Перезагрузка налоговой системы страны. Как изменится жизнь казахстанцев с принятием нового Налогового кодекса
Один из главных авторов нового Налогового кодекса, член фракции партии «AMANAT» рассказал об основных нововведениях в фискальной политике

Вопрос налогов – это не просто цифры, проценты и ставки. Это фундаментальные отношения между государством, бизнесом и гражданами. Именно поэтому новая редакция Налогового кодекса Республики Казахстан стала одной из самых ожидаемых и обсуждаемых в обществе. В условиях курса на построение Справедливого Казахстана именно налоговая реформа должна стать символом открытости и равных возможностей. Налоговый кодекс – документ, от которого зависит не только экономическая стабильность, но и доверие общества к государственным институтам.
Не случайно глава государства Касым-Жомарт Токаев в своих поручениях особо подчеркивал: реформа налоговой системы не должна обернуться ухудшением условий для предпринимателей и уж тем более – для граждан. Реформа должна обеспечить баланс: облегчить администрирование, исключить лазейки для уклонения от уплаты налогов и в то же время гарантировать социальную справедливость. Именно к такому решению в ходе сложной и глубокой работы пришли депутаты Мажилиса совместно с Правительством и бизнес-сообществом. Ключевую роль в этом процессе сыграла фракция партии «AMANAT», чья рабочая группа обеспечила масштабное обсуждение и учет общественных интересов.
Как новый Налоговый кодекс станет отправной точкой для выстраивания честных и прозрачных отношений между государством, бизнесом и гражданами – в интервью Azattyq Rýhy рассказал руководитель рабочей группы, депутат Мажилиса, член фракции партии «AMANAT» Берик Бейсенгалиев.
– Берик Турсынбекович, в чем главное отличие нового Налогового кодекса от действующего?
– Новый Налоговый кодекс – это не просто поправки в действующее законодательство. Это перезагрузка всей философии налоговых отношений. Глава государства поставил четкую задачу – создать систему, в которой налоги служат обществу, а не становятся бременем. Поэтому ключевым акцентом стала реформа налогового администрирования. По сути, мы переходим к сервисной модели. Это означает сокращение отчётности на 30%, отмену плановых проверок, цифровизацию всех процедур. Взаимодействие государства с бизнесом должно стать не карательным, а партнёрским.
Важно, что эти решения рождались не в кабинетах. Рабочая группа фракции «AMANAT» обеспечила максимально открытый диалог. Мы провели 52 заседания, в том числе 8 тематических встреч с министерствами, Национальной палатой предпринимателей «Атамекен», экспертами и представителями общества. В ходе обсуждений рассмотрено порядка 5000 предложений. В рабочей группы были не только депутаты, но и представители госорганов, эксперты, общественники – всего более 300 человек. Это и есть новый подход – закон формируется вместе с обществом. С сентября по февраль мы практически рассмотрели весь Налоговый кодекс – больше 1000 страниц, 882 статьи.
Ответ на вызовы времени: как реформа решит проблему дефицита бюджета
– Почему возникла необходимость в реформе, и как она поможет решить проблему дефицита бюджета?
– Позвольте начать с небольшой исторической справки. В 2009 году ставка НДС снизилась до 12%, корпоративный подоходный налог – с 30% до 20%. В результате снижения налоговых ставок и создания многочисленных налоговых льгот и преференций в 2000-е годы сократилась динамичность налоговых доходов в бюджет и снижение их доли в ВВП страны. Особого внимания заслуживает проблема замедления динамики именно налоговых доходов государственного бюджета Казахстана. Так, налоговые доходы к ВВП достигли максимума в 2005 году и составили 27,6% ВВП. Даже в период глобального финансового кризиса 2007-2008 годов налоговые доходы государственного бюджета составили 18% ВВП. После налоговой реформы 2009 года доля налоговых доходов в бюджете резко снизилась в среднем до 13-14% ВВП. Для сравнения: в Кыргызстане доходы бюджета от поступления налогов составляют 20% к ВВП, в России – 22%. В европейских странах – Германия, Дания – доходность более 40%. Естественно, образовался дефицит бюджета порядка 10 трлн тенге. Недостача в бюджете покрывалась займами, в том числе и из Национального фонда. Активы Национального фонда, в результате регулярного его использования на покрытие растущих государственных расходов, сократились с 2014 года к настоящему периоду на 20%. И Правительство решило провести налогово-бюджетную реформу.
Так, в Казахстане 2,1 млн налогоплательщиков. Из них только 130 тыс. плательщики НДС. Это очень мало. Большинство работают в специальном налоговом режиме и платят только 3% с оборота. Задача Правительства в том, чтобы тот бизнес, который работает с бизнесом перешли в общеустановленный режим налогообложения и платили НДС, то есть увеличить количество плательщиков НДС минимум в два раза.
Основная суть новой налоговой реформы – богатые должны платить больше налогов, а население со средним и низкими доходами платит, как и прежде. Поэтому вводится прогрессивный индивидуальный подоходный налог (ИПН), налог на роскошь. Ставка ИПН для всех 10% от заработка до суммы 33,4 млн тенге в год. То есть для тех, кто получает зарплату до 2,8 млн тенге в месяц, ничего не поменяется. Если зарплата выше, то ставка ИПН будет уже 15%. Налог на дивиденды – раньше ставка была 10%. Правда, была льгота для тех, кто получает дивиденды до 30 000 МРП или где-то 118 млн тенге. Кто зарабатывает дивиденды свыше 30 000 МРП – платили 10%. Сейчас предлагается для всех ставка 5% до 230 000 МРП, это где-то 1 млрд тенге. Кто зарабатывает выше – будут платить 15%. Это в основном крупные компании – недропользователи, финансовые институты, которые ежегодно выплачивают несколько сотен миллиардов тенге дивидендов.
Повышенная ставка в размере 25% будет установлена для банковского сектора и игорного бизнеса. При этом, если банки кредитуют реальный сектор экономики, то по таким доходам будет применяться базовая ставка в 20%.
– Известно ли вам, сколько казахстанцев получают зарплату свыше 2,8 миллионов тенге?
– 26 тысяч человек по всему Казахстану зарабатывают свыше 2,8 млн тенге в месяц. В основном это работники финансовых институтов, банков, сотрудники компаний-недропользователей, вероятно, это топ-менеджеры холдингов квазигоссектора. Это точно не министры, не госслужащие и не депутаты, у них заработная плата намного ниже.
– А что изменится в жизни обычных казахстанцев?
– Если человек работает на наемной работе, для него абсолютно ничего не меняется.
– Велись ли расчеты, насколько пополнится казна с изменениями в Налоговом кодексе?
– Только повышение НДС с 12% до 16%, по расчетам правительства, даст дополнительный доход около 3 трлн тенге. Остальные изменения – налог на роскошь, усиление администрирования, прогрессивный ИПН – принесут еще 1,5-2 трлн тенге. Бюджет дополнительно получит 4,5-5 трлн тенге.
О хлебе насущном и не только
– Самый актуальный вопрос, это рост цен на продовольствие, на лекарства и так далее. Что предлагает партия «AMANAT» для решения этого вопроса?
– При обсуждении проекта нового Налогового кодекса именно наша партия настояла на сохранении и расширении льгот для социально значимых категорий. В частности, 19 социально значимых продовольственных товаров, это хлеб, картофель, мука, рис и так далее, освобождаются от НДС. Это важнейший элемент социальной справедливости. И мы надеемся, что это станет мощнейшим способом для обуздания цен.
Кроме того, партия «AMANAT» добилась полного освобождения от НДС товаров и услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, обязательного медстрахования, лечения орфанных и социально-значимых заболеваний, книг отечественного издания, услуг по изданию книг в печатном виде. В целях дополнительной поддержки сельхозтоваропроизводителей мы увеличили размер НДС, который дополнительно относится в зачет с 70% до 80%. То есть нагрузка на сельхозтоваропроизводителей будет ниже в следующем году, чем действующая нагрузка.
Также пришли к решению о поэтапном повышении акцизов на алкоголь, табак, продукты с нагреваемым табаком и ввели акциз на энергетические напитки. Это направлено на стимулирование более здорового образа жизни среди населения.
– А не ударит ли это по предпринимателям? И что в принципе изменится для бизнеса?
– Бизнес не станет заложником реформы – это наша принципиальная позиция. Глава государства ясно сказал: реформы не должны ухудшить условия для предпринимателей. Поэтому в кодексе заложены гибкие, разумные механизмы.
Правила ужесточаются только там, где это действительно необходимо. Например, взыскание налоговой задолженности, но только для крупных долгов. До 20 МРП – исключительно уведомления, свыше – меры усиливаются поэтапно.
Дополнительно снижается количество налогов (с 12 до 11), сборов (с 10 до 6), упрощается отчётность. Это позволит выполнить задачу по сокращению количества налогов и платежей более чем на 20%. Всё это создаёт удобные и понятные условия ведения бизнеса.
Государство не оставит без крыши над головой
– А как быть с тем, что НДС на жилье может повлиять на рост цен? Согласно новому налоговому кодексу, строительные компании должны платить НДС.
– Налоговая реформа не должна мешать людям приобретать жилье. Однако, как показала практика, действовавшая льгота по НДС для строительства жилья не давала нужного эффекта – цены все равно росли. Более того, это стало лазейкой для оптимизации налогов. Строительные компании всегда платили НДС, кроме как за строительство жилой недвижимости. Недавно премьер-министр обратился к крупным застройщикам, которые недоплачивали налоги за счет оптимизации. Строительные компании, по мнению правительства, привлекали к работе много ИП, ТОО, которые работают в специальном налоговом режиме (СНР) и платят только 3% с оборота. Таким образом, они оптимизировали свои НДС и КПН. И раз, льгота по жилью не привела к снижению цены на квадратные метры, то вводят НДС и с целью блокирования оптимизации налогов с использованием СНР предлагается в режиме СНР оставить только компании В2С, то есть тех, кто работает с населением (магазины у дома, парикмахерские и так далее), а все компании, которые работают в сегменте В2В должны перейти в общеустановленный режим налогообложения.
– То есть введение НДС для строительных компаний гарантирует, что застройщики не будут «дробить» свой бизнес. А есть гарантия, что жилье не подорожает? Это повлияет и на цены на жилье, хотя большинство казахстанцев до сих пор не могут обзавестись собственными квартирами.
– Согласен, нет гарантий, что жилье не подорожает. Но здесь играет роль больше психологический фактор, что НДС ввели – теперь жилье подорожает. У меня есть знакомая, она работает в магазине. И она сообщила мне, что в магазине подняли цены из-за повышения НДС. Во-первых, НДС повышают с 2026 года. Во-вторых, это не коснется торговых сетей, магазинов у дома, тех кто работает с населением, они используют режим СНР. Они не будут платить ни НДС, ни КПН, у них налог с оборота 4%. А они все равно повышают цены на свои товары. Это и есть психологический фактор.
Теперь ситуация изменится. Льготы будут отменены, но это направлено в первую очередь против схем дробления бизнеса. Честные застройщики не пострадают. Более того, государство через «Отбасы банк» запускает программы для увеличения предложения на рынке жилья. А значит, рост цен будет сдержан. Это ещё одно проявление политики Справедливого Казахстана – справедливость для всех, а не для избранных.
Борьба с коррупцией: жестко, но справедливо
– Какие меры предусмотрены для борьбы с уклонением и коррупцией в налоговой сфере?
– Новый Налоговый кодекс чктко закрывает все лазейки. Лица, допустившие налоговые нарушения, больше не смогут регистрировать новые компании. Проверки станут электронными и объективными. Плановые проверки упраздняются, а назначение внеплановых будет возможно только по итогам анализа деятельности налогоплательщика с предварительной процедурой заслушивания налогоплательщика в рамках Административного процедурно-процессуального кодекса.
Еще предложено сместить срок отсчета исковой давности с окончания налоговой проверки на начало налоговой проверки. Для субъектов малого бизнеса установлено ограничение по количеству раз приостановления налоговой проверки до 2-х. Данные меры позволят минимизировать процесс затягивания сроков проведения проверок.
Эти нормы – еще одно подтверждение нового подхода. Налоговая система становится честной и прозрачной. Это в интересах и государства, и общества.
Новый Налоговый кодекс – не просто набор статей и пунктов. Это символ новой социальной политики, ориентированной на честность, партнёрство и справедливость. Партия «AMANAT», выступившая инициатором масштабной работы над Кодексом, показала пример подлинно ответственного подхода, поставив во главу угла интересы всех граждан страны. Впереди новый этап, на котором Казахстан вместе с бизнесом и обществом вступает в эпоху честных и равноправных отношений.
– Спасибо за содержательную беседу!