Вандализм в Казахстане: как спасать культурное наследие, которое стирают с лица земли
О «черных копателях», воспитании детей и роли социальных сетей

Исторические памятники разрушаются, кладбища оскверняются, детские площадки и остановки ломают — вандализм в Казахстане принимает угрожающие масштабы. Черные копатели лишают страну археологических артефактов, а хищение металлоконструкций превращается в бизнес. Почему штрафы и камеры не останавливают нарушителей, и какие меры помогут сохранить национальное достояние? Депутат Мажилиса от партии «AMANAT» Сергей Пономарев предлагает комплексный план борьбы с этим явлением. Подробнее на Azattyq Rýhy.
Вандализм как угроза культурному наследию
Сергей Пономарев отметил, что Казахстан — это кочевая цивилизация, и уничтожение памятников истории, культуры, балбалов, древних городищ несет угрозу национальному достоянию. В Северном Казахстане, например, многие исторические объекты стираются с карт, так как на их месте начинается хозяйственная деятельность. Это ставит под угрозу свидетельства древних кочевых городищ и их культурное значение.
Одной из наиболее серьезных проблем остается деятельность так называемых «черных копателей», которые разрушают археологические памятники в поисках артефактов. В ответ на это приняты меры: ужесточены штрафы (от 50 до 160 МРП), введены исправительные работы (до 160 часов) и арест (до 140 суток) за вандализм, включая надписи и рисунки на памятниках.
«Помимо этого, молодежное крыло «Жастар Рухы» при партии «AMANAT» запускает масштабные движения среди молодежи, такие как «Таза Казақстан». Очищаются памятники, но этого недостаточно, мы видим, что этого мало», - заметил Сергей Михайлович.
Кроме того, МВД Казахстана заявило об установке 28 тысяч камер видеонаблюдения, из которых пока установлено 18 тысяч. Однако многие памятники расположены в труднодоступных местах, где установка камер затруднена. В таких случаях, по мнению Пономарева, необходимо хотя бы размещение табличек, предупреждающих о наказаниях за вандализм.
«Эти таблички, не говоря уже о камерах, есть не везде. И, если их установить, то обязательно нужно прописать, что это собственность государства, имеющая историческую ценность, она охраняется законом. В случае вандализма вас ждет соответствующее наказание. Однако подобные предупреждения, повторюсь, есть не везде. К вандализму также относится варварское отношение к общественному имуществу: когда выкорчевываются лавочки, ломаются детские площадки, лифты, остановочные комплексы. Это тоже вандализм, и за него предусмотрено достаточно жесткое наказание. Я не сторонник "штрафстана". Мы вводим штрафы не ради их количества, а для того, чтобы они мотивировали людей не совершать правонарушения. Сейчас мы активнее применяем альтернативные виды наказаний, такие как исправительные работы. Я считаю их гораздо более эффективными, чем просто штрафы. Ведь если родители заплатили штраф, подросток или девушка, совершившие правонарушение, могут этого даже не осознать. Ну, а за серьезные нарушения возможно и более строгое наказание — арест. И это люди должны понимать», - заявил депутат.
Причины вандализма
Основной причиной вандализма Пономарев называет недостаточное воспитание в семье. Он не считает школу главной ответственной за формирование моральных ценностей у молодежи, так как учителя и так перегружены бюрократией. Воспитание уважения к истории должно начинаться в семье.
«Я считаю, что родители не вправе спрашивать со школы. Они должны уважение к своим корням историческим закладывать у себя и внушать, что нельзя делать это, что это просто варварство», - заметил мажилисмен.
Здесь стоит напомнить, что в связи с этим президент Касым-Жомарт Токаев инициировал школьный курс "Глобальные компетенции", в который депутаты предложили добавить раздел о нетерпимости к вандализму.
«То, что сейчас делается, это очень важно. Но я считаю, что у нас нет взаимодействия между ведомствами, которые должны чётко осознать мероприятия по борьбе с вандализмом», - заметил депутат.
И здесь Сергей Пономарев высказался об отсутствии координации между госорганами, археологами и силовыми структурами. Например, инспекторы по охране культурного наследия не имеют полномочий штрафовать нарушителей, а могут лишь вызвать полицию, что нередко позволяет преступникам скрыться.
«Эти полномочия тоже должны быть у узких специалистов. Кроме того, при выделении территорий и земельных участков необходимо обязательно проводить археологические исследования для выявления объектов историко-культурного наследия. Мы видим, что законы есть, но где-то они не исполняются, где-то отсутствует координация, а где-то просто игнорируются. Всё это нам необходимо учитывать», - заметил депутат.
Пример Талдыкоргана и важность реставрации
Сергей Пономарев привел в пример ситуацию с горой Черепашка под Талдыкорганом, исписанной древними петроглифами. Он рассказал, что неоднократно направлял депутатские запросы о необходимости сохранения этого культурного наследия, но в ответ получал лишь формальные отписки. Тем временем местные жители и активисты движения "Охотники за петроглифами" сообщали о разрушительных взрывах вблизи памятника. Однако власти долгое время игнорировали проблему. Лишь в августе, под давлением общественности и благодаря усилиям депутата, было принято решение прекратить взрывные работы. Этот случай наглядно демонстрирует необходимость усиления государственного контроля и более тесного взаимодействия с гражданским обществом в вопросах охраны культурного наследия.
Говоря о сохранении исторических памятников, Пономарев также отметил принятие закона о статусе Туркестана — одного из ключевых культурных центров Казахстана.
«Туркестан — это национальная колыбель нашей страны, крупнейший историко-культурный памятник. Принятый законопроект — первый в данной области, и он стал результатом длительных обсуждений и многочисленных дополнений. Одной из главных задач остается сохранение мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави в его изначальном виде. Государство проделало большую работу в этой сфере, и важным достижением является заметный рост культурного уровня молодежи в Туркестане. Молодые люди стремятся помочь приезжим, активно изучают иностранные языки — английский, китайский, свободно общаются на русском. Очевидно, что прогресс налицо, и это не может не радовать», — отметил депутат.
Однако, несмотря на проводимые ранее реставрационные работы, были допущены серьезные ошибки, которые теперь приходится исправлять.
«То, что изначально казалось успешным, в итоге оказалось губительным. Например, вокруг мавзолея озеленили огромные территории: пробили скважины, посадили тысячи деревьев, разбили сотни гектаров газонов. Тогда это воспринималось как благоустройство, но впоследствии выяснилось, что такие изменения стали миной замедленного действия. Проблема в том, что памятник, сложенный из глины почти тысячу лет назад, теперь искусственно увлажняется со всех сторон. В результате он начинает разрушаться. Мы создали комфортные условия для людей, но при этом не учли, что подобное благоустройство вредит самому памятнику», — подчеркнул Пономарев.
Этот пример ясно показывает, что при сохранении историко-культурного наследия важны не только масштабные проекты, но и внимательный, научно обоснованный подход.
Роль социальных сетей
Кроме того, по мнению депутата, социальные сети играют важную роль в борьбе с вандализмом. Публикация видео и фото правонарушений может не только привлечь внимание к проблеме, но и помочь в поиске виновных. Он предлагает государству активнее использовать цифровые инструменты, включая социальные ролики, мультфильмы и образовательные программы, особенно в общественном транспорте, где их смогут увидеть студенты и школьники.
Вопрос стукачества также остается спорным. Пономарев считает, что донос на правонарушителя — это не стукачество, а высокая социальная ответственность. Однако в обществе пока нет четкого понимания разницы между "стукачеством" и гражданской активностью.
Осквернение могил
Депутат также рассказал о шокирующем случае вандализма на Алматинском кладбище, где покоятся его близкие. Об этом он говорил на заседании в Парламенте и раньше, а сегодня мы узнали, что злоумышленники, по итогу, не понесли наказания.
«Я житель Алматы, и мои папа, мама, дедушка, бабушка захоронены на центральной аллее Алматинского кладбища. Когда я приехал туда, то увидел, что могилы разгромлены: все чугунные оградки разбиты. Это было настоящим потрясением», — поделился он.
По его словам, заведующий кладбищем подтвердил, что подобные случаи происходят регулярно, но зачастую не фиксируются как преступления. Как выяснилось, злоумышленники разбивают чугунные ограды кувалдами, чтобы вынести их кусками и сдать в металлолом. Они являются самыми дорогими и в то же время хрупкими. Для их вывоза не требуется газель. Разбитые части достаточно сложить в мешок и вынести из кладбища.
«Как оказалось, их задерживают, передают полиции, но вскоре отпускают. Среди них и бездомные, и местные жители, для которых такой грабеж стал бизнесом», — отметил Пономарев.
По его словам, в итоге никто из преступников так и не был найден. Он назвал происходящее варварством и подчеркнул, что осквернение могил — это не только преступление, но и большой грех.
Исходя из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что борьба с вандализмом требует комплексных мер: ужесточения контроля, расширения полномочий инспекторов, воспитания культуры бережного отношения к наследию, активного использования социальных сетей и усиленной координации между госорганами. По мнению Пономарева, только комплексный подход поможет изменить ситуацию и предотвратить разрушение культурного наследия Казахстана.
Автор: Татьяна Григорьева