Систему государственного планирования обсудили на заседании совета партии «AMANAT»
Она была принята постановлением Правительства от 29 апреля 2024 года
Систему государственного планирования в Республике Казахстан, в том числе внесенные изменения в 2024 году, обсудили на заседании Республиканского совета по вопросам экономики, цифровизации и развития инноваций при партии «AMANAT», передает Azattyq Rýhy.
«Система государственного планирования была кардинально пересмотрена, буквально месяц назад вступил в силу новый регуляторный документ. При этом сегодня в Мажилисе находятся такие стратегические документы, как Бюджетный кодекс. Большой пакет изменений инициировало Министерство национальной экономики в части административной реформы. Меняются подходы к системе государственного управления и местного самоуправления. Постоянно идет процесс совершенствования законодательства, который непосредственно связан с системой государственного планирования. Каждый год депутаты рассматривают проект Республиканского бюджта. Сегодня мы обсуждаем данный вопрос для того, чтобы законодатели и управленцы своевременно, что называется, «сверяли часы», – сказала Екатерина Смышляева.
По ее словам, реализация некоторых законов идет вразрез с положениями тех документов, которые определяют государственный стратегический план. Основная задача обсуждения заключается в исправлении системных вопросов, связанных с улучшением систем государственного планирования.
Так, в реализацию пункта 100 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2023 года «Экономический курс Справедливого Казахстана» в соответствии с одобренными подходами Администрации Президента РК принята новая Система государственного планирования, утвержденная постановлением Правительства РК от 29 апреля 2024 года № 350.
Постановлением предусмотрен переход к двухуровневой структуре Системы на основе принципа «целеполагание – формирование стратегических целей – реализация». Новая Система, основываясь на долгосрочных документах развития страны, представлена стратегическими документами – Национальный план развития (НПР) и Стратегия нацбезопасности Казахстана. А также реализационными документами – планами развития госорганов, регионов и национальных компаний.
Согласно новой структуре, обеспечивается оптимизация количества разрабатываемых документов. В частности, из Системы исключаются Общенациональные приоритеты и План территориального развития с интеграцией их положений в проект НПР. Вне Системы выводятся концепции, нацпроекты, доктрины, комплексные планы по вопросам развития отраслей, Национальный инфраструктурный план.
«Принятые на момент утверждения Системы концепции и нацпроекты действуют до полного исполнения, комплексные планы регионов интегрируются в их планы развития. Таким образом, фокус обновленной системы направлен на гармонизацию стратегического и бюджетного планирования через усиление планов развития как базовых для бюджетного процесса документов», – сообщил вице-министр национальной экономики РК Бауыржан Кудайбергенов.
Он добавил, что непосредственная реализация и достижение постановленных стратегических целей и задач, в том числе установленных в рамках принятых концепций, нацпроектов, а также исполнение текущего функционала будет осуществляться посредством реализации планов развития. Их формат будет утвержден на уровне приказа МНЭ по согласованию с АСПР и обеспечит приоритизацию мероприятий и проектов через их взаимоувязку с бюджетным процессом и реальными ресурсами.
Кроме того, новой системой пересмотрен подход к декомпозиции индикаторов. По вертикали ключевые национальные индикаторы, устанавливаемые НПР по стратегическим направлениям, декомпозируются госорганами, регионами и национальными компаниями в конкретные задачи, а целевые индикаторы и мероприятия в планы развития.
По словам вице-министра, в рамках горизонтальной декомпозиции для обеспечения согласованности и повышения качества реализационных документов определение целевых индикаторов и мероприятий будет осуществляться под координацией МНЭ по трехэтапному формату.
Первый этап состоит из формирования госорганами целевых индикаторов, механизмов реализации, потребностей в ресурсах и возможных источниках их привлечения, исполнителей, а также сроков и этапов реализации. Во втором этапе ожидается обеспечение в рамках совместных рабочих групп синхронности индикаторов с документами развития смежных отраслей, относящихся к компетенции других госорганов. А в заключительном этапе будет их обсуждение с экспертами и представителями бизнеса.
В результате чего будет предусмотрена ресурсная обеспеченность и усилится взаимосвязь со смежными отраслями по стратегически приоритетным отраслям экономики, обозначенным в НПР.
Также, по данным вице-министра, в рамках дебюрократизации оптимизирован процесс мониторинга за счет оценки реализации только НПР, что обеспечивает сокращение видов и количества отчетности, повышая эффективность самого процесса.
«Сроки и порядок проведения мониторинга, предоставления отчетности будут скорреспондированы с бюджетным процессом и сроками формирования статистических данных на уровне методологии системы. Параллельно будет проводиться цифровизация системы, что позволит систематизировать все показатели документов и своевременно выявлять причинно-следственные связи по их достижению. В результате количество документов обновленной системы сократится в два раза», – отметил Бауыржан Кудайбергенов.
Мадимит Чулембаев