$ 527.23  544.05  5.05
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
19.08.2020, 12:12
Интервью

Ученый рассказал о самочувствии после вакцинации от коронавируса

Казахстанские ученые разрабатывают сразу пять видов вакцин от КВИ

Ученый рассказал о самочувствии после вакцинации от коронавируса

К разработке казахстанской вакцины от КВИ приступили в марте. Три недели назад ученые опробовали ее на себя и пришли к выводу, что антитела после ее введения начали вырабатываться в организме уже на седьмые сутки. По их словам, первые клинические испытания препарата начнутся в сентябре, а наладить массовое производство планируют к концу этого года. Об этом в интервью корреспондентам Azattyq Rýhy рассказал заведующий лабораторией особо опасных инфекционных заболеваний Научно-исследовательского института проблем биологической безопасности, доктор ветеринарных наук Леспек Кутумбетов.

– Леспек Бекболатович, Вы испытываете вакцину на себе. Расскажите о своем самочувствии, не наблюдается ли побочных эффектов?

– Всего вакцину на себе испытали семь человек – это я и шесть моих коллег. Пошла уже третья неделя после испытаний. Мы чувствуем себя нормально, но это и неудивительно, так как состав вакцины абсолютно безвредный для человека и животных.

Мы вводили вакцину для того, чтобы проверить, как препарат будет действовать, какие ощущения вызывать, нужно было испытать ее на себе, убедиться в ней и лишь потом предлагать ее кому-то.

Кроме того, мы еще и много контактируем, а вакцина сможет обезопасить нас от заражения. То есть главная цель у нас была обезопасить свое здоровье, чтобы наша научная работа не останавливалась ни на секунду.

У семи человек, то есть ни у кого из нас, кто получил вакцину, не было абсолютно никаких патологий. У одного из семи человек на месте введения вакцины были покраснение и небольшое жжение в течение дня. Но это не существенное проявление реакции. Организм и иммунная система у всех разная, поэтому реакция на вакцину у людей разная. Но у всех нас не было никаких патологий. Температура тела не повышалась, не было ни недомоганий, ни головокружений. Я знал, что так будет, потому что мы знаем, какой состав у вакцины и что она не вызовет патологических реакций.

– Как долго вы работали над этой вакциной?

– Мы начали работу, наверное, самыми последними в мире, потому что болезнь к нам пришла в марте. 24 марта мы начали работу с возбудителем.

Инактивированная вакцина была создана в течение 1-1,5 месяцев. В мае мы получили первые экспериментальные образцы и зарегистрировали ее в ВОЗ. Дальше мы ее только дорабатывали и улучшали. Окончательные образцы проверяются на обезьянах, и сами также проверили их. Подчеркну еще раз, что все результаты наших исследований показали, что вакцина абсолютно безопасна. Она безвреднее, чем вакцины, которые применяются в широкой практике десятки лет.

– Можно ли раскрыть данные о составе вакцины? 

– Состав несложный, но говорить о нем еще рано, так как это интеллектуальный продукт коллектива, требующий защиты. После оформления всех документов сведения о вакцине будут доступны в печати.

Но он (состав – AR) применялся в вакцинах, которые мы разрабатывали и раньше. Наш институт в течение 60 лет работает с особо опасными вирусными возбудителями, мы специализируемся на этом и знаем, как работать с патогенами особо опасной группы. У нас налажено и создание вакцинных препаратов. Самое главное, что у нас есть специалисты высокого уровня. Результаты наших исследований соответствуют мировому уровню. Мы всегда советуемся с российскими, европейскими, американскими коллегами. Они обращают внимание и на наши разработки. В нашем институте разработаны вакцины мирового уровня, могу сказать, что не во всех зарубежных и развитых странах есть такие возможности, как в нашем институте. Мы можем работать с живыми вирусами, можем моделировать инфекционные болезни вирусного или бактериального происхождения на животных, изучать их биологическое свойство и патогенность.

– С момента прохождения вами вакцинации прошло уже три недели. Расскажите, выработались ли у вас антитела к КВИ?

– Так как мы привились, то решили провести сразу все гематологические и биохимические исследования состава крови, насколько она изменяется. Не было никаких колебаний за пределами физиологических норм.

С седьмого дня после введения вакцины начали появляться защитные антитела. Это специфические антитела, которые нейтрализуют и тормозят развитие вируса COVID. Сейчас, опираясь на эти данные, можно сказать, что антитела при вакцинации появляются даже раньше, чем у больного человека.

Обычно норматив ориентируется на динамику формирования иммунитета и антител в организме у больного человека. Патогенный вирус быстрее регулирует на формирование антител. У больного на 10-14 сутки начинают выделяться специфические антитела, у нас же уже начиная с седьмых суток они начали появляться. И мы считаем, что это хороший результат.

– Мне известно, что вы работаете над разработкой пяти видов вакцин. Какую из них вы испытали на себе?

– Да, Вы правы. У нас разрабатывается пять вакцин против КВИ. Сейчас объясняю подробно по каждой, чтобы Вы все поняли.

Есть традиционные вакцины, мы их называем «живые» вакцины. Например, прививка против кори, краснухи. Это живые вакцины, полученные учеными в процессе работы с живым патогенным вирусом, с которого целенаправленно снимают патогенность. Он становится для человека непатогенным, его можно прививать. Человек бессимптомно переболеет, а его иммунная система вырабатывает антитела против вируса.

Второе – инактивированная вакцина. Она готовится из вирулентного вируса, он размножается, а потом убивается химическими препаратами, затем добавляется иммуностимулирующий компонент. Потом проходит еще несколько этапов и получается вакцина. У вируса сохраняются антигенные шипы, и он при введении в организм стимулирует формирование иммунных антител.

Мы на себе пробовали именно инактивированную вакцину, то есть традиционную. Такую же вакцину готовят Россия, КНР.

Мы еще готовим и вакцины нового поколения – геномные, векторные вакцины. Что такое векторная вакцина? Это когда из патогенного вируса болезни COVID берется определенный ген, тот участок, который отвечает за формирование иммунных антител. Этот участок забирается у патогенного вируса, срезается и вставляется в другой вирус, тот, который абсолютно не патогенный для человека. И при размножении безвредного вируса в культуре клеток или эмбрионе и так далее он начинает вырабатывать антигены, то есть белки вируса COVID. После очистки, при введении его в качестве вакцины, он стимулирует формирование антител. Принцип, думаю, понятен. В большинстве стран готовят именно векторные вакцины на основе двух вирусов.

И пятая вакцина, над которой мы работаем, – субъединичная. Она тоже генно-инженерная. Геном патогенного вируса COVID срезается и вставляется также в другой микроорганизм уже не в вирусный, а в бактериальный микроорганизм, который быстро размножается. И этот объект, бактерия, размножаясь, вырабатывает в себе антиген вируса COVID и накапливает его. Потом этот продукт очищается, остается только белок вируса COVID, выработанный бактериальной или другой клеткой. Он очищается, смешивается с адъювантами, наночастицами или другими препаратами, которые стимулируют в организме формирование антител.

Субъединичная вакцина уже зарегистрирована вслед за инактивированной вакциной. И она сейчас проходит доклинические испытания на животных.

– Когда пройдут клинические испытания инактивированной вакцины?

– По планам в сентябре в Казахстане пройдет первая фаза клинических испытаний. Отбираются добровольцы, их будет более 40 человек.

Все делается по требованиям и правилам ВОЗ. Обычно проходят четыре этапа, но думаю, что наша страна остановится на двух этапах испытаний, так как ВОЗ в связи с пандемией не возражает против массового использования препарата после второй фазы испытаний.

Где-то в середине октября завершится первая фаза клинических испытаний, и дальше, если все будет нормально, пойдет уже вторая фаза испытаний. Она окончится в конце ноября – начале декабря.

Думаю, к концу 2020 года или началу следующего года мы сможем массово производить вакцину.

– Можете ли вы уже сейчас сказать, как долго будет защищать данная вакцина?

– Редко какие вакцины дают пожизненный иммунитет. Против оспы вакцина дает иммунитет на всю жизнь, а другие требуют время от времени доиммунизации. Эту болезнь мы только начали изучать во всем мире. Прошло всего полгода, как ученые начали заниматься этим возбудителем, поэтому что-либо сказать сейчас о продолжительности вакцин сложно.

Но мы уверены, что вакцина даст защиту как минимум на полгода, максимум на год. В дальнейшем все будет изучаться. Никто сейчас ничего не может точно сказать. Все только на уровне предположений.

– Нужно ли будет вакцинировать детей?

– У детей иммунная система хорошо регулирует на патогенез этой болезни. У них практически не бывает тяжелых случаев заболевания. Если вирус попал к ним в организм, то болезнь обычно проходит без клинических проявлений.

Для них болезнь не опасна, но они могут быть источниками этого возбудителя. Вирус может размножаться и потом передаваться старшему поколению, тем, которые более восприимчивы к этой болезни. Поэтому детей обязательно нужно будет прививать.

– Планируется ли наладить реализацию нашей вакцины от КВИ за рубеж? 

– Сейчас у нас нет коммерческих мыслей. Нам нужно в первую очередь защитить народ Казахстана, чтобы мы смогли преодолеть трудный период. Чтобы как можно скорее в стране начала восстанавливаться экономика и наладилась социальная жизнь у людей.

Наше дело – создать хорошую, действенную и безопасную вакцину.

– Благодарю Вас за беседу! Успехов Вам!

Алтыншаш СМАГУЛОВА

Новости партнеров