$ 526.11  542.31  4.76
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
14.11.2020, 15:26
Интервью

«Димаш – лучший учитель и посол казахского»: как иностранцы проходят языковые курсы

Американцы, немцы, французы и россияне вдохновляются творчеством певца

«Димаш – лучший учитель и посол казахского»: как иностранцы проходят языковые курсы
Фотоколлаж AR; фото из открытых источников

Не так давно на Youtube-платформе появился канал преподавателя казахского языка с 20-летним стажем Сауле Шудабаевой. Еще она больше года ведет страницу в Instagram, где тоже обучает людей языку совершенно бесплатно и по своей методике, передает корреспондент Azattyq Rýhy.

– Сауле Муратовна, расскажите про вашу методику преподавания языка.  

– Мы с мамой – коллеги, она преподаватель казахского, французского языков. Она 20 лет преподавала французский, а затем перешла на казахский. В университетах методику слабо дают. Меня как учителя взрастила мама. Она передала мне свой опыт, все техники. Суть методики заключается в преподавании казахского как иностранного языка. От себя я адаптировала эту методику под взрослое восприятие за все годы своей практики. Я работаю исключительно со взрослыми. Это интенсивный способ выучить казахский даже с нуля.

Как мы учим иностранный язык? Нам надо понять логику. Когда мы понимаем структуру, логику, тогда нам легко его воспроизвести, поэтому я людям открыто заявляю: если вы даже слова не знаете на казахском, вы словно чистый лист, проблем нет, приходите, я помогу вам выучить.

– Обучаются ли у вас иностранцы?

– Очень много россиян обучаются. Язык дается им легко, потому что язык – это, по сути, конструктор, где очень важны все элементы. Моя целевая аудитория – это русскоязычные казахи и другие национальности. В последний год активизировались казахстанцы, проживающие за рубежом. Но это благодаря Димашу Кудайбергену. В апреле этого года я запустила онлайн-школу, в которой обучаются много неказахстанцев благодаря Димашу.

Также обучаются казахстанцы, живущие за рубежом – из Германии, из Нидерландов несколько человек, из США мужчина занимался. Он с семьей уехал на ПМЖ, стал скучать по родине и начал язык учить. Из Франции девушка занималась. Ближнее зарубежье – Кыргызстан, Россия, Украина. Мне почему-то на москвичей очень везет. Около 6 человек обучались из Москвы – это казахи, которые никогда не жили в Казахстане. А так в основном учат язык казахи, уехавшие жить за рубеж и вот скучающие.

– Какие у них впечатления от обучения?

– Казахстанцы реагируют на курс так: говорят «мы не знали, что выучить язык можно так легко и просто». Они не знали, что казахский – такой легкий и понятный. Для многих большое открытие, что язык – это математика. А у иностранцев обычно спортивный интерес.

Моя задача объяснить, что в любом языке есть структура, что любой язык – это формулы. Может это некорректно звучит, но я всем казахам на курсе говорю: давайте на время забудем, что это родной язык. Он не перестает быть родным, просто на время курса мы должны посмотреть на него как на новую дисциплину, как на польский, португальский, к примеру. Почему это нужно? Потому что, изучая родной язык, у человека автоматически включается чувство вины, обиды. Моя задача – снять психологические блоки.

Мое убеждение, что человек может знать язык в трех случаях: во-первых, человек из казахоязычной среды вне зависимости от национальности, во-вторых, человек может закончить школу на казахском, как Майя Веронская, например, которую отдали в казахскую школу. Потому что это системные знания на протяжении минимум 9 лет. И третий случай – человек может пройти правильные курсы, от начала и до конца следуя всем рекомендациям. На мой взгляд, вот всего три случая, когда человек может потенциально знать язык.

Если первое, второе и третье не про вас, я людям говорю, что вы в принципе не должны знать язык. У какого-то навыка есть предпосылки, а вот у этих людей не было предпосылок знать язык. Люди говорят: да. Я говорю: вы не виноваты. Человек сразу расслабляется. Это моя позиция и я знаю, что многие не разделяют ее. А я не разделяю позицию, что люди обязаны знать. Предъявлять людям с точки зрения «ты обязан» – это не работает. Понятно, что каждый гражданин страны обязан знать государственный язык. Но надо подавать это под другим соусом. Если мы поставим перед собой задачу обучить население, то надо использовать правильные методы.

– Правильные – это какие?

– Часто мы слышим, что кто-то ругает на улице кого-то за язык. И мне хочется ругающему сказать: ну не ругай, ты же молодец, ты же знаешь. Лучше возьми соседа русского и помоги ему выучить 15 фраз на казахском и это будет твоим вкладом. Люди, которые знают язык, как правило, выставляют претензии – должны/не должны. Но прежде чем говорить ребенку «ты должен уметь пол мыть», мама должна его научить этому. Мы сначала должны давать инструмент, а потом спрашивать: а ты умеешь им пользоваться? Почему ты им не пользуешься, если тебе его дали?

Для развития языка 20-30 лет – это маленький срок. Язык – это не технология, это сознание. Наше общество должно созреть до этого состояния. Если у меня будет возможность, я хочу лично Димашу сказать спасибо. Я так этого парня люблю. И не за творчество, а за его влияние на казахстанцев и, в принципе, на людей, потому что он через свое творчество, через другие материи у людей разбудил интерес.

Я сама лично знаю женщину, ей за 50 лет, она из Новосибирска, она стала моей ученицей, но пришла достаточно говорящей. Она за год выучила казахский, потому что влюбилась в творчество Димаша. Она говорит: Если бы не пандемия, я бы дальше за ним ездила. Она была в Казахстане всего два раза, на его концертах. Когда мы несем язык через внутреннее содержание, через душу, тогда мы можем человека тронуть за его тонкие струны.

У меня такая идея фикс – помочь всем, кто хочет заговорить на казахском. Я могу работать в любом формате, чтобы человеку было комфортно и интересно. В этом плане я подписываюсь под каждым словом высказывания полиглота Дмитрия Петрова. В одном интервью на вопрос, есть ли секрет изучения языка, он ответил: Есть один единственный секрет – язык надо учить с удовольствием. Моя задача как преподавателя и как тренера – заинтересовать, замотивировать, потому что я чутко понимаю одну вещь: главный человек на занятии – это ученик. Я полностью ученица своей мамы. Она мне сказала как-то эту фразу. Сказала, что преподаватель – управляющий процессом, что он говорящая книга, говорящая доска. Я со своей стороны все сделаю на 100%, но невозможно человека научить, если он не хочет учиться.

Я для себя ставлю цель, чтобы ученик заговорил. Не надо учить языку, надо сделать язык понятным для других и помочь заговорить. Кто-то меня спросил, а сколько человек у меня было за практику. В силу того, что я работаю как частный репетитор, не была ни разу в отпуске последние 20 лет и не веду последние 8 лет групповые занятия (раньше были групповые занятия у компаний), за эти 20 лет я помогла выучить язык 960 людям. С каждым я занималась индивидуально. Я когда подсчитала, сама удивилась и я благодарна каждому ученику, потому что я расту вместе с ними.

– Благодарю Вас за прекрасное интервью и желаю еще больше учеников!

Жан МУРЗА

«Манкурты и аккулаки»: как быть с русскоговорящими казахами?

Новости партнеров