$ 524.75  540.6  5.12
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
19.02.2021, 13:16
Интервью

«Поверхностный Минздрав»: почему многие казахстанцы продолжат лечиться в кредит

Использование пенсионных приведет к удорожанию услуг в сфере здравоохранения, прогнозирует эксперт

«Поверхностный Минздрав»: почему многие казахстанцы продолжат лечиться в кредит

С сентября прошлого года, то есть с момента, когда Президент дал поручение, Министерство здравоохранения готовило правила использования пенсионных излишков на лечение. Затаив дыхание, казахстанцы полгода ждали объемного документа с полным перечнем медицинских услуг, на которые можно потратить свои кровные. На деле получилось, что народу сунули в лицо бумажку, которую можно было составить за день – без тотальной критики в соцсетях и Мажилисе.

Директор независимого консалтинга медицинского сообщества Даурен Нурсапа в интервью Azattyq Rýhy рассказал, какие услуги и операции следовало бы включить в список и как пенсионные сбережения могут повлиять на цены и без того дорогих услуг.

Для начала напомним, что именно Минздрав включил в перечень услуг, оплачиваемых за счет пенсионных излишков:

  • лечение орфанных (редких) заболеваний, включая их лекарственное обеспечение, а также диагностические исследования для определения тактики лечения;
  • стоматологические услуги, оказываемые в медицинских организациях, расположенных на территории Республики Казахстан (протезирование зубов, имплантация);
  • реконструктивные и восстановительные операции (пластические) с целью коррекции послеоперационных рубцов и врожденных пороков, также после проведенной мастэктомии;
  • радионуклидная и радиойодтерапия;
  • радиохирургические лечения (гамма-нож, кибернож);
  • протонная терапия;
  • офтальмологические услуги (кросслинкинг роговичного коллагена, лазерная коррекция зрения).

Достаточно ли столь короткого списка, с учетом того, что соцсети пестрят сообщениями о сборе на лечение детей и взрослых. При этом перечень заболеваний указывается самый разный, а квоты либо не предусмотрены, либо выписываются смертельно долго.  

– Даурен, как вы думаете, будет ли пользоваться спросом лечение на пенсионные деньги? Насколько «больна» наша страна?

– У нас очень много болеющих. Я думаю, что спрос будет огромный. На наш рынок, к примеру, зашли российские медицинские компании, которые через наш банк оказывают дорогостоящие услуги. У нас сильно хромает здравоохранение по той части, что не может обеспечить вовремя лечением. На портале надо долго ждать, но люди не могут ждать. Умереть можно, пока дождешься. Поэтому однозначно спрос будет огромный. Легче пойти и заплатить за лечение, полную диагностику сделать, чем ждать месяцами.

У нас в Алматы есть клиники российские, которые через банк оформляют кредит и люди вот так лечатся – в кредит. И у этих клиник очень большой поток людей. А здесь это прекрасная возможность – не в кредит лечиться, а брать свои пенсионные деньги и здоровье подтянуть.

– Перечень услуг, на которые можно потратить деньги, устраивает или следовало бы его расширить?

– Я бы расширил список, конечно. У нас, к примеру, офтальмология дорогая и в рамках ГОБМП и ОСМС очень мало услуг, которые обеспечиваются государством. У нас очень много операций, которые люди не могут себе позволить. ОСМС не покрывает очень многие услуги.

В офтальмологии, к примеру, они прописали лишь кросслинкинг роговичного коллагена и лазерную коррекцию зрения. Лазерная коррекция – не самая дорогая офтальмологическая операция. Они неправильно сделали. Надо другие услуги ставить, надо в сторону хирургии идти. Вот где по-настоящему дорогие операции – от 600 тысяч начинаются, потому что расходники дорогие.

К тому же, хочу сказать, что решение по пенсионным деньгам обязательно повлияет на рост цен. Сразу же. Это однозначно. Все повторится, как и с жильем – цены на медицинские услуги пойдут вверх.

– За какие еще услуги люди не могут заплатить?

 – К примеру, вместо стоматологии они могли бы включить реабилитацию по кардиологии, потому что это дорого и платить нужно на протяжении длительного времени. ЭКО надо было включить, потому что мало кто из граждан может себе его позволить. У нас же в рамках ГОБМП и ОСМС только 2-3 позиции по этой части лечат – проходимость маточных труб и еще что-то. А других причин, почему молодые не могут иметь ребенка, очень много и лечение это очень дорогое. Анализы только чего стоят. Вот по этой части надо было поддержать, потому что у нас много кто не может завести ребенка. В очереди огромное количество людей стоит на ЭКО.

Онкология тоже дорогостоящая. Биопсийный материал чтобы взять кучу снимков надо сделать, анализы – все это дорого. По онкологии у нас очень хромает стандарт оказания помощи. В первичной медико-санитарной помощи у нас нет сильных онкологов, все они ушли в частные клиники. У нас даже с регионов люди приезжают в Алматы, потому что у них нет хороших и сильных специалистов. Я сам недавно столкнулся с похожим случаем. Чтобы всю документацию, все снимки подготовить, приходится выкладывать немалые деньги. Хотя у нас говорят, что все это бесплатно, я вам скажу – ерунда это все.

На одного специалиста у нас 2 тысячи человек и поэтому все затягивается. Недавно был случай со знакомой. Ей сказали ждать 15 дней. Но, слушайте, болезнь прогрессирует, за 15 дней ей хуже будет. Времени ждать нет. Чтобы бесплатно что-то сделать, люди месяцами ждут.

Например, эндопротезирование тоже на портале месяцами ждут люди. Проблем много. А все из-за того, что нормативы у нас так прописаны.

– Лечение орфанных заболеваний, кибернож, гамма-нож и прочее в списке – насколько эти услуги популярны среди населения?

– Орфанные заболевания очень редки. Их совсем мало. Они не всем нужны. Гамма-нож и прочее – думаю, эти услуги не будут большим спросом пользоваться. Не всегда они помогают.

Есть гинекологические, офтальмологические операции, ЛОР-операции, цена на которые даже до миллиона тенге доходит. Людей, которым нужны эти операции, их очень и очень много.

Я вообще не могу понять, чем руководствовался Минздрав, когда составлял этот список. Хочется сказать им: посмотрите статистику, кому и что больше всего нужно. Тем более все данные есть – чем люди страдают, чего на портале не хватает. Это все очень просто и быстро можно было сделать, а не тянуть месяцами. Тем более, у них в тарификаторе написано, какие услуги дорогие.

Кто вообще там собрался и составил его? Там собрались менеджеры, организаторы здравоохранения, которые не разбираются в медицине, все поверхностно лишь знают. Вот такие люди у нас сейчас руководят Минздравом. Нет сильных специалистов.

– Сложно не согласиться. Благодарю Вас за беседу.

Жан МУРЗА

Новости партнеров