$ 524.75  540.6  5.12
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
29.11.2021, 20:15
Интервью

«Цели разные у всех»: бизнесмен рассказал зачем занимается благотворительностью

Талгат Дюсеков тратит на меценатство около 30-40 миллионов тенге в год

«Цели разные у всех»: бизнесмен рассказал зачем занимается благотворительностью

Предприниматель, меценат Талгат Дюсеков в беседе с корреспондентом Azattyq Ruhy рассказал о своем пути к успеху, госслужбе и о том, как вести бизнес в Казахстане.  

- Талгат, здравствуйте! О Вас говорят, что вы помимо того, что успешный бизнесмен еще и очень смелый человек с каким-то нестандартным мышлением.

- Ну, касательно нестандартного мышления соглашусь, наверное, охотно. Люблю быть как не все, а касательно успешности сложно сказать на самом деле, насколько ты успешен. Нет таких четких обозначений, кто может считает, что я успешный, а для кого-то я «пшик», кто я? Я никто, но в целом, я доволен своим положением.

- Почему люди так говорят о Вас? Нестандартное мышление, Вы сказали - я соглашусь. Почему?

- Ну, потому что я думаю всегда по-другому и вообще мне нравятся слова, как только твои мысли, мнение совпадает с большинством - резко меняем, ну, конечно, я в буквальном смысле так не поступаю, но тем не менее стараюсь как-то нестандартно подходить к решению проблем. Элементарно вот были такие случаи, когда на государственном уровне не могли решить вопросы какие-то, я все-таки связываю это с зашоренным мышлением, потому что мы думаем поверхностно, и у меня было несколько случаев в жизни, когда я одним советом решил глобальные проблемы.

- Но при этом Вы не любили публичности, Вы не были публичным человеком?

- Не любил и, честно, сейчас не люблю и особо не горю желанием.

- Вы считаете, что у нас в стране небезопасно заявлять о своих достижениях?

- Если быть откровенным, а я имею право быть откровенным, то да, потому что, наверное, это все происходит на генном уровне. Это длится десятилетиями, потому что, когда ты с детства слышишь истории о том, что как у твоего дедушки «отжали» что-то и твоему отцу приходилось оправдываться, что он купил «Москвич», но ему почти год пришлось отчитываться, какие-то дяденьки серьезные приходили, он показывал свои выписки со сберкнижки и так далее. Представьте, насколько это впечатывается. Еще когда отец говорит, что твои документы должны быть в порядке. У меня с тех пор привычка: у меня все документы в порядке.

- Тогда ближе к делу. Вы до интервью сказали мне, что у вас «отжали», как сейчас модно говорить, 2 млн долларов. Кто и как?

- Кто? Я бы с удовольствием сказал, но сейчас не могу, потому что мы заключили медиативное соглашение, которое зарегистрировано уже и там один из пунктов - просьба не разглашать. Конечно, это ударит по их репутации, они этого боялись. Поэтому только согласились.

- Как это произошло, при каких обстоятельствах?

- При таких, что люди пригласили переговорить, потом предлагали сотрудничество, потом оно состоялось, но в итоге, оно вылезло боком. Попытались даже «отжать» все. Но благо есть люди, которые несмотря на их статус и положение, все-таки остались людьми и, узнав эту проблему, они вмешались и посодействовали решить ее.

- А зачем вы согласились на сотрудничество? Вы думали, что будет хуже, если не сотрудничать?

- Я не думал, я это чувствовал, я это понимал. Есть такое заезженное, но реалистическое выражение: иногда делают предложение, от которого ты просто не можешь отказаться. Но оно такое было, если раньше взять раскулачивание: пришли, отобрали и разделили между всеми. Потом были 90-е, но там было жесткое рейдерство, бандитизм, пришли забрали и все. Потом начались двухтысячные. И вот здесь происходит магия рейдерства и унификация слияния с законами, то есть это все делается на законном уровне и, если копнуть, то очень сложно докопаться, это делается не за раз, тебя ведут, подводят, ты оказываешься условно в такой ловушке. Несмотря на то, что ты можешь считать себя умным, способным. Почему я и говорю, лучше не светиться, лучше быть в тени, жить хорошо, кушать вкусно и спать спокойно.

- В Казахстане тяжело быть успешным бизнесменом без посторонней помощи, как сейчас модно говорить, без «крыши»?

- Мне сложно говорить о Казахстане и тем более рассуждать… Я буду говорить субъективно, и я скажу, наверное, коротко. Издалека я скажу так, что невозможно. Я не верю, по крайней мере, относительно того, что я был лет 10 назад успешен, и это я сделал своими силами, без чьей-либо помощи. Но есть предел, ты можешь дойти до определенной планки, после которой ты просто вынужден быть с кем-то.

- Ну, да, чем успешнее ты становишься, тем больше обязательств.

- Конечно.

- Какие обязательства, то есть, грубо говоря, вы должны кому-то что-то дать?

- Честно говоря, передо мной такого вопроса не стояло конкретно, что я кому-то что-то должен дать. Просто иногда проскальзывает такое, что я могу быть полезным в плане генерирования этих денег. Второе, это то, что сама компания набрала какой-то оборот. Если возвращаться к вопросу, когда у меня пытались «отжать», это не потому, что у меня много, а потому, что у меня есть компания, которая уже организована, систематизирована, которая может работать на рельсах и приносить, естественно, огромные деньги.

- Талгат, Вы вступили в партию «Nur Otan». Для чего, только честно?

- Хороший вопрос. У меня вообще с партией интересная история, я же могу быть откровенным? Я был два раза членом партии. В первый раз, как говорят, меня без меня женили. Как-то оказался я членом партии. Я почему это вспоминаю, потому что когда я сейчас вступал, все было серьезно и необходимо было два письма, заявление, получить партбилет и так далее. А в 2007-ом я ушел с госслужбы и меня оттуда убрали, потому что когда меня второй раз пригласили вступить, я говорю, что уже член партии «Nur Otan», а оказывается, нет.

Второй раз я уже осознанно вступил. Откровенно говоря, причиной послужило то самое явление – праймериз. Он первый раз проходил в Казахстане. Я в рассвете сил, я чувствую ветер перемен, нынешнее руководство партии вызвало доверие и произвело впечатление в плане открытости, доступности и, когда тебя открыто приглашают за круглый стол и дают возможность высказаться, причем высказаться конструктивно, не лестно, как обычно это у нас делается, это вызвало симпатию, а потом уже друзья настояли, рекомендовали поучаствовать. Это было началом становления публичности и у меня были проблемы, меня обложили.

- То есть Вы рассматривали как подушку безопасности или хотите нести какую-то миссию?

- Если думать меркантильно, это слишком мелко, я не из той категории, честно говоря, прямо взять меркантильно, потому что это мне выгодно - нет. Мне объяснили, что у меня есть возможность реально стать депутатом, избранником народа. Я подумал, что я что-то могу внести.

- Многие крупные бизнесмены занимаются благотворительностью. Что дает меценатство? Вот Вы занимаетесь благотворительностью?

- Вы знаете, я занимаюсь, если коротко. Цели разные у всех, есть крупный бизнес. Я думаю так создаются некие благотворительные фонды. Это нормально, потому что государство спасибо тебе не скажет за твои налоги, а там ты вкладываешь. Кто-то инвалидам помогает, кто-то детям, кто-то многодетным, миссия у всех разная. Я для себя определил целевую аудиторию, кому хочу помогать. Моя аудитория - это молодые спортсмены, дети. Вторая - это дети, которые стремятся учиться. Есть дети, которые талантливые, которые не смогли поступить на грант, я оплачиваю им обучение.

- Сколько в год Вы тратите на благотворительность?

- Честно сказать, я не считал, миллионов 30-40 наверное.

- Ну, чтобы понимать, сколько вы готовы отдать людям?

- Объясню, я же не как бездонная бочка, очень часто, когда близкие узнают, они потом начинают массово обращаться и я четко могу сказать, что я помогаю тогда, когда у меня есть, когда я чувствую, что отдам это и моя семья не останется голодной.

- У Вас проект с мировым именем, Вы единственный в Казахстане владелец франшизы крупной компании по дезинфекции. Если разобраться, Ваши главные «друзья» - мыши, крысы, чем больше их, тем лучше. А вот в жизни, кто ваши друзья? Дружбой с кем вы можете похвалиться?

- Сложный вопрос, очень сложный. Если поверхностно говорить, я могу сказать тысячи, а есть вот друзья, которые настоящие, их мало. Если как категория социальная, то это больше чиновники, наверное, потому что дружба у меня заложилась на госслужбе. Я дружу с теми, которые делают себя сами.

- Раз мы уже заговорили о госслужбе. Вы некоторое время работали там, но все-таки ушли в бизнес, что вас там напугало или не привлекло?

- Ну почему сразу напугало? Скорее всего разочаровало… Если конкретно, знаете я такой человек, всем тем, чем я начинаю заниматься, а у меня этапы в жизни разные были, как только я начинаю, я влюбляюсь в это дело, непроизвольно настолько погружаюсь в работу, для меня это кажется главной миссией.

Если взять госслужбу, то я тоже погрузился, была такая самоотдача бешенная, я думал всю жизнь готов так работать, стараться. Но наступает такой момент, перелом в моем случае, это было 2009-10 год. Я отучился в академии, я закончил ее на отлично мне дали даже такую бумажку: рекомендация на повышение в должности. Я вернулся, был такой наивный, вернулся, а меня отправили на понижение несмотря на закон о госслужбе. Я как минимум должен был сохранить свою должность.

- А, как Вы думаете почему?

- Не знаю. Я не хочу об этом говорить.

- Ну понятно, то есть не всегда все честно на гослужбе происходит. Я имею ввиду продвижение в кадровых вопросах.

- Я не знаю, как сейчас, но тогда я точно могу сказать. Ну, о какой честности можно говорить, какой-то балбес занимает какую-то должность, и люди все вокруг понимают кто этот человек, а он, представьте, он вершит судьбы, принимает государственные решения. Это страшно, когда ты понимаешь что от такого человека зависит судьба многих.

И разочарование?

Конечно. Но опять же, не было такого уныния. Я быстро влюбился в другое дело переориентировался, постарался быть гибче и нашел себя. Бизнес - это мое хобби, я все- таки специалист управления, закончил академию, то есть если упрощать я выбрал бы как призвание госслужбу.

- У вас просто не было…

- Недооценили.

- Нет понятно, как вы говорите балбес сидит. Значит за балбеса кто-то сказал а за вас нет?

- Возможно. Да, я не оказался в нужное время в нужном месте, но это не месседж для людей, что я хочу вернуться на госслужбу.

- Вот я как раз хотела спросить вы рассматриваете?

- Сейчас нет. У меня есть внутренние цели, и я их еще не реализовал.

- У Вас много завистников? Это мешает работать и как с ними бороться?

- Опять давайте коротко – да.

- Они мешают работать?

- Самое интересное что зависть такая штука непонятная. Она не проявляется в чистом виде. Зависть не связана с успехом. Даже когда я был нищим, когда мыл посуду в ресторане, даже тогда мне завидовали. Наверное, завидуют не состоянию и положению, а твоему образу жизни. Я знаю, что многим не нравится, я упертый кому-то не нравится, что я не курю, не пью, как я одеваюсь, что я говорю правду.

- А как проявляется зависть?

- Мой совет: зависть же можно использовать правильно. Зависть может быть катализатором или неким ингибитором, то есть человек может перегореть из-за того, что он завидует кому-то, а может использовать как некий такой мотиватор.

- Такой простой вопрос, если коротко ответить, в чем секрет Вашего успеха?

- Критерий, наверное, наличие колбасы в холодильнике. Я же советский человек и вырос в СССР, я не могу это выбросить и забыть, и для нас есть такое понимание как модель поведения. У меня отец говорил, что мужчина должен обеспечивать семью, должен быть опорой и он все сопровождал забиванием холодильника. Почему я сказал колбаса? Это ирония. Колбаса это был дефицитный продукт, кто-то даже дрался за колбасу. Я ставлю цель, есть такое понимание как долгосрочные цели, я их дроблю. Я никогда не спешу, я просто делаю то, что зависит от меня. Если брать как самую яркую черту характера я бы выбрал дисциплину. Проблема общества неуспешных людей в том, что хотят все и сразу. Хотят с самого низа перепрыгнуть на второй этаж. Я разочарую этих людей, ну не бывает так, невозможно перепрыгнуть какой-то этап.

- Совет для бизнесменов начинающих, которые сомневаются или же считают, что все ниши уже заняты.

- Ниши – меня это раздражает. Сразу говорю, когда я слышу, что в Казахстане все ниши заняты я могу категорично сказать, что у нас вообще все свободно. Даже если что-то работает, я больше чем уверен есть над чем поработать и усовершенствовать. Бояться и сомневаться - это воровство победы, то что мешает достичь успеха. Надо просто пробовать идти и делать.

- Спасибо вам интересную беседу.

Новости партнеров