Пока у власти «Талибан», Средняя Азия в опасности – Латиф Пидром
Афганистан при господстве талибов станет территорией терроризма, экстремизма и наркобизнеса, считает он
Афганистан при господстве талибов* станет территорией терроризма, экстремизма и наркобизнеса, уверен член Фронта национального сопротивления Афганистана (ФНС) Латиф Пидром. По его мнению, единственный выход из перманентной войны – создание федеративного демократического государства. И мировое сообщество должно помочь в реализации этой идеи.
Об этом господин Пидром рассказал в эксклюзивном интервью Azattyq Rýhy.
Латиф Пидром в прошлом один из видных соратников Ахмадшаха Масуда, сегодня активно участвует в борьбе Фронта национального сопротивления во главе с сыном «Панджерского льва» – Ахмадом Масудом. Он является основателем и председателем партии «Национальный конгресс Афганистана» (НКА), был депутатом нижней палаты парламента ИРА, дважды баллотировался в президенты ИРА.
Марионетки Пакистана
– После молниеносной и позорной капитуляции Кабула многие СМИ и «эксперты» наперебой расхваливали боевой дух талибов, представляя их патриотами. На самом же деле, это было со стороны правительства Ашрафа Гани предательством национальных интересов в угоду одному этносу – пуштунам. Какова роль Пакистана и правящей верхушки Афганистана в катастрофически быстром падении официального Кабула?
– Талибан находился и продолжает находиться под прямой защитой пакистанского правительства, особенно ISI (армейская военная разведка). Вот яркий пример вмешательства во внутренние дела ИРА Исламабада: глава ISI Хамид Фаиз прибыл в Кабул в первые же дни захвата талибами столицы и лично возглавил боевые действия против сил Фронта национального сопротивления в Панджшерском ущелье. Круги, относящиеся к Пакистану, а также шовинистические круги пуштунского населения во главе с Ашрафом Гани Ахмадзаем передали страну талибам, причем при поддержке Соединенных Штатов. Ашраф Гани и его команда до этого были обеспокоены тем, что по окончании переговоров в Дохе в переходном правительстве будут выделены места и для непуштунов, доля которых составляет в стране свыше 60%. Воспользовавшись предоставленной возможностью, Гани и другие пуштунские лидеры сделали все для того, чтобы власть быстро и полностью перешла к пуштунским талибам. И это иначе как государственной изменой назвать нельзя.
Война юга и севера
– Во времена Ахмада Шаха Масуда север Афганистана был единственным регионом страны, который не смог захватить «Талибан», несмотря на огромную помощь Пакистана, некоторых арабских стран и Аль-Каиды*. Как вы оцениваете нынешние шансы Фронта национального сопротивления (ФНС) вернуть под свой контроль северные регионы Афганистана?
– В настоящее время сопротивление талибам стало общенациональным движением. Различные слои населения, классы и социальные группы в меру своих возможностей разными способами сопротивляются насаждению средневековых порядков «Талибаном». Хочу отметить заметное место женщин ИРА в этом сопротивлении и в культурной сфере. Как сказал великий поэт Хаким Фирдоуси, справедливость победит беспредел.
– Многие эксперты и политики считают, что мира на земле Афганистана не будет до тех пор, пока страна не поделится, условно говоря, на пуштунскую и непуштунскую части. Насколько реален вариант образования двух государств на территории Афганистана? Как оценивает такую возможность мировое сообщество?
– По-моему мнению, сопротивление талибам должно быть сплоченным и возглавляться единым центром. Различные течения сопротивления должны объединиться в рамках широкого антиталибского фронта. Сопротивление должно обрести свою четкую организационную форму. Ему необходимо построить собственную политическую географию в противовес экстремистскому «Эмирату Талибан». Эта форма государства (параллельная, переходная, теневая и т.д) будет формироваться в будущем на древней земле Афганистана.
Международное сообщество пока не признало «Талибан». Это экстремистское движение пока не господствует во всем Афганистане. Вооруженное сопротивление продолжается в северных провинциях Баглан, Панджшер, Бадахшан и на западе – в Герате. Я считаю, что вооруженное сопротивление господству талибов в скором времени начнется везде.
Миссия Пекина
– Китай имеет большое влияние, основанное прежде всего на экономических рычагах на «Талибан» и на Пакистан. При этом Пекин опасается подготовки боевиков из Синьцзяна на территории Афганистана. Эксперты считают, что Пекин готов оказывать экономическое содействие ИРА взамен на отказ от помощи уйгурским боевикам «Исламского движения Туркестана»*. Какова, на ваш взгляд, нынешняя позиция Пекина во внутриафганском конфликте?
– Китай намерен инвестировать в несколько крупных месторождений в Афганистане. Режим Гани, активно поддерживаемый Индией, давним стратегическим конкурентом Пекина в регионе, рухнул. А для Пакистана Китай – политический и экономический партнер №1. Глобальный проект «Один пояс, один путь» стал главным на повестке дня китайского правительства, поэтому оно хочет воспользоваться этой возможностью укрепить свое влияние в регионе. Китай, конечно, очень беспокоят связи уйгурских боевиков «Исламского движения Туркестана» в ИРА. Есть информация, что исламистские боевики из СУАР ведут тайные переговоры с талибами.
Пекин сейчас не в ладах с талибами и по ряду других причин. При этом «Талибан» никогда не станет открыто экстрадировать боевиков Синьцзяна в Китай, как бы того ни хотел Пекин. Такой поступок «Талибану» не простят мусульманские страны и транснациональные исламистские организации.
По моей оценке, в дальнейшем связи между Китаем и «Талибаном» будут натянутыми. Сейчас у них кратковременная дружба.
Персидский след
– Пока в Афганистане находились силы США и НАТО, Иран, Россия и Китай в отместку за санкции со стороны администрации Трампа в разной степени помогали «Талибану». Как поведет себя Тегеран в нынешних условиях, особенно на фоне откровенного притеснения шиитов (хазарейцев) в ИРА? Появилась даже информация, что в скором времени в Афганистан могут быть переброшены силы дивизии «Фатимиюн», которые успешно сражались на стороне Асада против ИГИЛ* в Сирии. Его основу, как известно, составляют проживающие в Иране афганские шииты. Насколько верна эта информация?
– Действительно, пока Афганистан был оккупирован США и НАТО, страны, политика которых направлена против США, «дружили против Вашингтона» и помогали талибам. Но эта политика скоро изменится. Россия, Китай и Иран обязательно поменяют свои позиции. Тегеран, для которого на первом месте стоит продвижение влияния шиитской ветви ислама, не потерпит массового убийства своих единоверцев в Афганистане. Эта страна не будет поддерживать талибов в долгосрочной перспективе. Уже сегодня протесты против талибов в Иране набирают силу среди многих организаций и движений.
По поводу участия «Фатимиюн» появляются некоторые сообщения, но насколько в действительности эти силы, созданные КСИР (Корпусом стражей Исламской революции) для борьбы с ИГИЛ в Сирии, хотят войти в Афганистан, пока достоверной информацией я не располагаю.
Центральная Азия в тревожном ожидании
– Для казахстанцев и вообще стран СНГ важнее всего такой вопрос: возможна ли ситуация, при которой талибы осмелятся на агрессию против соседних стран в Средней Азии? Или же опасность исходит от Афганистана лишь в качестве страны, предоставляющей свою территорию для террористических группировок?
– «Талибан» создан не для того, чтобы принести стабильность, он рожден для кризиса. Афганистан при господстве талибов станет территорией терроризма, экстремизма и наркобизнеса. Афганистан, находящийся под контролем талибов, ИГИЛ и «Аль-Каиды», представляет угрозу для всех центральноазиатских государств, особенно для Таджикистана. В присутствии талибов, естественно, мы не будем иметь безопасную Центральную Азию.
– Недавно бывшие высокопоставленные чиновники правительства Гани выступили с заявлением о скором создании правительство ИРА в изгнании под руководством Амрулла Салеха, бывшего первого вице-президента Афганистана. Как Вы оцениваете их нынешние действия?
– Амрулла Салех (этнический таджик – AR) – предатель. Он предал интересы всех народов Афганистана и, в частности, интересы таджикского народа. Салех и горстка других предателей, верных Ашрафу Гани Ахмадзаю, сегодня хотят разрушить изнутри силы сопротивления и довести свое предательства до конца. Они уже один раз продали интересы народа за высокие посты и деньги. Мы поставили им заслон, а то эти якобы патриоты изо всех сил пытались дискредитировать Фронт национального сопротивления. Мы, борцы за справедливость, были одновременно против шовинистического режима Гани, и против «Эмирата Талибан» с его средневековыми порядками. Сегодня мы боремся за создание федеративного и демократического государства на земле Афганистана, в котором будут действовать цивилизованные законы, а не средневековье и экстремизм.
P.S. Позицию Казахстана по афганской проблеме четко выразил Президент РК Касым-Жомарт Токаев на заседании Совета глав государств СНГ:
«Какими бы ни были наши политические взгляды и личные убеждения, мы не должны оставлять Афганистан наедине с беспрецедентными трудностями».
Казахстан уже приступил к поставкам продовольствия и товаров первой необходимости в ИРА. Глава государства предложил учредить логистический хаб по оказанию международной гуманитарной помощи Афганистану, а также создать региональный центр ООН в Казахстане.
Напомним, Миссия ООН по содействию Афганистану (МООНСА) создала временный офис в Алматы.
Между тем, 17 октября спецпредставитель Президента РК по международному сотрудничеству Ержан Казыхан провел в Кабуле встречи с представителями «Талибана» Абдул Гани Барадаром и Амир Ханом Муттаки. Были обсуждены вопросы оказания Казахстаном гуманитарной помощи афганскому народу и восстановления торгово-экономических связей. По распоряжению Токаева в Афганистан доставлена гуманитарная помощь в виде 5 тыс. тонн муки. Казыхан также передал предложение Казахстана о предоставлении афганской стороне отечественной вакцины QazVac, сообщает пресс-служба Акорды.
Марк АЙСБЕРГ, Насибджон АМОНИ
*«Движение Талибан» – согласно решению Верховного Суда от 15 марта 2005 года, данная организация признана террористической и запрещена на территории РК;
*«Исламское движение Восточного Туркестана» – согласно решению Верховного Суда от 15 октября 2004 года, данная организация признана террористической и запрещена на территории РК;
*«Аль-Каида» – согласно решению Верховного Суда от 15 октября 2004 года, данная организация признана террористической и запрещена на территории РК;
*«Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ, ИГИШ) – согласно решению Верховного Суда от 15 октября 2015 года, данная организация признана террористической и запрещена на территории РК.