$ 525.11  546.74  4.88
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.

Большие затраты и закрытие бизнеса: предприниматели выступают против маркировки товаров в Казахстане

Они озвучили свою позицию на пресс-конференции

Большие затраты и закрытие бизнеса: предприниматели выступают против маркировки товаров в Казахстане
Фото markirovka.ismet.kz

Владельцы бизнеса совместно с представителями Альянса ассоциаций пищевой индустрии и агропромышленного комплекса провели пресс-конференцию на которой привели свои аргументы против внедрения ускоренной маркировки товаров, передает Azattyq Rýhy.

Отметим, маркировка представляет собой нанесение специальной метки на товар, который позволит потребителям узнать информацию о производителе. Также метка содержит серийный код и код защиты от взлома. В Министерстве финансов заявили, что маркировка обеспечит защиту населения от поддельной продукции и снизит теневой оборот товаров. 

Однако, на сегодняшней пресс-конференции владельцы бизнеса единогласно заявили: маркировка не поможет в борьбе с теневой экономикой. 

По словам одного из спикеров профильные госорганы и бизнес оперируют разными оценками нелегального оборота в сфере пищевой промышленности, агропромышленного комплекса и МСБ. 

«Хочу подчеркнуть, что на сегодня отсутствует единая объективная методика по теневому обороту и это приводит к неверным оценкам и решениям со стороны профильных госорганов. Как показали итоги пилотных проектов оператора АО «Казахтелеком», маркировка «DataMatrix» является сложной, дорогой в обслуживании и не достигает заявленных целей», - заявила представитель Ассоциации микро-, малого бизнеса и торговли Марина Бошель.

Отметим, что в 2020 году в Казахстане начали вводить пилотные проекты по маркировке товаров. Первыми под маркировку попали табачные изделия, ряд лекарств, одежда. Спустя время список товаров расширился. Единым оператором маркировки выступает АО «Казахтелеком». Компания отвечает за вычислительную инфраструктуру, обеспечивает генерацию и эмиссию двумерного кода Data Matrix, который наносится на каждую единицу товара. 

Исполнительный директор ОЮЛ «Ассоциация прямых продаж Казахстана» Анастасия Калашникова подчеркнула, что нужно использовать доступные инструменты:

«Если сейчас внедрить качественную аналитику в уже имеющиеся бесплатные электронные инструменты, то можно обеспечивать полную прослеживаемость товара до точки реализации, хотим ли мы за большие деньги получать дополнительную информацию о том, какой именно товар отправился данному потребителю остается вопросом».

Она считает, что государственные органы действуют непоследовательно. Вместо устранения причин проблемы, работы над ошибками с уже введенными системами учета, вводятся новые методы контроля. 

На пресс-конференции спикерами был приведен важный аргумент против ускорения маркировки товаров: в стране нет соответствующих технологических возможностей для этого.

«Как показали итоги пилотных проектов, в Казахстане отсутствуют технологические возможности, а именно отсутствует соответствующее оборудование для маркировки внутри страны, отсутствуют соответствующие типографии, что сказывается на сроках поставки стикеров с топовых типографий России, при этом даже у таких типографий имеется брак, необходимо привлекать зарубежных интеграторов для наладки и сопровождения систем на производстве в связи с отсутствием квалифицированных интеграторов внутри страны», - заявила президент Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков Алия Мамытбаева. 

Также, по ее словам, маркировка приведет к необоснованным огромным затратам и снижению операционной эффективности добросовестных участников рынка.

«К примеру, стоимость одной линии для маркировки пищевой продукции в зависимости от ее производительности и конфигурации составляет от 20 до 60 млн. тенге.  Если учесть количество производственных линий на производстве, от 2 до 12, то расходы приравниваются к открытию нового производства. Производительность линий в процессе маркировки упадет в среднем от 30% до 50 %. Стоит отметить, что производители уже работают в эффективно работающей системе прослеживаемости (ЭСФ, виртуальный склад), где видны все движения товаров. То есть введение обязательной маркировки в отношении сахаросодержащих напитков и бутилированной воды не оправданы ни с экономической, ни с операционной точки зрения», - считает Алия Мамытбаева.

Она привела в пример опыт российских компаний, производящих бутилированную воду, которые из-за невозможности внедрения маркировки уже закрыли свой бизнес более 60% микро-предприятий, а при опросе участников рынка еще более 20% опрошенных заявили о вероятном закрытии бизнеса. 

Коллег поддержал и председатель Республиканской ассоциации потребителей Казахстана Жаслан Айтмаганбетов. Он заявил, что не видит в маркировке ни дополнительных выгод для потребителей, так как нет новой информации о товаре в QR-коде, ни дополнительной гарантии качества и безопасности для товара, так как эти свойства можно проверить только в лаборатории. 

Владельцы бизнеса совместно с представителями Альянса ассоциаций пищевой индустрии и агропромышленного комплекса обратились к президенту Казахстана за помощью и отмечают, что проблему нелегального оборота в малом бизнесе сможет кардинально решить только новый Налоговый кодекс, который должен быть принят в 2026 году и новые инструменты для МСБ, заложенные в нем.

Организаторы пресс-конференции просят вступить с ними в диалог с привлечением профильных госорганов, а также утвердить добровольный формат маркировки, для возможности экспорта продукции на рынки, где существует требование о наличии маркировки. Также бизнес просит главу государства приостановить принятие решений о внедрении маркировки для новых товарных групп до вступления в силу нового Налогового кодекса и получения его первых результатов работы.

Новости партнеров