другие государственные органы. Министерства просвещения, здравоохранения перенаправляют практически каждое второе обращение в нижестоящие инстанции. Такие же тенденции в работе с жалобами граждан.
В Общественную приемную Мажилиса Парламента в основном обращаются те, кто не смог найти решение своих проблем. Заявители отмечают, что их многочисленные попытки попасть на прием в Генеральную прокуратуру, к министрам превращаются в целый квест с препятствиями. Приемы отменяются, откладываются, переносятся и в итоге к заявителю выходит эксперт, у которого нет полномочий решить проблему», – обратила внимание она.
Из опыта работы депутаты неоднократно сталкивались с ситуацией, когда письмо заявителя с жалобой на действия сотрудников нижестоящих структур прокуратуры было перенаправлено Генеральной прокуратурой для подготовки ответа тем, же на кого поступила жалоба.
«Просьбы о выражении протеста прокуратуры рассматриваются в редких случаях. Заявители, не согласные с решением судебных инстанций, жалуются на отсутствие прозрачности в деятельности судов. Например, отказы в кассации приходят без обоснования причин и представления результатов проверки. Долгое ожидание решений по запросам. Попасть на прием к членам Верховного суда практически невозможно. Подобная практика приводит к девальвации официальных каналов обращений граждан, снижает уровень доверия к государственным органам и повышает уровень социальной напряженности в обществе. Решение проблем по принципу «тушения пожара» в социальной сети, минуя официальные каналы обращений граждан, формирует нездоровую ситуацию и обманчивое чувство благополучия в обществе и эффективности государственных органов в решении проблем», – заявила Юлия Кучинская.
В связи с вышеизложенным депутаты от фракции партии «AMANAT» считают необходимым:
- взять на особый контроль работу с обращениями граждан;
- включить в систему оценки должностных лиц показатели работы с обращениями граждан с учетом возврата заявителя;
- минимизировать возможности для перенаправления обращения заявителя, в случае фиксации его раннего сообщения в нижестоящие инстанции и наличии ответа;
- провести анализ качества предоставляемых ответов, в том числе по заявлениям граждан, не согласных с решением суда.