Закон «О почте» в Казахстане: как почтовые услуги адаптируются в цифровой экономике

Автор: Муканова Айкен

Почта Казахстана не ограничивается лишь доставкой писем и пенсий

Фото: пресс-служба Мажилиса РК

Национальный почтовый оператор активно модернизирует свою работу, реагируя на глобальные изменения в сфере услуг и технологий. Печатная корреспонденция постепенно уходит в прошлое, уступая место цифровому формату. В ответ на эти вызовы Парламент Казахстана разрабатывает новый законопроект, направленный на цифровизацию услуг почты. Внедрение онлайн-сервисов для отправки посылок, улучшение системы сортировки и доставки, оцифровка социальных выплат отражает стремление почтовой службы идти в ногу со временем и соответствовать требованиям цифровой экономики. Логистика, автоматизация и цифровизация станут ключевыми элементами, обеспечивающими более быстрые, безопасные и удобные услуги для граждан. В беседе с Azattyq Rýhy депутат Мажилиса, член фракции партии «AMANAT» Екатерина Смышляева рассказала о новеллах закона «О почте».

- В век цифровизации, когда технологии обмена информацией развиваются стремительно, насколько актуальны услуги почты?

- Несмотря на бурное развитие цифровых технологий, услуги почтовой связи остаются крайне востребованными, особенно среди жителей сельских населенных пунктов. В регионах «Казпочта» обеспечивает доступ к важнейшим социальным и финансовым услугам: оплате коммунальных платежей, получению пенсий, социальных пособий и даже погашению кредитов.

Кроме того, «Казпочта» выполняет функцию Центров обслуживания населения (ЦОН) в сельских районах, где отсутствует инфраструктура государственных услуг. В отделениях можно оформить документы, подписаться на печатные издания, оплатить налоги и штрафы. Это делает почту не только логистическим центром, но и важным социальным элементом инфраструктуры.

Это особенно важно для тех, кто не имеет доступа к интернету или не пользуется мобильными приложениями. Если решение проблемы связи — это задача реализуемая, то пользование смартфонами это дело не всегда доступное и полностью добровольное. Например, в последнее время наблюдается тенденция снижения популярности современных устройств среди пожилых людей из-за страха мошенничества.

Не стоит забывать и о развитии электронной коммерции. Сегодня все заказы с популярных маркетплейсов, таких как Wildberries, Ozon и AliExpress, доставляются преимущественно «Казпочтой». В логистике нуждаются и отечественные приложения. Откройте популярные коммерческие электронные магазины и попробуйте указать в поле адреса доставки сельский населенный пункт. Такие услуги не оказываются. Здесь у национального оператора не только большие социальные обязательства, но и потенциал роста и востребованности.

Хочу подчеркнуть, что результатами изменений в законодательстве о почте должны стать новые функции ее инфраструктуры. Чтобы на смену устаревшим потребностям, например, в больших объемах печатной корреспонденции, пришли новые. Я уже говорила, что сегодня почта открывает ЦОНы, расширяет банковские услуги, осваивает доставку льготных лекарств.

- Насколько привлекательны услуги почты как бизнес? Много ли предпринимателей вовлечены в почтовую деятельность?

- Рынок почтовых услуг довольно большой в Казахстане. Сейчас работает более 300 операторов. Есть компании, которые не называют себя почтой, однако имеют все ее признаки. Такое количество субъектов обусловлено достаточно либеральным подходом к регулированию почтовой деятельности. У нас услуги почты не лицензируются в отличие от большинства стран мира. Предпринимателю достаточно направить регулятору уведомление о начале работы. Это с одной стороны неплохо для развития конкуренции, с другой весьма небезопасно. Ведь почтовыми отправлениями можно пересылать достаточно широкий спектр в том числе запрещенных предметов, кроме того, почтовые операторы собирают большое количество персональных данных, должны хранить почтовую тайну. Поэтому тот, кто берется за оказание почтовых услуг должен соблюдать все требования Закона «О почте».

- Какие услуги «Казпочта» планирует цифровизировать?

- «Казпочта» активно работает над цифровизацией всех этапов доставки и отправки почты и посылок, чтобы улучшить пользовательский опыт. Цель — обеспечить удобство для клиентов, позволяя отправлять и получать посылки в одной точке. Это значительно упростит процесс и сделает его более доступным для пользователей. В законе мы предусмотрели современный порядок вручения почтовых отправлений с верификацией через смс или QR-код, это облегчит работу службы доставки.

Кроме того, правовой статус получили «Почтоматы» - большие почтовые ящики, в которые обеспечивают бесконтактную передачу посылок.

Сегодня «Казпочта» развивает суперприложение QazPost, которое объединяет все сервисы компании в одном месте. Через это приложение пользователи смогут отслеживать посылки, оплачивать услуги, а также заказывать товары из-за рубежа через сервис Keruen. Приложение станет ключевым инструментом для удобного и быстрого взаимодействия с сервисами «Казпочта», обеспечивая пользователям полный контроль над их отправлениями и покупками.

Цифровое приложение HomePost предназначено для пунктов выдачи заказов (ПВЗ), которое позволяет полностью управлять процессами приема, выдачи и возврата посылок. Также с помощью приложения могут отслеживать доход от выданных посылок, что делает процесс более эффективным и прозрачным для всех участников.

Примеров достаточно много, без цифровизации сегодня просто невозможно конкурировать ни на одном рынке, тем более в логистике.

 

«Казпочта» оцифрует не только почтовые услуги

 

- Система социальных выплат будет также цифровизирована?

- Министерство цифрового развития активно работает над автоматизацией всех процессов социальной поддержки. Одним из ключевых проектов в этом направлении является запуск «Социального кошелька» — цифрового инструмента для удобного получения и управления социальными выплатами, оказания мер государственной поддержки физическим лицам.

Со стороны национального оператора «Социальный кошелек» будет интегрирован в мобильное приложение QazPost, что позволит получателям контролировать поступления и расходы, а также получать уведомления о новых начислениях. Это особенно важно для пенсионеров и социально уязвимых категорий граждан, которым важно своевременно получать выплаты без необходимости посещения отделений.

В перспективе можно будет расширить функционал социального кошелька, добавив возможность оплаты коммунальных услуг, налогов и покупок в интернете. Такой подход не только упростит финансовые операции, но и повысит финансовую грамотность населения. Цифровизация социальных выплат станет важным шагом к созданию инклюзивной финансовой системы, доступной каждому жителю Казахстана.

После вступления поправок в силу все меры государственной поддержки будут проходить через данную систему. Это позволит реализовать ваучерную систему поддержки, обеспечить адресность помощи и ее прозрачность.

- Как «Казпочта» поддерживает малый и средний бизнес?

- «Казпочта» разработала собственный маркетплейс на базе электронной торговой площадки с полным комплексом услуг от продвижения товаров физических и юридических лиц до их доставки получателю, интегрированный с Post.kz, PayPost, GoPost. Благодаря маркетплейсу у предпринимателей появилась заинтересованность продавать товары на нашей площадке с выгодной доставкой в самые отдаленные территории страны.  В рамках этого проекта есть договоренность с палатой предпринимателей Актюбинской области о содействии электронной реализации продукции участников проекта «Ауыл аманаты» для жителей отдаленных сельских местностей.

Основная цель – связать потребителя с производителем, предпринимателем из сел, и в первую очередь, участников проекта «Ауыл аманаты».  Это доставка продуктов сельских предпринимателей в город из села, из города в село. Особенно тех, кто живет в отдаленных селах и аулах.

- Касательно логистических услуг, будет ли упрощено оформление таможенных документов при доставке международных посылок?

Внесение поправок в закон «О почте» предусматривает упрощение таможенных формальностей при доставке международных посылок. Предлагается продлить сроки проведения пилотного проекта в области внешней электронной торговли товарами, в рамках которого АО «Казпочта» выступает оператором электронной торговли, осуществляющим таможенное декларирование товаров электронной торговли, исчисление и уплату таможенных платежей.

АО «Казпочта» с августа 2023 года участвует в пилотном проекте в области внешней электронной торговли товарами в качестве оператора электронной торговли. Компания предоставляет всю информацию о перемещаемых товарах электронной торговли в органы государственных доходов, используя интеграцию информационных систем Общества (ИС Почтовая учетная система) и органов государственных доходов (ИС «АСТАНА-1»). Вместе с тем, АО «Казпочта», являясь оператором электронной торговли исчисляет и уплачивает таможенные платежи в бюджет. Кроме того, что это «обеляет» таможенные операции, для самих же покупателей все происходит автоматически. Это очень удобно.

- В одном из банковских приложений есть услуга «Доверить получение заказа», где третьи лица смогут получить посылку, если адресата не будет на месте.  Есть ли подобные нововведения в «Казпочте»?

- В разработанном депутатами и принятом Законе «О почте» в целях удобства для пользователей предусмотрена возможность вручения третьим лицам почтового отправления путем получения согласия адресата через процесс подтверждения права с помощью ввода пароля (ПИН-кода). То есть посылки будут выдавать по ПИН- и QR-кодам, что гораздо упрощает процесс получения и доставки. Теперь национальный оператор может конкурировать с коммерческими системами.

 

Престижна ли профессия почтальона?

 

- Вы отметили, что основными пользователями услуг почты являются сельские жители. Соответственно, нужны и сотрудники на местах. Каков размер их заработной платы? Достаточно ли платят работникам почты в селах, и в больших городах?

- В последние несколько лет «Казпочта» значительно улучшила условия труда и благосостояние сотрудников. Так, средняя заработная плата производственного персонала с 2022 года выросла более чем на 30%, со 179 до 249 тысяч тенге в 2024 году. В этом году мы планируем довести среднюю заработную плату производственного персонала как минимум до 261 тысячи тенге.

Индекс социального благополучия, рассчитанный Фондом «Самрук-Казына», увеличился на 20%, отражая положительные изменения в мотивации и удовлетворенности сотрудников.

Однако проблема остается, поскольку загруженность работников в сельской местности невысока. Люди работают на 0,25 ставки, понятно, что оплата невысока. Нужно загружать отделения работой, проводить регулярную переподготовку персонала, адаптировать сотрудников к новым функциям.

Недавно обсуждали с руководством «Казпочты» их новый проект проект «Академия QazPost», как раз направленный на подготовку людей новым специальностям. Проект нацелен как на действующих работников, так и на сельскую молодежь и незанятое население, чтобы предоставить возможность трудоустройства. Кроме того, в связи с увеличением логистических операций, рассматривается возможность внедрения гибких форматов найма, по примеру Glovo, Yandex, Magnum и других частных компаний. Это создаст новые возможности для частичной занятости в регионах и поможет поддержать экономическую активность населения.