$ 526.11  542.31  4.76
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.

Тенге продолжает падать: грозит ли Казахстану девальвация?

Нужно ли казахстанцам запасаться долларами, рассказал аналитик

Тенге продолжает падать: грозит ли Казахстану девальвация?
Фотоколлаж Azattyq Rýhy, фото Асета Кундакбаева

«Американские горки» с нашей нацвалютой сейчас в самом разгаре – курс доллара едва ли не вплотную приближается к отметке в 500 тенге. Причем такую картину казахстанцы наблюдают довольно давно – на протяжении уже двух месяцев. Насколько все плохо для тенге, с чем связано такое сильное ослабление, стоит ли переживать о девальвации и срочно менять валюту, в интервью Azattyq Rýhy рассказал экономист Мурат Кастаев.

– Мурат Уанханович, начиная с июня доллар уверенно дорожает и достигает рекордных значений. На 8 августа курс составил 475,6 тенге. Что стало причиной столь сильного провала тенге?

– Рост доллара начиная с июня связан напрямую с сокращением объемов продаж Национальным банком валюты из Национального фонда. К примеру, если в мае чистые продажи валюты Нацбанком (продажи валюты из Национального фонда для финансирования дефицита госбюджета минус покупки валюты для Единого накопительного пенсионного фонда) составляли 300 миллионов долларов, то в июне этот показатель снизился до 100 миллионов долларов, поэтому даже за месяц объемы предложения валюты сократились в три раза. А в весенние месяцы объемы чистых продажи доходили в среднем до 500-700 миллионов долларов в месяц.

В результате, с конца прошлого года и первое полугодие этого года курс доллара был искусственно заниженным из-за косвенной поддержки Национального банка. Как только объемы поддержки тенге стали сокращаться, доллар начал укрепляться. Ничего фундаментально не изменилось, это нельзя называть провалом, девальвацией или обвалом – просто сместился баланс спроса и предложения и курс нащупал новую равновесную точку в коридоре 470-480 тенге. Но в более среднесрочной перспективе курс тенге испытывает давление из-за дефицита государственого бюджета.

– А может ли быть связано ослабление нацвалюты с прошедшими паводками и серьезными тратами из бюджета на борьбу с последствиями паводков?

– Несмотря на серьезность ситуации с паводками, страна в целом с ними справилась, последствия ликвидируются, а ущерб для сельского хозяйства оказался не таким страшным, как ожидалось. И хотя пострадали сотни тысяч наших сограждан, именно с точки зрения экономики и курса тенге ущерб был не таким большим.

– Глава Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов недавно заявил, что дефицит бюджета в Казахстане носит хронический характер. В «Центре исследований прикладной экономики» (Applied Economics Research Centre) прогнозируют, что он достигнет в этом году 6,69 триллиона тенге. При этом предыдущий прогноз был куда лучше. Насколько плоха у нас ситуация с дефицитом бюджета и влияет ли она на валютные качели?

– Ситуация с государственными финансами довольно серьезная. По итогам первого полугодия план по доходной части государственного бюджета недовыполнен на 19%. Собраны 5,6 триллиона тенге при плане в 6,9 триллиона тенге. При этом расходы растут и осваиваются в полной мере – за полугодие это 10,7 триллиона тенге. Таким образом, расходы госбюджета обеспечены доходами только наполовину, а разницу нужно или брать в Национальном фонде, или занимать.

Это оказывает сильно давление на бюджет, так как растущий дефицит требует или дополнительных трансфертов из Национального фонда, что означает сокращение резервов и ухудшение платежеспособности страны или увеличения заимствований, что также ведет к росту долговой нагрузки на экономику. В обоих случаях это негатив для устойчивости экономики и курса тенге.

И так как повышать доходы – это значит только увеличивать налоги и дальше замедлять экономический рост, то в нынешней ситуации более быстрый и эффективный способ – это сокращение госрасходов и начать нужно с квазигоссектора и различных программ субсидирования и налоговых льгот, оставив только точечные для социально уязвимых слоев населения. Тогда стабилизировать дефицит госбюджета будет возможно на горизонте 1-2 лет. Для этого нужно принимать жесткие и непопулярные решения и, к сожалению, несмотря на высокие ожидания от правительства Бектенова, пока оно действует слишком неповоротливо и осторожно.

Есть еще один способ быстрого сокращения дефицита – потрясти тех, кто выводил деньги из страны в последние 30 лет, но для этого нужна политическая воля и готовность новых элит к конфликту со старыми и пока такого желания не наблюдается.

– В этом году в бюджете был заложен курс в 460 тенге за доллар. Но инвалюта перевалила за эту отметку. Насколько это плохо?

– Первое полугодие доллар был в среднем на 20 тенге ниже целевого бюджетного уровня 460 тенге, поэтому если второе полугодие доллар будет на 20 тенге выше этой отметки, то в среднем по году и получится уровень в 460 тенге и правительство с Нацбанком примерно к этому и стремятся.

– Получается, для тенге все еще не так плохо? Придет ли ему на помощь Нацбанк, как думаете?

– Национальный банк может сглаживать лишь резкие колебания тенге, не допуская его сильного укрепления или ослабления. Однако двигаться против фундаментальных факторов – бессмысленно и обходится дорого. Поэтому сейчас инициатива в руках правительства РК и в первую очередь Мининистерства финансов – нужно научить госаппарат жить по средствам и доносить до населения суровую правду – что или надо сокращать расходы, либо проедать резервы, либо наращивать долги. Причем два последних пути позволяют лишь отсрочить проблему и рано или поздно все равно приводят к необходимости сокращать расходы и жить по средствам.

– Что еще может поддержать курс нацвалюты помимо регулятора?

– Курс тенге может поддержать правительство, действуя решительно и с конкретным планом. Ведь сокращение расходов – это не навсегда, стране нужно затянуть пояса на пару-тройку лет, при этом максимально поддерживая развитие частного бизнеса и сокращая долю государства в экономике. Тогда доходная часть госбюджета будет расти и постепенно догонит расходную часть, приведя бюджет к балансу.

Также большие ожидания от запуска проекта будущего расширения месторождения Тенгиз, который увеличит добычу нефти в 1,5 раза и увеличит добычу казахстанской нефти приблизительно на 15%, что станет существенной поддержкой для бюджета. Это перспективы ближайших 1,5-2 лет. А в среднесрочной перспективе нужно заниматься экономикой, стимулировать развитие частного бизнеса, защищать внутренний рынок и поддерживать отечественных производителей, что невозможно в рамках Евразийского экономического союза, диверсифицировать экономику и уходить от нефтяной зависимости.

– Как вы думаете, как будет себя вести дальше валютная пара тенге-доллар? Стоит ли нам ожидать падения «американца»?

– Снижения доллара, и уж тем более его падения ожидать не следует. Даже при развитии негативных сценариев для мировой экономики и геополитики, даже при условиях мирового кризиса США остаются крупнейшей мировой экономикой, которая на 70% обеспечена внутренним спросом и внутренним производством. То есть даже если США полностью отгородятся от мира, то их экономика сожмется на 1/3, но сохранится, в то время как любая другая экономика такого не переживет. В результате, чем хуже ситуация в мире, тем больше спрос на такой защитный актив, как доллар.

С большей вероятностью можно ожидать укрепления доллара и снижения тенге, но опять же, предпосылок для такого негатива нет, главное, чтобы качалась казахская нефть и продавалась на мировом рынке, с остальным страна способна справиться. И все же баланс рисков в ближайшие годы складывается в пользу доллара, так что вероятность его роста все же выше, чем снижения.

– Учитывая это, какой курс доллара лучше закладывать в бюджет следующего года?

– На следующий год реальным бюджетным курсом доллара я считаю отметку в 475-480 тенге и цену на нефть в 80-85 долларов за баррель. При этих условиях состояние экономики и государственных финансов останется примерно на текущем уровне, без улучшения или ухудшения.

– Как лучше поступить казахстанцам – менять ли сейчас тенге? И в какой валюте лучше хранить свои сбережения?

– Казахстанцам пытаться угадать движения курсов валют я крайне не рекомендую, лучшая стратегия – это диверсификация сбережений и инвестиций, а значит, иметь в портфеле и тенговые, и валютные депозиты, вкладывать в ценные бумаги, как казахстанские, так и мировые. Благо, сейчас это стало легко и доступно. Также вкладываться в драгоценные металлы, недвижимость и прочие активы. Конкретные рекомендации зависят от исходных условий и целей каждого отдельно взятого инвестора и чем больше капитал, тем больше инструментов и возможностей для его защиты и преумножения.

– Благодарю Вас за рекомендации и подробные ответы.

Новости партнеров