$ 525.11  546.74  4.88
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
12.03.2020, 09:51
Интервью

«Миллиарды в здравоохранении порождают коррупцию» – эксперт

Предлагается пересмотреть систему закупа лекарств  

«Миллиарды в здравоохранении порождают коррупцию» – эксперт
Фото автора

В чем причина роста жалоб на медуслуги в Павлодарской области и почему главным врачом лучше назначать специалиста по менеджменту, а не медика, рассказал Azattyq Rýhy эксперт павлодарского проектного офиса «Ertis – adaldyq alańy» Бакытбек Алиакпаров.

– В нашем регионе на 15% выросло количество жалоб на качество медуслуг в 2019 году по сравнению с предыдущим годом. Люди сетуют в большинстве своем на уровень лечения и диагностики. В чем, на Ваш взгляд, причина роста недовольства?

– В менеджменте. Если изучить биографии руководителей медицинских учреждений, то видно, что больницами, поликлиниками управляют врачи. Представьте: специалист всю жизнь работал медиком, а потом его ставят на административную должность главврача, где он должен распределять десятки, сотни миллионов тенге и решать кадровые вопросы. Далеко не у каждого есть такие способности. Также велик соблазн большие средства использовать не по назначению.

Поэтому главврачам нужно повышать профессиональные навыки, а нам всем – усилить внешний, общественный контроль. То есть не должно быть уже, к сожалению, привычной ситуации, когда руководитель работает в тени и келейно решает те же финансовые вопросы.

– Как сделать работу главврачей более прозрачной? Не будем ли мы вмешиваться в их деятельность?

– Такие механизмы общественного контроля существуют. Просто мало кто о них знает. Чиновникам от медицины невыгодно, чтобы люди имели представление об этих инструментах.

Например, в наших больницах работают наблюдательные советы. Они по закону «О госимуществе» создаются при предприятиях с государственным участием. В советы должна войти общественность, которая и будет руководить всеми процессами. Но главный вопрос в том, что советы создаются в закрытом режиме. Их открывают главврачи по договоренности с областным управлением здравоохранения. Внутренними приказами утверждается состав совета, который, кстати, по итогам года может получать вознаграждение в случае прибыли у медучреждения.

Каков же честный механизм назначения членов совета? В местной прессе должны на видном месте публиковаться объявления, что проводится набор с соответствующей организацией конкурса. И только потом по его результатам облздрав образует наблюдательный совет.

Сегодня спросите у граждан, слышали ли они о таких советах. Уверен, о них знают единицы. Когда мы проводили анализ сферы здравоохранения Павлодарской области в 2019 году, то с удивлением узнали, что в одной из больниц Павлодара члены совета получили солидное годовое вознаграждение. Факт выявлен ревизионной комиссией, нарушений не отмечено, потому что все процедуры проведены согласно законодательству. Вопрос в другом: почему информация не была открытой?

– Как Вы оцениваете первые шаги по внедрению обязательного социального медицинского страхования (ОСМС)? Люди сегодня нередко говорят, что приходят получить бесплатную услугу, а им говорят, что очередь забита на месяц вперед, и пациент вынужден платить.

– Вопрос расходования средств в страховой медицине находится на стадии становления, он не отлажен. Деньги выделены огромные, количество медицинских учреждений тоже велико, а за каждым главным врачом не поставишь ревизора.

Поэтому надо, чтобы при каждой больнице работал попечительский совет с привлечением неравнодушных граждан: например, членов групп самопомощи из числа диабетиков, астматиков, для которых закупаются лекарства, депутатов, общественников и еще хорошо бы журналистов.

Когда они будут работать повсеместно, тогда вырастет доверие к нашим учреждениям. Допустим, в какой-то поликлинике бюджет на 2020 год составляет 500 миллионов тенге, и он должен быть подробно расписан при участии всех членов совета.

В учреждениях образования Нур-Султана пошли на этот шаг и бюджеты школ публикуются в Интернете. То же самое надо делать с медучреждениями. Например, с очередностью на тот или иной вид услуги. И тогда человек, нуждающийся в услуге, будет видеть, что он ее может получить бесплатно. На деле же он приходит в поликлинику и узнает, что УЗИ бесплатно он может получить нескоро, а платно – хоть сейчас. Должна быть и прозрачность в очередности.

– Что же в первую очередь нужно сделать прозрачным в работе медучреждений?

– Урегулировать вопрос цен на услуги. В одной из больниц Павлодара мы выявили, что, условно, процедура УЗИ стоит на платной основе пять тысяч тенге, а за счет бюджета – тысячу тенге. И никто мне не смог объяснить пятикратную разницу в цене.

Ценообразование также должно стать открытым. Цены нельзя брать с потолка, их следует подробно расписывать, о чем мы вносили предложение Управлению здравоохранения Павлодарской области. Расценки должны быть одинаковыми и в рамках бесплатного объема медицинской помощи, и в рамках платного.

– Как решать нашему здравоохранению кадровую проблему?

– Надо наладить постоянную систему оценки работы каждого сотрудника, выдав ему четкие критерии оценки труда. Например, когда мы заходим в банк и после обслуживания у менеджера ставим оценку. От нашего мнения зависит его работа, и он старается выложиться максимально. Бизнес, частные структуры решают вопрос постоянного повышения уровня своих сотрудников, их KPI. Так почему бы не наладить этот процесс в больницах? Насколько я знаю, в одном из павлодарских учреждений ввели такой контроль, и вследствие чего выросли зарплаты у сотрудников, потому что у них есть стимул, а пациенты в итоге довольны.

– У нас вновь сменилось руководство облздрава. Какие основные приоритеты Вы видите в работе ведомства?

– Надо сделать оценку текущей ситуации. Тут как на войне, когда любая спецоперация без разработки провалится. В первую очередь посмотреть, сколько денег имеется, как они используются.

Также весьма и весьма важно обеспечить обратную связь с населением – с гражданами из числа пациентов, со СМИ, с общественностью. Именно эта связь была слабой у прежних руководителей облздрава. Они не объясняли, почему везде в поликлиниках очереди, хотя нам чиновники говорили, что их нет. Но мы сегодня приходим в заведения и видим людей у дверей кабинетов. Нам не говорили, почему на лекарства, закупаемые облздравом, такие высокие цены, как и на ряд услуг.

– Почему же лекарства дорогие?

– Потому что нет той же прозрачности процесса. Кроме того, есть способ, как средства за покупку лекарств расходовать эффективнее. Мы предлагали провести эксперимент в одной из больниц Павлодара. Причем это не наша идея, а о ней давно говорят сами медики. Суть ее в том, чтобы не закупать, например, диабетику лекарства, а среднюю их стоимость перечислять каждый месяц ему на карточку. И он сам решит, где их купить.

Этот способ решает сразу несколько проблем. Мы сэкономим огромные суммы на логистике по доставке лекарств, на их хранении, а также не всех препаратах, которые закупаются и не подходят тем или иным больным, потому что есть индивидуальные потребности. Может, вся проблема не будет закрыта, но хотя бы частично.

В сфере здравоохранения крутятся десятки миллиардов тенге, много разновидностей дорогостоящего закупа, который порождает коррупционные риски. Самое эффективное противостояние им – общественный контроль, о котором я говорил выше. Надо обеспечить всеобщий доступ к системе закупа. Надо, чтобы все они выставлялись в Интернете. Эта мера будет соответствовать принципу «слышащего государства», когда госорганы максимально открыты в своей работе.

Ризабек ИСАБЕКОВ

Новости партнеров