«Предатель, русофоб и негодяй»: россиянин рассказал о переезде в Казахстан
В интервью он поделился впечатлениями о нашей стране и причинах эмиграции
Анатолий Никитин – гражданин России. В начале года он вместе с супругой переехал в Казахстан. Мужчина рассказал истинные причины отъезда и то, как его семья адаптируется в чужой стране. В интервью Azattyq Rýhy он рассказал о русофобии в мире, гостеприимстве казахстанцев, суровом климате Нур-Султана и даже плохой колбасе.
– Анатолий, вы с супругой из России переехали в Казахстан. Почему вы здесь?
– Когда начались события 24 февраля между Россией и Украиной мы вынуждены были переехать в связи с собственной безопасностью и возможностью работать. У нас есть собачка корги, она весит 14 кг. Если собака весит больше 8 кг, то с ней летать нельзя. Поэтому с учетом того, что в багаж мы собаку сдать не можем, пришлось найти какой-то способ перевозки на земле. Тогда еще были закрыты границы и пришлось лететь в город Костанай, а Руди (собака – AR) мы отправили в зоотакси. Он доехал из Москвы до Челябинска, и оттуда на авто заехал в Казахстан, и мы вот в Костанае его встретили, через Боровое вместе с ним приехали сюда в Нур-Султан.
– Как адаптируетесь в Казахстане?
– Да в целом все хорошо, все достаточно привычно, потому что ты не чувствуешь разницы в языке – это самое главное, наверное. Поначалу было, конечно, очень необычно. Первый шок был, когда мы из Борового решили поехать в Нур-Султан и спросили, как лучше – на поезде или на такси. Нам сказали, конечно же на такси езжайте, а трассы закрыты. Мы такие: «В смысле? В связи с чем?». Метель. Это так необычно. Я бывал до этого в Казахстане, если быть точнее, на Байконуре. Я знаю, что такое степи, ветра, но это забылось.
Потом мы приехали в Нур-Султан и почувствовали, что такое ветер. Опять же, когда гуляешь с Руди, ощущение, что он немножечко отрывается от земли. И ты тоже становишься чуть-чуть казахом, когда гуляешь. В общем, ветра, конечно, очень сильные. Просто мороз страшно воспринимается, когда сильный ветер. Это единственный момент, который ну тяжело давался.
– Когда вы приехали, что вас больше всего удивило в нашей стране?
– Это мелочи, просто какие-то мелочи. Самая глупая ситуация была, когда я пришел в магазин. Покупаю продукты и звоню Ульянке, спросить, что купить. Она говорит «возьми мясо курицы, свинины возьми». Я разговариваю по телефону и говорю «А свинина есть у вас?». И ловлю на себе такой взгляд, мне аж стыдно стало, какая свинина? Ну это буквально в мелочах в культурном смысле проявления.
Со временем ты привыкаешь. По мне видно, наверное, что я люблю покушать. Тоже из особенностей – мало где встречается большой выбор качественной колбасы. Сразу обратили внимание на цены, поскольку бензин дешевле, чем в России. Цены, грубо говоря, примерно на такой же порядок дешевле, это тоже приятно.
– Вот две столицы – Москва и Нур-Султан. Назовите плюсы и минусы?
– Могу сказать в чем разница для меня, на что обращаешь внимание. Москва, конечно, густонаселенная в сравнении с Нур-Султаном. Иногда здесь складывается ощущение «А где люди?», но здесь более спокойный город. Я слышал от многих казахов «Приезжай к нам в Алматы, вот там ночная жизнь, постоянно какой-то движ». Москва, конечно же, не спит. В этом смысле Нур-Султан спокойный и ночью едешь, вообще нет машин.
Конечно же, Нур-Султан с точки зрения дизайна города современнее. Потому что он именно новый. Мне очень нравится подсветка ночная, прям топчик. По сервису, по каким-то услугам, к которым ты успеваешь уже привыкнуть в Москве, здесь, конечно, их не хватает. Например, каршеринг. Я слышал, что в Алматы он есть, а вот в Нур-Султане пока нет. Очень удобная, замечательная вещь.
В Москве привыкаешь к доставкам, где ты можешь поставить галочку «сегодня вечером» или «через 3 часа», но там на 100 рублей дороже.
Ульянка пошла на танцы. Ей там рассказали анекдот – немцы приходят минуту в минуту, русские час в час, а казахи день в день. В глобальном смысле обращаешь внимание: если ты о чем-то договорился на 3 часа дня, и если сегодня произойдет, это хорошо.
– Из чего складывался ваш основной заработок, когда вы жили в России?
– В этом смысле у меня ничего не изменилось. Я профессиональный покерный игрок и блогер, стример уже как последние два года. И у меня есть мой доход – это все онлайн за редким исключением поездок. Это с учетом того, что ушли разные сервисы и программы из России и невозможно получить доступ. В том числе ограничили некоторые покерные приложения, которые нужны были для работы. Здесь в Казахстане это не проблема.
– После объявления санкций российские блогеры, артисты начали активно, скажем так, искать деньги в Казахстане. Вы не задумывались никогда, что это может кому-то не нравиться здесь?
– Я даже представить такого не мог. По мне, чем больше в мою страну, где я живу, приедет людей с каким-то доходом извне и будет тратить в моей стране, так это же супер, в экономическом смысле просто замечательно. Поэтому я не мог себе представить это. Но мы сняли ролик о приезде в Казахстан, первые впечатления. И это самый захейченный ролик у нас на канале, где просто вот понаехали, мол, не знают, как говорить Костанай, учите язык. Причем на обратной чаше весов я считаю, что казахи – это самый гостеприимный народ в мире из тех, кого я знаю. У меня много друзей по всему миру, но гостеприимнее казахов, по-моему, нет никого. Просто мне каждый казах скажет «Так ты мне всегда звони, помогу» и доказывают это делом, а не просто словами. То есть в Казахстане понятие гость – это прям вот такое очень уважительное. Действительно к гостю относятся как к гостю, а не просто «молодец, что приехал». Друзья, подписчики писали «Не обращай внимания, кто-то радикально настроен, в общем забей». Но в быту мы не встретили ни одного негативно настроенного человека. За исключением удивительной истории. Это про отношение к собакам.
Мы привыкли, что в России реакция на корги идет «оо малыш» или нейтральная, а здесь, наверное, каждый второй «уберите этого вурдалаку, уберите собаку». Я говорил там с несколькими казахами, объяснили, что отношение к собаке как бы к нечистому животному. Но большинство именно просто боятся. Вот это прям очень необычно.
– Давайте на чистоту поговорим. Вы уехали из России из-за каких-то личных убеждений, или все-таки из-за того, что вы могли потерять работу, заработок?
– Я очень против того, что происходит. Я максимально против, я не согласен с этим ни в каком проявлении. У меня много и коллег, и друзей в Украине. Для меня все происходящее – это просто ужасное потрясение. Я никак не завишу от государственных денег Российской федерации, от заказчиков, подрядчиков, хотя я очень люблю Россию, я, конечно же, хочу жить в России. Я русский и всю жизнь прожил в Москве. И задавая себе вопрос и своей жене – куда, где жить, начинаешь выбирать варианты, соединять плюсы и минусы. И ты в любом случае приходишь к тому, что хотелось бы жить в России, но, к сожалению, из-за того, что происходит, если трезво на это смотреть, вряд ли там что-то изменится.
– Чисто гипотетически рассматриваете остаться здесь?
– Да, такой вариант был. Мы даже думали о жилье. В плане цен все тоже намного доступнее, чем в России. Я прям активно листаю варианты с домиками. Сейчас много стало современного хорошего жилья. Интересно посетить Алматы, столько позитивных и хороших отзывов.
– Как вам люди в Казахстане и какие главные качества выделите?
– Гостеприимность – это первое. Мне кажется, это сложно назвать качеством. Чуть-чуть все на кайфе, живут в юморе, это же подчеркивают «эй брат, салам», «ой бой» и есть такое ощущение, что все достаточно на расслабоне.
Для жителя Москвы это немножечко дико. Потому что я когда был в Москве, меня очень пугало то, как люди между собой общаются. Мне казались люди очень холодными. Как будто бы я им вообще никто и звать меня никак. Это особенность Москвы. Все-таки Москва – это большой бизнес центр и люди в погоне за деньгами за карьерой теряют эту человечность теплоту.
– Еще задам такой вопрос, который меня лично очень сильно интересует. Русские в Казахстане отличаются от русских в России?
– У меня в рамках этой поездки не так много людей именно русских, давно живущих в Казахстане. Но я знаю много ребят и мне кажется, это казахи! Они тоже вот на этом чиле, на этом кайфе, с этим вкусом, местным колоритом, но при этом с русской внешностью. Это казахи. Ты же все равно живешь, растешь вместе с казахами и как-то все перенимают друг от друга по чуть-чуть. Русский здесь больше казах, чем русский.
– А вас не напрягает тот факт, что к русским сейчас во всем мире стали относится предвзято?
– В ваших словах есть большая доля правды. Я всегда считал, что нельзя делить людей на нации, на цвет кожи, профессию, ориентацию. Ммне кажется, что весь сознательный мир никогда не будет как-то предвзято относиться к тебе, что ты русский или не русский. Я думаю, большинство будут относиться к тебе так как к личности, к человеку. И это доказывает огромное количество случаев. Я никогда не буду стесняться, что я русский и не буду этого скрывать, я не вижу ничего плохого в русском.
– Стыдно быть русским? Сейчас такое…
– Мне не стыдно это ни секунду. Я наоборот горжусь за огромное количество достижений моей страны в прошлом. Каких-то людей из моей страны жалко и просто отвратительно и ужасно то, что делают другие люди в моей стране, но я от этого не становлюсь хуже или лучше, я такой, какой я есть.
– Вы сами сталкивались с русофобией?
– Пока никак, за исключением каких-то комментариев в Интернете. Более того, меня какая-то часть зрителей начала называть русофобом, когда я говорю о своей позиции, об отношению к правительству. Определенная агрессивно настроенная часть России говорит, что это я предатель, русофоб и негодяй. Кроме как от русских я не чувствовал русофобии ни от кого еще.
– Спасибо, Анатолий, за беседу, желаем вам успехов и всего хорошего, чтобы у вас жизнь в нашей стране была как можно комфортнее. Мы всегда рады гостям.
– Спасибо, что позвали. Пойду, попробую кумыс наконец-то сегодня попить.