$ 527.23  544.05  5.05
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
28.10.2021, 06:50
Интервью

«Мы были за техперсонал, садовников и охранников»: изменил ли будни учителей закон «О статусе педагога»?

Одна из учительниц государственной школы правдиво высказалась на этот счет

«Мы были за техперсонал, садовников и охранников»: изменил ли будни учителей закон «О статусе педагога»?
Фотоколлаж AR

Прошло уже почти два года с момента, как в Казахстане официально прописали права и обязанности учителей. Закон «О статусе педагога» должен был избавить преподавателей от лишней головной боли – бесконечных денежных сборов на цветы и мел, подписки на ненужные газеты и журналы, бумажной волокиты и, самое главное, от работы, которую учителя выполнять не должны. Как сейчас проходят будни педагогов, в интервью Azattyq Rýhy рассказала учительница школы-лицея № 143 имени Суюнбая в Алматы Ляззат Мусанова.

– Расскажите, пожалуйста, что изменилось в преподавательской работе благодаря закону «О статусе педагога»? Особенно сейчас интересует нагрузка на учителей. Бумажная волокита, несвойственные педагогам функции – все это снизилось, как полагается по закону?

– Благодаря закону все учителя нашей школы в данное время имеют часовую нагрузку от 16 до 35 часов, чего не было ранее. В этом отношении сейчас права учителей соблюдены. Также хочется отметить, что снизилась бумажная волокита. Она всегда существовала, и на нее часто жаловались педагоги. И сейчас, после принятия закона «О статусе педагога» на смену бумажному варианту отчетов, допустим, для классных руководителей, пришел вариант электронный. И теперь учителя (классные руководители) говорят, что это упростило их труд, что это очень удобно и это существенно облегчило учительский труд.

До принятия закона наши учителя были вовлечены в разного рода несвойственные им работы. Например, они участвовали в переписи населения, были вовлечены в работу всеобуча. Что это значит? Мы ходили по микроучасткам, которые находятся возле нашей школы и переписывали детей школьного возраста. Это было очень неудобно, тем более, что мы это делали до или после рабочего дня. Наш район – район Саяхата, где, в основном, частные дома. Ворота были заперты у людей, мы стучались, звонили, боялись собак. Переписывали детей школьного возраста, затем мы ездили к ним в школы, где они обучаются, для того, чтобы взять справку о том, что тот или иной ребенок действительно обучается в данной школе. Это, скажу я вам, было очень энергозатратно и отнимало у учителя много времени. Ему не оставалось времени на подготовку к урокам.

Так же после принятия закона в школе, где я работаю, нас, учителей, не стали привлекать к ремонтным работам. То есть, это ремонтные работы внутри школы и на школьном дворе. Учителя ремонтировали учебные кабинеты, большие павильоны, красили бордюры, сажали цветы. Накануне 1-го сентября рабочий день иной раз тянулся до 10-ти вечера. Можно сказать, что мы были за технический персонал и за садовников.

И вот после принятия закона все это было отменено. Также была отменена подписка на периодическую печать. До принятия закона нас заставляли подписываться на газеты, журналы. 

– А прекратились ли денежные сборы в школе? 

– Да, это самое главное, что я хотела бы отметить.

После принятия закона уже никто не осмеливается собирать деньги с родителей и учителей для нужд школы. То есть, сбор денежных средств больше не ведется вообще. Это регулярно делалось до принятия закона лично в нашей школе. Я не могу говорить о других школах, потому что я там не работаю, я говорю о своем рабочем месте.

И еще хотела бы добавить, что после принятия закона вдруг выявилось, что многие наши коллеги работали без специализации. То есть, не дипломированные, не специализированные работники работали у нас годами.

Некоторые из них были попросту уволены, некоторые перешли по своей специальности. Вот, допустим, у нас учитель казахского языка годами вел технологию для мальчиков. Он перешел работать по своей специальности и сейчас ведет казахский язык. Или учитель географии у нас в школе тоже годами вел технологию. Тоже после принятия закона он был переведен по своей специальности учителем географии. Учителя труда преподавали самопознание или вообще у нас физик-ядерщик был взят на работу и недолго преподавал физику. То есть, он совершенно не имел педагогического образования, но работал учителем. Вот это было устранено, и каждый учитель получил должность по своей специальности.

– А как закон отразился на финансах учителей?

– После принятия закона в школе, где я работаю, недельная нагрузка учителей снизилась от 18 часов в неделю до 16 часов. Это прописано в законе и это, конечно, отразилось на повышении заработной платы учителя.

С принятием закона вот уже второй год заработная плата учителя повышается на 25%. Это существенно отразилось на финансовом благополучии учителей.

Хотя тут есть некоторые нюансы. Заработная плата учителя зависит от категории и стажа работы. И когда говорят, что учителя сейчас получают 300, 400 или 500 тысяч тенге – это те учителя, которые имеют большой педагогический стаж и высокую квалификацию. У молодых учителей заработная плата, соответственно, ниже.

Я за последние два года ощутила, что в нашей школе создаются условия для работы учителя. В законе «О статусе педагога» есть статья о том, что работодатель обязан обеспечить условия для работы учителя и учащихся. Это прежде всего материально-техническое оснащение учебных кабинетов. Сейчас в школе, где я работаю, создаются все условия для обучения учащихся. Хоть и не все кабинеты еще оборудованы, но работа в этом направлении ведется. На днях учителя школы получили принтеры. Тридцать учителей в тридцати кабинетах могут теперь печатать для своих учеников СОР-ы и СОЧ-и. Раньже же это было очень сложно. Это была трудоемкая работа – проводить СОРы и СОЧи. Руководство школы обещало заказать принтеры и для других учителей. Ведь коллектив у нас немаленький, больше ста человек.

Также радует, и я отметила бы это красной линией, что после принятия закона новшеством для учителей стало то, что больше не надо поурочные планы заверять у завуча школы в бумажном варианте. На это по утрам тоже уходило много времени и ресурсов. То есть, каждую бумагу надо было распечатывать и после того, как завуч поставит свою роспись, то план этот был действителен всего год. На следующий учебный год этот план приходил в негодность. Это тоже отнимало финансовые ресурсы педагога. Теперь учитель имеет право пользоваться электронным вариантом поурочного плана, так как в законе было сказано, что учитель имеет право выбирать методы своей работы.

У каждого учителя в кабинете есть доступ к интернету. Это очень хорошо. Раньше этого не было.

Также благодаря закону у нас в школе есть существенные изменения – в школе открыли очень удобную учительскую для подготовки к урокам и отдыха учителей. Это тоже один из подпунктов этого закона: уважение к труду учителя. В учительской поставили ноутбуки, подключили интернет, поставили принтер. Для отдыха и перекусов поставили термопот. Теперь все учителя и практиканты могут в учительской в свое свободной время пить чай. Во время пандемии, когда врачи рекомендуют употреблять больше жидкости, я считаю, что это очень важно – пить горячий чай. За этот термопот у нас есть ответственное лицо – завхоз, который с утра включает термопот и весь день следит, чтобы всегда в нем была горячая вода.

А еще у нас при школе действует теплица, она недавно у нас задействована. Там у нас учителя биологии выращивают помидоры, огурцы, зелень. И, между прочим, это все выросло и время от времени овощи и зелень подаются к столу преподавателям на обед. Биологи нас угощают. Это очень приятно.

Во второй части материала педагог расскажет про дежурства в школе в праздничные дни – как учителя работали вместо охранников, а также тяжело ли дался детям переход на оффлайн и прописано ли в законе бесплатное питание для учителей. 

Новости партнеров