Все, везде и сразу: как можно совмещать работу на 10 проектах и несколько профессий одновременно
Не нужно ждать, когда на тебя с неба упадут интересные проекты и задачи, нужно находить их самостоятельно и делать, утверждает Ермек Дуйсенханов
Сегодня большая роскошь иметь только одну работу и даже профессию. В век информационных технологий и искусственного интеллекта перед современными людьми ставится много задач, от того быть гибким, уметь подстраиваться под новые реалии и вызовы, а также уметь заниматься многими вещами одновременно – для многих необходимость. Таким человеком и является Ермек Дуйсенханов – лектор Университета КАЗГЮУ имени Нарикбаева, управленец, бизнес-консультант, эксперт по образованию в машиностроительной компании, консультант Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен», директор общественного объединения по вопросам благотворительности, соучредитель общественного фонда по развитию казахского языка, методолог, маркетолог и дизайнер. О том, как ему удается совмещать такое количество профессий и реализовывать до 10 проектов одновременно, узнал корреспондент Azattyq Ruhy.
– Ермек, расскажите, кем Вы работаете?
– Этот вопрос – один из самых сложных в моей жизни, и когда мне его задают, я испытываю замешательство, так как не знаю, что ответить. До 30 лет меня это смущало, но потом я понял, что это мое преимущество. Сейчас я отвечаю на него в зависимости от ситуации и собеседника. Но если перечислить все позиции, которые я сейчас занимаю, выйдет следующая картина: директор производственного предприятия, эксперт по связям между системой образования и бизнесом, лектор в университете, методолог Национальной палаты предпринимателей, директор и соучредитель общественного объединения, занимающегося вопросами благотворительности, соучредитель фонда по развитию государственного языка в бизнесе.
– Расскажите, как Вы пришли к такой концепции множества профессий?
– Наверное, ответить на этот вопрос лучше всего через мою жизненную философию. Ее первый пункт – проактивность. Не нужно ждать, когда на тебя с неба упадут интересные проекты и задачи, нужно находить их самостоятельно и делать.
Например, еще в детстве я понимал, что хочу заниматься чем-нибудь, связанным с техническими и инженерными знаниями. Поэтому, еще будучи семиклассником, во время школьных каникул в селе у бабушки я подружился с вулканизатором и напросился взять меня в помощники чинить шины автомобилей.
Также, еще будучи школьником, я провел одно лето в американском бойскаутском лагере, после которого нас пригласили принять участие в организации первой международной выставки зарубежного образования в Казахстане: и тут, помимо прочей организаторской работы, я напросился раздавать рекламные листовки-приглашения. В этот же период я начал увлекаться созданием веб-сайтов: договорился с администрацией школы, в которой учился, и сделал для нее веб-сайт. Я был самоучкой и в поисках наставников пришел в одну из дизайн-студий, куда попросил взять меня бесплатно работать. Уже через месяц они предложили мне зарплату и настоящие заказы. В то же лето я оказался на одном из мероприятий республиканского молодежно-политического движения. Мне понравилась их проактивная идеология, я предложил им сделать бесплатно веб-сайт и через год, в 18 лет, получил приглашение работать в акимате города Алматы, став его самым молодым сотрудником. Так, помимо учебы на первом курсе Алматинского института энергетики и связи, у меня была работа в акимате, дизайн-студии, и еще я начал развивать свой небольшой бизнес-проект по разработке шпаргалок на телефоны.
И подобных примеров проактивности, когда я не ждал, пока что-то случится, а сам шел и предлагал новые варианты решений, свою бесплатную помощь в моей биографии, множество. Как правило, в итоге это приводило к тому, что мне просили остаться в проекте и вести его дальше.
– Вы получили образование в Алматинском институте энергетики и связи? Расскажите об этом подробнее.
– Да, я упомянул учебу в Алматинском институте энергетики и связи: если говорить про университетское образование, в 10-11 классе сложно выбрать профессию. Мой выбор электроэнергетики был частично ошибочным: я так и не стал работать по специальности, но при этом я совсем не жалею – приобретенное инженерное мышление очень помогает мне и по сей день. Я считаю, что на высшее образование нужно смотреть через призму построения связей и выработки определенного типа мышления. Если мне нужно чему-то научиться, я просто ищу информацию в сети, а вуз – это именно выбор стиля мышления и типа логики. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что второе и третье высшее образование я уже получал осознанно. То есть, поработав в реальных проектах, я понял, как могу применять свои знания и навыки, каких знаний мне не хватает, и уже стал изучать то, что мне действительно нужно в работе.
После университета я проработал в казахстанско-корейской нефтяной компании, а после нее возглавил коммерческо-маркетинговый департамент оборонного завода в Алматы. Там у меня был большой штат сотрудников, я много работал с иностранными заказчиками и осознавал, что было бы отлично усилить свои компетенции в экономике и менеджменте. Поэтому я поступил в КИМЭП на магистерскую программу по бизнес-администрированию (MBA). Днем работал на заводе, а все вечера и выходные проводил на курсах в КИМЭПе. Часть курсов я прошел в Венском экономическом университете и тогда загорелся получить полноценное зарубежное образование.
Поэтому через два года после КИМЭПа я поступил на программу по международному бизнесу и экономике в Италии. Буквально через полгода обучения программу изменили: вместо экономики нас стали обучать предпринимательству. Я был не сильно доволен этим фактом: я приехал в Италию, чтобы стать магистром экономики, а не изучать какое-то непонятное мне предпринимательство. Однако буквально с первого профильного занятия я втянулся, и тема меня увлекла так, что я начал исследовать это направление и принял участие в стартап-программах и курсах по предпринимательству в университетах Бельгии, Франции, Греции, Великобритании, Нидерландах и Португалии.
Отсюда вытекает следующий пункт моей философии – интеграция. Я всегда использую знания и опыт, полученные в рамках одного проекта, во всех остальных. В Италию я поступал учиться, так как хотел получить опыт в международных отношениях, но параллельно приобрел знания в развитии бизнеса. Поэтому, вернувшись в Казахстан, я поступил на программу Almaty Tech Garden, а затем подал резюме на позицию бизнес-тренера в НПП «Атамекен» для работы в регионах: мне хотелось поближе познакомиться с жизнью на селе и пожить в Катон-Карагае, где была свободная позиция. И это был чуть ли не единственный случай в моей биографии, когда я претендовал на позицию через подачу резюме. Во всех остальных случаях меня просили помочь в проектах и всегда брали на работу без собеседований.
Перед началом работы в селах менторы должны были пройти курсы повышения квалификации в КАЗГЮУ в Астане. Если честно, в обучении был упор больше на ведение бизнеса, а не на создание, поэтому мы самоорганизовались и начали преподавать сами себе. В один из дней обучения я собрал команду из самых сильных тренеров, и за ночь мы сделали программу обучения в селах. В итоге меня попросили остаться на месяц в Астане. Но прошел месяц, а потом и шесть лет, а в село я так и не уехал: в столице буквально каждую неделю меня приглашали принять участие в новых проектах. Параллельно мне позвонили из университета КАЗГЮУ и предложили преподавать дисциплину «Предпринимательство», а затем и «Дизайн-мышление», чем я занимаюсь и по сей день.
Ну, а в НПП «Атамекен» после проекта «Бастау бизнес» меня подключили к проекту «Основы предпринимательства и бизнеса для 10-11 классов школ» в качестве эксперта по предпринимательскому образованию. Я предложил изменить программу, сделав фокус на практике и современных методах преподавания предпринимательства – бизнес-кейсах, игровых симуляциях, стартап-культуре.
– В одиночку такие проекты организовывать сложно. Расскажите, кто вам помогает и с кем вы работаете?
– Да, все верно. Тут стоит сказать еще об одном важном пункте моей философии – окружать себя единомышленниками, подбирать команду людей, которые в чем-то являются более крутыми специалистами, чем я сам. Например, во время работы над «Основами предпринимательства» образовался клуб единомышленников, с помощью которых мы внедрили новую школьную дисциплину, написали программу, учебник, методичку для учителей, создали для них программу повышения квалификации.
Когда в Астане мне стали регулярно поступать запросы от разных бизнесов на бизнес-консультирование, брендинг, разработку корпоративного стиля, создание коммуникационной стратегии, позиционирование, развитие бизнес-моделей, мой нетворкинг позволил собрать расширенную команду, и мы стали брать такие заказы «под ключ» от создания идей и написания стратегий до разработки сайтов, дизайна и контента. Так как я все равно занимался дизайном, когда мне предложили партнерство в компании, занимающейся изготовлением наружной рекламы, я с радостью согласился: это была возможность воплощать виртуальные идеи в конструкции и механизмы. Компания продолжает успешно работать и по сей день, хотя я уже отошел от операционной деятельности и передал ее партнеру – настоящему профессионалу именно в технических вопросах этого бизнеса.
– Какие проекты Вы берете и почему?
– Мне нравится реализовывать проекты, которые отражаются на большом количестве людей, приводят к системным изменениям в их жизнях. Поэтому следующими пунктами своей философии я хочу выделить – системность и масштабность. Еще работая в акимате, я понял, что можно делать что-то социально важное. У меня у самого был печальный опыт, когда сгорел наш производственный цех, и мы лишились всего оборудования и еще два года выплачивали средства на восстановление здания. Поэтому, когда в 2019 году в Астане случился пожар, в котором погибли пять сестер, мы с коллегами собрались вместе и начали думать, что мы можем сделать, чтоб таких ситуаций не повторялось впредь. Так было организовано общественное объединение, где я стал соучредителем, а позже и директором. Так как социальная сфера оказалась непаханым полем, мы стали думать над систематизацией и улучшением социальных процессов, особенно в сфере благотворительности. В итоге за свой счет мы создали «Реестр благотворительных организаций Казахстана», сайт помощи детям bala.gov.kz, ряд проектов во время пандемии (desant.kz, aksakal.kz). Все эти проекты охватывали большой срез людей с похожими жизненными проблемами, и нам удалось хотя бы отчасти улучшить их жизнь.
Сейчас я также занимаюсь системными проектами. Так как я тесно сотрудничал с Министерством просвещения во время разработки программы по «Основам предпринимательства и бизнеса» и социальным проектам, когда меня пригласили в проект по развитию машиностроительного образования в Казахстане, я понял, что тут могу быть максимально полезным за счет моих разнообразных навыков.
Последние два года я работаю в крупной казахстанской автомобилестроительной компании, где мы помогаем модернизировать образовательные программы инженерных специальностей, чтобы они соответствовали нуждам бизнеса, налаживаем связь с зарубежными техническими вузами, внедряем зарубежный опыт в двух областях Казахстана, запускаем образовательные кафедры на базе производства. В процессе выяснилось, что есть определенные проблемы с техническим контентом на казахском языке, а позже осознали, что внедрение государственного языка – это совсем непростой процесс. Поэтому совсем недавно мы учредили Фонд «Талимгер», в рамках которого мы будем помогать бизнесу становиться ближе к казахоязычному населению и мышлению. Для меня это очень важный социальный проект.
Продолжая развивать социальное направление, я сейчас оказываю методологическую поддержку японскому проекту «Одно село, один продукт»: мы учим сельчан производить высоко маржинальный продукт из местного сырья. Так что я все-таки работаю на селе, как хотел когда-то. И параллельно занимаюсь поддержкой менторов в проекте Центров развития женского предпринимательства.
Ну и, наконец, ключевыми двигателями моего профессионального развития являются любопытство и страсть к улучшению: я никогда не занимался тем, что мне неинтересно. Мне всегда хотелось лучше разобраться в устройстве и функционировании разных процессов, будь это машиностроение, психология потребителей, социальная сфера, дизайн, предпринимательство, преподавание. А разобравшись, мне хотелось улучшить то, что работает неэффективно. Научить – всегда более эффективно, чем делать что-то за человека. Поэтому в моей деятельности так много консультирования, преподавания. Казахстан мне видится страной возможностей и интересных проектов, и именно поэтому я не остался в Европе. Тут я могу быть полезен, я вижу, где я могу приложить свои силы, чтобы процессы работали лучше.
– Как удается все успевать и быть эффективным?
– Честно говоря, я много чего не успеваю из того, что хотел бы, но большое количество задач заставляет меня делать дела не «в лоб», а искать максимально оптимальные новые решения, которые позволят мне быть более эффективным. Поэтому в моей жизни так много автоматизации, цифровых решений. Будь у меня одна работа, я бы, наверное, был гораздо менее эффективным на ней. Но стараться многое успевать мне помогает серия привычек: я практически не использую соцсети, не комментирую на новостных порталах новости о том, как все не очень хорошо у нас в стране, расписываю план на неделю вперед, веду записи о каждом направлении работы и своих открытиях в The Brain.
Я понимаю, что такой график подойдет не всем. В мире есть много других интересных дел, помимо работы. Как мне недавно объясняла моя коллега, занимающая должность директора корпоративного университета крупной компании, и поэтому являющаяся профессионалом в сфере HR, которому можно доверять в таких вопросах: глобально существует два подхода к построению карьеры. В первом человек четко знает, чем он хочет заниматься, в какой сфере, на какой должности. Он строит ментальную карьерограмму и из нее понимает, в какой университет ему нужно пойти учиться, с кем заводить знакомства, на какие бизнес-встречи ходить, какие дополнительные навыки приобрести. Во втором же случае у человека есть только общее представление о направлении, в котором ему хотелось бы работать, поэтому он открыт предложениям и пробует разные варианты деятельности, соприкасающиеся со сферой своих интересов. Нельзя говорить, что какой-то подход лучше или хуже. Все зависит от личности человека.
Для меня важно быть полезным: полезным для страны, для моих студентов, для моих клиентов, постоянно узнавать что-то новое, становиться «лучшей версией себя». Я такой «вечный студент», который постоянно проходит несколько онлайн-курсов параллельно. Сейчас я задумался о четвертом высшем образовании. Скорее всего, это будет еще одна магистратура по социологии, так как мне не хватает прикладных знаний в этой отрасли.
– Благодарю Вас за интересное и содержательное интервью.