«Необходимо обеспечить баланс»: политолог – о пути Казахстана к транзитному лидерству в Евразии
Один из ключевых проектов в этом направлении – Транскаспийский Международный Транспортный Маршрут
Главный эксперт Отдела анализа экономической политики Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Ерлан Жакупов высказался о поставленной Президентом на расширенном заседании Правительства стратегической задаче - сделать Казахстан полноценным транспортно-логистическим центром и транзитным хабом Евразии, передает Azattyq Rýhy.
«Один из ключевых проектов в этом направлении - Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) или «Средний коридор». Этот мультимодальный транспортный маршрут, соединяющий Китай и страны Европейского союза, привлекает все больше внимания», - считает Ерлан Жакупов.
Благоприятное географическое положение Казахстана вдоль маршрута ТМТМ создает условия для активных инвестиций в его развитие.
«Объемы перевозок по этому коридору выросли вдвое по сравнению с предыдущим годом, достигнув 2,5 миллиона тонн. Экспорт казахстанской продукции по ТМТМ увеличился втрое, что свидетельствует о заинтересованности европейских компаний в этом маршруте», - сказал он.
Между 3 странами (Казахстан, Азербайджан и Грузия) создана новая компания Middle Corridor Multimodal Ltd. на базе Международного финансового центра «Астана». В рамках совместной работы компания позволит предоставлять услуги по принципу «одного окна».
Согласно оценкам Всемирного банка, есть потенциал увеличения грузооборота Среднего коридора до 11 млн тонн к 2030 году.
«Для достижения этого результата необходимы упрощение процессов и процедур, особенно при пересечении границ, устранение так называемых «узких мест», цифровизация и улучшение инфраструктуры», - добавил Ерлан Жакупов.
В целом развитие Среднего коридора принято рассматривать в основном в контексте торговли Китая с ЕС, но также существует потенциал маршрута в восточном направлении.
Важно отметить, что получение финансовой поддержки от Европейского союза в размере 10 млрд евро на развитие Транскаспийского маршрута представляет значительные возможности для роста транзитного потенциала Казахстана. Это может стать стимулом для ускоренного развития инфраструктуры и повышения конкурентоспособности страны как транзитного хаба.
«Однако при увеличении транзитного объема важно учитывать интересы отечественных экспортеров. Необходимо обеспечить баланс между транзитными грузопотоками и потребностями местных экспортеров, чтобы рост транзита не сказывался отрицательно на их деятельности», - заключил он.