«Работаем на свой страх и риск»: кто охраняет леса
Мы начинаем цикл материалов о лесниках, которые, порой, рискуя жизнью сохраняют зеленый фонд Казахстана
Леса в Казахстане занимают всего 4,6 % территории страны. Задача государства – сохранить и приумножить это природное богатство для будущих поколений. Павлодарское Прииртышье относится к одному из самых зеленых регионов страны. Здесь находятся ленточный бор и Баянаульский национальный парк, которые напрямую подчиняются Комитету лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии. А вот пойма Иртыша, березовые, осиновые колки и лесополосы – в зоне ответственности управления недропользования, окружающей среды и водных ресурсов. Мы объездили несколько районов Павлодарской области, встретились и лучше узнали об особенностях работы наших стражей леса. У многих профессия передается из поколения в поколение, то есть беречь и защищать родные просторы от пожаров, браконьеров и черных лесорубов у этих людей, можно сказать, заложено в генах, передает Azattyq Rýhy.
РИСКУЯ ЖИЗНЬЮ
Первый населенный пункт, куда мы отправились, – село Каратогай, что всего в паре километрах от Иртыша. За порядком на местной пойме следят Биаспан Бучекеев и Сергей Моисеев. Оба родились и выросли в этих местах, один по национальности балкарец, другой – чуваш. Каждый день, несмотря на выходной или праздник, время года или погодные условия, они патрулируют вверенные им участки. Общая площадь Ямышевского лесхоза, в котором трудятся напарники, – больше семи тысяч гектаров. Два друга почти ровесники и настоящие патриоты родной земли. А их лесхоз называют самым интернациональным в регионе.
«Иногда устанавливаем скрытые фотоловушки для фиксирования и учета дичи. Здесь есть места их скопления, где они останавливаются на отдых. А еще есть постоянные тропы, через которые косули или кабаны переходят с одной стороны сопок на другую и идут на пастбище. Днем животные прячутся в камышах. Мне наше учреждение выделило снегоход, поэтому зимой охранять лес стало намного легче», – совершая обход угодий, рассказывает 39-летний Биаспан Бучекеев.
Гуляя по лесу или сидя дома за просмотром фильмов о дикой природе, многие из нас вряд ли даже задумываются, насколько сложен труд тех людей, которые охраняют наши зеленые оазисы и оберегают покой их обитателей. Между тем профессия лесника – одна из самых опасных, сопряженная с ежедневным риском для жизни и здоровья человека. Ведь неизвестно, кто может заглянуть в лес, какие у него намерения, и чего можно ждать от таких незваных гостей.
«Всякое случается: пожары регулярно бывают, выезжаем, тушим, встречаются и любители пострелять в заповедных местах. Но мы осознанно пошли работать, а кто еще будет охранять нашу природу, если не мы сами?», – задается вопросом напарник Биаспана, лесник-инспектор Сергей Моисеев.
Пока ездили по пойме, о многом успели поговорить по душам. Оказывается, Сергей с детства мечтал стать артистом театра и кино. Думал после школы поехать в Алматы и поступить в знаменитый университет имени Жургенева. Но судьба распорядилась по-своему: его отец много лет страдал неизлечимой генетической патологией и был прикован к инвалидной коляске. Молодому человеку пришлось остаться в родном селе. А когда отца не стало, вся ответственность за семью и заботу о родных легла на его плечи. Парень занялся развитием личного подворья и капитально отремонтировал родительский дом.
«Своим сыном я горжусь, ведь он, считай, не видел детства: всю жизнь был в работе. В лесу он как свой – знает все ходы и выходы там. В прошлом году столько пожаров было, и на пойме, и в подсадках, без конца ездили и тушили. Особенно часто горели луга, и они ведь даже домой не приезжали, ночами тушили. И мы сами тоже стараемся охранять лес: смотрим, если вдруг дым, сразу им звоним. Сердце матери, конечно, болит, оно всегда болит. На то она и мать. Переживаем и ждем дома с хорошими новостями. Сын у меня вырос смелым, добрым и порядочным, и все друзья по лесхозу у него такие же хорошие и надежные ребята», – с гордостью отмечает мама Сергея, пенсионерка Татьяна Моисеева.
Кстати, семья у Сергея тоже интернациональная. Мама его жены – цыганка, а папа – украинец. Одним словом, очень интересная, большая и дружная семья.
«Делаем все по мере возможности, а как иначе? Браконьеры пытаются охотиться, конечно, едут с оружием за дичью, а мы без ничего, нам это запрещено. Так что все возможно, на страх и риск. Буквально было месяц назад, когда при патрулировании заметили снегоход. А там человек в обмундировании, лицо прикрыто, а в прицепе – две косули. Гнались за ним, сигнал подавали, чтобы остановился. И ты не знаешь, вдруг он выстрелит в нас. Но мы все равно, как можем, работаем. Тут уже и обязанность твоя перед государством, и дело чести, чтобы другим неповадно было гонять по лесу и безнаказанно убивать животных», – привел свежий пример погони за браконьерами Сергей Моисеев.
Протяженность Иртыша в регионе – 720 километров. В 90-х годах прошлого столетия не раз говорилось о том, чтобы придать пойме статус резервата, улучшить финансирование и техническую поддержку лесников и егерей. Но со временем об этом многие забыли, хотя проблема остается актуальной.
«У поймы участки очень сложные, нужна специальная вездеходная техника на случаи возгораний. Огонь – самый страшный враг, ничего не щадит. Вот хорошо бы иметь малолесопожарные комплексы на базе автомашины УАЗ, и было бы неплохо все упорядочить, пойму за одним хозяином закрепить. Иначе у нас получается, что луга распределены между разными фермерами, а случись что, спросить не с кого. Добровольные пожарные бригады и дружины нужны, надо как-то через акимат больше их формировать, закупать спецтехнику. Особенно, когда разлив Иртыша – очень трудно попасть на некоторые участки, не говоря уже об островах. Туда только на лодках, но сначала нужно хотя бы до берега реки проехать, прежде чем ее переплыть», – делится наболевшим руководитель Ямышевского лесничества Михаил Новиков.
ГЛАВНОЕ – НЕ БОЯТЬСЯ ТРУДНОСТЕЙ
На противоположном левом берегу реки – от Курчатова и почти до Аксу – пойму охраняют сотрудники Коктобинского лесхоза, где сохранились поистине девственные леса. Они настолько густые и красивые, как в сказке. И здесь тоже отмечается рост популяции косули. Эти грациозные животные чувствуют себя свободно и в полной безопасности, но в то же время всегда нуждаются в помощи человека.
«Зима была странная, то снег, то дождь. Все покрылось коркой льда, а это проблема. Вроде и кормовая база есть, травы разной много, но добывать пищу животным в таких условиях крайне трудно, они могут покалечиться, потому приходилось больше подкармливать», – обрисовал ситуацию егерь Коктобинского лесничества Нурлан Бильтаев.
Для Нурлан-ага устанавливать кормушки – дело привычное. Заготовкой веников тоже занимается сам.
«Когда-то раньше служил в пожарной дружине, и вот уже 10 лет как охраняю лес и его обитателей, и даже удостоверение специальное с печатью есть», – рассказывает он.
Село Кентубек, где живет егерь, небольшое, все друг другу помогают. К примеру, соседский сын – 19-летний Амир – занимается разведением лошадей и собак породы тазы. Видя, как преданно и старательно работает Нурлан, парень нередко ездит вместе с ним, чтобы покормить зверей. В будущем юноша тоже хочет стать лесником.
«Животные боятся шума моторов, и, чтобы лишний раз не пугать их, запрягаем лошадь в сани. Так мы можем попасть и на те участки, куда на технике точно не доберешься», – со знанием дела рассказывает об особенностях егерской работы Амир Кабдрашит.
Общая площадь Коктобинского лесничества – 8,5 тысячи гектаров пойменных земель: здесь и заливные луга, и живописные лесные угодья. Прошлой зимой лесники установили 15 кормушек, которые регулярно пополняли кормами и сеном.
«Животные, как и люди, очень нуждаются в разной пище, в разных ингредиентах. Потому в рационе в обязательном порядке должна быть соль. От того, насколько богато меню, зависит их здоровье и самочувствие. Появится молодое пополнение, вот стараемся, чтобы они были сыты. Веники заготавливаем в середине лета из ивы и осины, иногда и других лиственных деревьев. Помимо косуль, полакомиться ими часто приходят кабаны и зайцы», – раскрывает некоторые секреты рациона питания своих подопечных Нурлан-ага.
Во второй части материала мы расскажем, как эти герои успевают помогать еще и детям с особыми потребностями.