$ 527.3  544.86  4.95
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
05.10.2020, 21:31
Интервью

Женщины все активнее заявляют о себе в политике – Жулдызай Искакова

Политолог рассказала об интересе казахстанцев к внутрипартийным выборам «Nur Otan»

Женщины все активнее заявляют о себе в политике – Жулдызай Искакова

Политолог Жулдызай Искакова поделилась мнением о проведении праймериз «Nur Otan». Она рассказала об активности участников и казахстанских женщинах, которые поверили в свои силы, благодаря внутрипартийным выборам, передает Azattyq Rýhy.

– На ваш взгляд, разбираются ли теперь казахстанцы в процессе праймериз? Насколько это слово теперь им знакомо?

– Слово «праймериз» ворвалось в повседневную жизнь казахстанцев. Большинство даже не пытаются вникнуть в его суть, однако слышали его абсолютно все, у кого есть доступ к СМИ. Анализ Google Trends показывает, что слово «праймериз» в казахстанском сегменте поисковика с июня 2020 года бьет абсолютные рекорды за последние 20 лет по уровню запросов.

«Nur Otan» создал себе мощный инфоповод и задал небывалый ранее уровень упоминаний о себе, будучи вне официальной предвыборной кампании. Сложно сказать о том, насколько понимают казахстанцы смысл праймериз, так как уровень политической пассивности у нас в стране еще достаточно высокий.

К примеру, в России, когда стартовал первый масштабный праймериз в 2011 году, социологи ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения – AR) отмечали, что лишь 17% из опрошенных знали о проведении праймериз в стране. И только 3% из них понимали смысл слова. В 2016 году на праймериз «Единой России» цифра осведомленных составила 47% от опрошенных и соответственно процент тех, кто понимал смысл, тоже был уже выше. Казахстанские социологические данные пока мне не встречались.

– Оправдались ли ожидания по части активности претендентов на участие в праймериз?

– Думаю, что идеологи партии «Nur Otan» довольны своей работой. Почти 11 тысяч участников праймериз – это чуть больше 1% от заявляемых партией членов (всего их свыше 800 тысяч). Вроде не так много в долях, но, например, в России количество участников праймериз в этом году составило около 6 тысяч, при этом у них как минимум в несколько раз больше членов, чем у партии «Nur Otan».

– Партия не раз ранее заявляла о намерении привлекать в политический процесс все больше женщин. Стал ли праймериз дополнительным «окном» для представительниц прекрасной половины человечества?

– Не столько праймериз стал «окном возможностей», сколько принятые в прошлом году поправки в закон «О Выборах». «Nur Otan» уже соответственно подстраивается под этот закон. Женщины определенно активизировались, многие искренне поверили в свои силы и серьезно подошли к процессу. А если женщина «включилась», то поверьте, остановить ее будет сложно. Думаю, наметившиеся тенденции уже начали способствовать тому, что казахстанская женщина все чаще начнет заявлять о себе не только в политике, но и других сферах государственной деятельности.

– Аналогичный вопрос и о молодежи – сумели ли праймериз вовлечь их в политическую жизнь страны?

– С молодежью сложнее, конечно. Есть определенный процент заинтересованных, но, думаю, что в этот праймериз партия привлекла по большей части лояльную к себе молодежь. У нее достаточно активное молодежное крыло и большинство участников именно оттуда. Их достаточно много, но нужно понимать, что есть и другие категории молодежи – протестная или не проявляющая заинтересованность в политической жизни. Я пока не думаю, что они стали менять свои политические взгляды.

– Можно ли при сложившейся системе нивелировать давление внутри первичных партийных организаций в процессе голосования? Проще говоря, обеспечить процесс прозрачности, чтобы руководители «первичек» не заставляли голосовать за выбранного ими кандидата.

– Это сложно. Мы десятилетиями наблюдали процесс давления на избирателей, особенно бюджетников. Вряд ли приходится ожидать, что в одночасье все поменяется и особо расторопные партийцы (особенно в райцентрах и селах) забудут о наработанных годами методах работы в угоду своему руководству. Безусловно, заметно, что Комитет партийного контроля «Nur Otan» работает – выявляются и обнародуются случаи нарушения, но для кардинального изменения подходов нужно время, и, конечно же целенаправленная работа в этом направлении.

– Чего ждать казахстанцам после проведения праймериз?

– Наличие процедуры праймериз в казахстанских партиях лучше, чем его отсутствие. Думаю, что эта практика приживется в нашей стране и другие партии будут перенимать опыт. Ну а если говорить о том, вызовет ли праймериз интерес к предстоящим парламентским выборам, то думаю здесь многое будет зависеть от оппонентов «Nur Otan». Если интересных соперников не появится, то не думаю, что интерес к выборам будет существенным.

– Благодарю вас за беседу!

Новости партнеров