Повлияет ли расширение «Тенгиза» на экологию?
На гигантском нефтяном месторождении Тенгиз в Атырауской области продолжается реализация проекта будущего расширения (ПБР) общей стоимостью 37 млрд долларов.
Строительство завода третьего поколения оператором месторождения «Тенгизшевройл» (ТШО) на промышленном объекте не проходит без сложностей. Чтобы разобраться в вызовах, которые возникают в масштабном проекте корреспондент Azattyq Ruhy поговорил с генеральным менеджером по связям с правительством и общественностью «Тенгизшевройл» Рзабеком Артыгалиевым.
- Г-н Артыгалиев, в рамках проекта будущего расширения (ПБР) был прорыт канал Прорва, какие экологические риски ПБР может принести Каспию?
- Мы уже проводили по ним все экологические исследования. Мы по ним ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду – ред.) проводили, защиту, мы проводили общественные слушания по ним – там мы все это объясняли. Сейчас вот то, что мы этот канал прорыли и поставили острова, на этих островах сейчас около 30 тыс. видов птиц садятся.
Мы не можем сказать, что мы не влияем на экологию сильно. Да, мы повлияли на экологию, когда рыли канал, ставили острова, но сейчас это все, такого влияния нет, почему? Потому что мы ежегодно проводим встречи с населением, у нас сейчас проводится мониторинг экологический по ним, мы все эти отчеты представляем соответствующим государственным органам.
По Каспийскому морю мы можем сказать смело, что мы … (не влияем - ред.), потому что там не осуществляется отгрузка нефтепродуктов, там не привозится ничего, там идет только сухогруз, поставка модулей – в основном у нас сейчас идет поставка модулей. Все, мы больше для другого не видим эту часть, а что будет делать дальше – почему, потому что это, будем говорить, не собственность ТШО, а собственность других, казахстанских (компаний – ред.), там как они будут дальше развивать – это дальше стратегия после ТШО пойдет – это уже будут рассматривать, я думаю, что государственные органы Казахстана, но в настоящее время по ним опасные грузы не перевозятся.
- Как развивается ПБР?
- Сейчас, если вкратце остановиться на проекте будущего расширения, то ПБР идет своим ходом. Где-то на сегодняшний день около 60% проекта уже реализовано. В этом году мы завершаем внутриказахстанские поставки модулей – это трубные эстакады с «Ерсай», они у нас идут к завершению. Остальные модули еще будут идти по плану из-за рубежа.
- Задержка происходит?
- Нет, все идет по графику. В этот год, в следующем году все это будет завершаться.
- А установка когда начнется?
- Установка уже идет полным ходом на заводе. Они же частями идут, партиями все идет.
- По пусконаладочным работам тендер проведен или нет?
- По пусконаладочным я еще сейчас не могу сказать, мне надо уточнить эту информацию, но еще, по-моему, нет. Он будет ближе к окончанию.
- Что касается конфликтов в Тенгизе. Как вы работаете над тем, чтобы меньше было социальных конфликтов и дискриминации в отношении зарплаты между иностранными и казахстанскими рабочими?
- Тут нужно сразу сказать. Во-первых, у нас создан уже на базе наших, как говорится, таких нестандартных ситуаций, мы уже разработали свои планы, свое видение по этому вопросу и поэтому у нас был создан специальный отдел, который называется «производственные отношения», который чисто работает с подрядчиками. Представители этого отдела – они работники ТШО, они это все контролируют, их называют IR, то есть industrial relations – они все эти ситуации отслеживают, там, где что-то, какие-то. Мы организовали очень много прямых линий связи, у нас есть горячие линии, куда может каждый обратиться с вопросом. По тем вопросам, о которых вы говорите - это огромное производство, огромная стройка идет.
Если вы были на Тенгизе, то вы будете впечатлены с каким размахом идет там строительство, все-таки бюджет, это мировой проект, на который все смотрят, весь мир смотрит нефтяной на нас сейчас, как мы будем реализовывать все. Сейчас успех проекта очень большой и по этому проекту естественно бывают кое-какие вопросы, которые возникают.
Эти вопросы у нас решаются, какие-то если идут, то немедленно докладываются руководству. Мы стараемся это все в рамках, конечно, законодательства, мы не имеем с другой стороны права влезать грубо в дела другой компании, но мы им рекомендуем, говорим, чтобы они все эти условия создавали.
Говорят уравнивать заработные платы иностранцев и казахов. Вы понимаете, эту «уравниловку» мы уже проходили при Советском Союзе, здесь нужно подходить к каждому вопросу, к каждой позиции дифференцировано. Иностранцы платят налоги как здесь, так платят налоги и у себя. Это влияет на заработную плату? Да, влияет.
Когда мы нанимаем иностранцев, они тоже об этом говорят. Даже у казахстанцев, которые находятся на одной и той же позиции есть разный, как говорится, уровень квалификации. Та же самая позиция, скажем, координатор. Координатором могут быть два казахстанца – зарплаты разные могут быть, потому что зависит от уровня квалификации. Если слесаря назовешь слесарем, то вы делите же слесаря по разряду – слесарь второго разряда, третьего разряда, различия в заработной плате есть между слесарем второго и третьего разряда? Есть. Так что мы не можем сказать, что все зарплаты возьмем и уравняем. Это же абсурд.
Нужно же понимать: к чему будет стремиться человек в заработной плате, стимулом к работе что будет – материальная мотивация, заработная плата? Если ты повышаешь свой уровень знаний, то тогда ты идешь.
Даже внутри ТШО, я не говорю о подрядчиках – на одной позиции даже у казахстанцев могут быть различные заработные платы, хотя позиция одна. Но это зависит от квалификации, от опыта работы.
Один работает 10 лет на этой позиции, а другой только год – он молодой, только пришел, с этого два года поработал, мы видим, что его надо развивать, вот его назначаем на эту позицию. Он идет уровнем ниже заработной платы и достигает своим опытом более высокой заработной платы.
- Казахстанские подрядчики говорят, что сейчас у ТШО изменилась политика в отношении казахстанских поставщиков – в основном большие контракты с начала года разыгрывают иностранные компании, а казахстанские участвуют в тендерах с весны. Что в итоге сейчас меняется в отношении казахстанских поставщиков?
- По казахстанским поставщикам я хочу сказать. В 2013 или 2014 году был заключен меморандум с правительством РК, там, где мы обязались, что казахстанское содержание мы должны достигнуть по этому проекту 32%. Если грубо говорить, где-то около 10-11 млрд долларов США остаться должно в Казахстане, по развитию казахстанского содержания. Мы пока к этой намеченной цифре идем, мы по ним работаем.
Теперь по тому, что говорилось, кто там выиграл тендеры. На все эти вопросы есть ответы. Есть тендер, есть большие контракты, мы по этому поводу с казахстанскими поставщиками проводили несколько форумов, где приглашали, где они объединялись. Кто прошел, тот прошел, тот и идет вместе.
Мы ставили требование всем тем, кто выиграл крупные контракты, чтобы обеспечивать казахстанское содержание при строительстве не менее 50-60%. И это прямо записано в контрактах.
Поэтому, если тут какие-то отдельные компании какие-то вопросы имеют, то они должны с ними приходить и разбираться по этому поводу. На этом форуме все это рассказывалось, я сам лично этот форум вел. Три раза мы этот форум проводили, на этом форуме все разъяснялось, все по этому говорилось, те, кто зарегистрированы – они могут участвовать вкупе с другими компаниями. И это было им прописано, и этого они придерживаются. Сейчас те цели, которые мы поставили – мы по ним уже достигаем все свои показатели, по казахстанскому содержанию, о том, что мы говорили. Это контролируется созданной у нас экспертной группой, которая этим меморандумом определена, она и работает на то, что там председательствующие все государственные органы присутствуют.
- Ваш контракт (на недропользование – ред.) действует до 2033 года. Сейчас какие-то переговоры ведутся с казахстанским правительством по его продлению?
- Я по этому поводу комментировать не могу, потому что это дело наших акционеров.
- По транспортировке нефти – у вас только по КТК сейчас идет? Загрязнение нефти (в нефтепроводе «Дружба» - ред.) вас не коснулось, Баку-Джейхан (нефтепровод – ред.) вы не используете, по железной дороге вы не возите?
- Да, только по КТК. По железной дороге у нас резервы есть, стоят, но мы пока их не используем.
- По электричеству были проблемы в Атырау – это как-то вас касается?
- Нет, это нас не касается.
- Или генерации у вас хватает?
- У нас своего хватает.
- Проекты новых газохимических комплексов запускаются в строительство – полиэтилен, полипропилен, ТШО готово им продавать свой газ или нет?
- По ним у нас есть меморандум заключенный, поэтому мы отрабатываем с Правительством и все по меморандуму.
- С поставкой газа в Украину сейчас какие-то проблемы есть?
- Нет, вопросов у нас по Украине вообще нет, по транзиту через Россию мы решили.
- Мне сказали источники, что якобы было какое-то внутреннее расследование по казахстанцам, которые были замешаны в коррупционных делах внутри ТШО. Это вы можете подтвердить?
- Я ничего такого по ним не могу сказать.
Данияр Сериков
Справка: Материал подготовлен в рамках пресс-тура, организованного Союзом нефтесервисных компаний Казахстана Kazservice в честь 120-летия казахстанской нефти. Проект ПБР реализуется ТШО с 2016 года и продлится до 2022 года. Реализация ПБР позволит увеличить производство нефти на Тенгизе на 12 млн тонн в год до 38-39 млн тонн в год. Компания «Тенгизшевройл» была создана в 1993 на основе соглашения между Республикой Казахстан и компанией «Шеврон». В настоящее время партнерами компании являются: «Шеврон» — 50%, «ЭксонМобил Казахстан Венчурс Инк.» — 25%, НК «КазМунайГаз» — 20%, СП «ЛукАрко» — 5%.